Чтобы понять успех Fortnite, нужно вернуться к королю онлайн-шутеров 2017 года. Речь, конечно же, о PUBG — разработке корейской студии BlueHole, которая впервые качественно реализовала механику «королевской битвы». Суть этого режима проста: 100 игроков одновременно сбрасываются на масштабную карту, где они могут собрать оружие, боеприпасы, а также перестрелять друг друга. Каждые несколько минут безопасная зона на карте сужается, стягивая выживших игроков в центр. Таким образом дело доходит до одного победителя, который и становится «королем горы».
У PUBG тоже есть первоисточники: пользовательский мод для военного симулятора ARMA 2 и фильм японского режиссера Киндзи Фукасаку «Королевская битва», вышедший в 2000 году. Картина рассказывает о группе школьников. Они оказываются на отдаленном острове, принимая участие в трехдневном бою на выживание.
В 2017 PUBG был на коне — за четыре месяца на рынке игра разошлась тиражом около 30 млн экземпляров. На пике популярности одновременное количество игроков достигало 3,2 млн. Но последние полтора месяца PUBG демонстрирует отрицательную статистику — за один лишь февраль онлайн-шутер потерял 12% фанбазы. Причина? Fortnite — аналогичная разработка от компании Epic Games.
Успех Fortnite обеспечен f2p-моделью (бесплатным доступом) и своевременным копированием ключевой механики PUBG, режима «Королевской битвы». Изначально разработчики ФОКУСировали свое внимание на других возможностях: режиме совместной борьбы с навалами зомби. «Переобувшись» буквально за несколько месяцев, в сентябре Epic Games представила собственную версию сражения на 100 игроков.
Основные условия остались неизменны: пользователи высаживаются по всей карте (8×8 км) на парашютах, собирают оружие и ресурсы, следуя за сужающимися границами. Но есть и ряд существенным отличий. PUBG напирает на реализм происходящего, а Fortnite выглядит более казуально. Еще одним важным дополнением Fortnite является режим строительства: собирая ресурсы, игроки могут на ходу возвести себе укрытие или проложить мостик для удобного перемещения. Это добавляет игре вариативности на поздних стадиях: чтобы выжить подольше, не обязательно бегать с дробовиком наперевес — можно грамотно укрываться от атак.
Если напрямую сталкивать между собой PUBG и Fortnite, у обоих проектов есть свои преимущества. К примеру, в PUBG работает более продвинутая система стрельбы — игра считает физику каждого снаряда. Это заставляет делать поправки на условия: пули могут прилететь немного ниже положенного, отдача тоже отличается. Также игрокам доступно больше модификаций арсенала. В Fortnite с этим проще: траектория полета снарядов рассчитывается только для снайперских винтовок. Все остальные ружья просто попадают туда, куда направлен прицел.
Зато у игры Epic Games есть несколько безусловных козырей. Для начала: кроссплатформенность и грамотная модель монетизации. Поиграть в Fortnite можно на PC, Mac, PlayStation, Xbox, а с недавних пор началось тестирование мобильной версии. При этом Fortnite бесплатна. Агрессивный донат не приносит игрокам существенных преимуществ. Деньги можно тратить на внутриигровую валюту, покупать дополнительные скины или сезонный «пропуск». Также разработчики предлагают на выбор несколько изданий: от бесплатного базового до коллекционного. В них есть «косметические» улучшения, вроде дополнительных иконок, а также доступ к ежедневным и уникальным лутбоксам. Наконец, для покупателей открывается тестовый доступ к изначальному PvE-режиму, где нужно бороться против зомби.
Для сравнения, PUBG продается в украинском Steam за 479 грн, поиграть бесплатно можно только в мобильной версии.
Еще одна сильная сторона Fortnite — хорошая производительность. Вероятно, сказывается уровень разработки: за PUBG стоит небольшая корейская студия, для которой это второй проект. Fortnite же делают создатели популярного игрового движка Unreal ENGINE, не испытывающие недостатка ресурсов. Благодаря оптимизации и работе с графикой, Epic Games добились стабильного фреймрейта на всех платформах.
В то же время PUBG давно славится чудовищными проблемами с производительностью. Несмотря на непритязательную графику, комфортно себя могут чувствовать только игроки с процессорами Core i7 и видеокартами уровня Nvidia GTX 1080 Ti. Даже на сверхпроизводительной приставке Xbox One X тестовая сборка PUBG едва вытягивает 30 FPS в секунду. Таким образом, до недавнего времени аудитория PUBG почти полностью ограничивалась владельцами мощных игровых компьютеров. Правда, ситуацию может изменить релиз мобильной версии — тут BlueHole обогнали соперников из Epic Games. PUBG Mobile некоторое время тестировался в Китае, а с недавнего времени доступен для скачивания в App Store и Google Play. Мобильная Fortnite пока распространяется только по инвайтам.
Неизвестно, поможет ли удачный запуск на Android и iOS сократить разрыв между PUBG и Fortnite. Вторая пока что в очевидных лидерах — согласно январскому отчету Epic Games, пользовательская база их онлайн-шутера достигла 45 млн. Как показывает успех стрима с Ninja и Дрейком, игра сейчас на мультиплеерном Олимпе. Сам Ninja, которого в действительности зовут Тайлер Блевинс, объясняет это просто. Стример, который зарабатывает более $0,5 млн в месяц, рассказал в разговоре с представителями CNBC — успех Fortnite в доступности, мультиплатформенности и простоте освоения. Осталось дождаться, кто сумеет повторить эти условия еще лучше.