В 1933 году в возрасте 57 лет умер Тхуптэн Гьяцо – 13-й Далай Лама (согласно доктрине тибетского буддизма, дух Далай Ламы реинкарнируется в новом теле). Когда в процессе бальзамирования его голова повернулась с юга на северо-восток, это восприняли как предзнаменование и отправились в северо-восточную провинцию Амдо, где был обнаружен двухлетний Лхамо Тхондуп, которого провозгласили 14-м Далай Ламой спустя четыре года после смерти Гьяцо.
Наши поиски следующего Стива Джобса и близко не такие вдохновляющие.
Джобс умер в 2011 году, в возрасте 56 лет. Тогда скорбящие по всему миру построили временные святыни под магазинами Apple (ритуал, более подходящий для Папы, нежели для предводителя индустрии), воздавая дань человеку, который всегда описывал свою миссию квазирелигиозными терминами. По мнению самого Джобса, он не просто строил бизнес, но создавал “след во Вселенной”. Как последователь дзен-буддизма, он представил первую материнскую плату Apple как доказательство собственного просветления.
“Он знал уравнения, непостижимые для большинства людей. Вещи стремятся к своим противоположностям”, – рассказала его дочь Лиза биографу Уолтеру Айзексону.
С момента его смерти IT-индустрия и СМИ искали новое воплощение Джобса. В разные времена журналисты провозглашали таковыми Джека Дорси, Джеффа Безоса, Марка Цукерберга, Мариссу Мейер, Виталика Бутерина, китайского предпринимателя Джо Чена и даже создателя приложения для учета личных финансов Анжела Рича. Преемник Джобса на посту СЕО Apple Тим Кук в интервью 2012 года назвал Джобса “незаменимым”, тем самым поставив под сомнение целесообразность таких поисков.
Высказывание Кука стало важной точкой над “i” в вопросе ожиданий от следующего лидера компании, но также это была просто правда. Преемники Джобса могут имитировать его навыки предпринимателя, дизайнера или маркетолога. Но никто из них не мог повторить его ЛСДшных стараний “вернуть все на путь человеческой истории и сознания”, столь же естественно обзавестись авторитетом человека, настроенного на волну тайн вселенной, или покинуть этот мир со столь же смиренным и лаконичным “Ох, вау”.
За последние годы Джобса “вернули на землю”. Его токсичная личность была хорошо известна еще до его смерти, но множество деталей, которые всплыли потом, стали определять его жизнь так же, как и его творения. Вероятно, отчасти поэтому Илон Маск, еще один потенциальный “следующий Стив Джобс” открестился от этого титула в комментарии Rolling Stone:
“Если бы я умирал и на мне была водолазка, я бы на последнем вздохе стащил ее с себя и постарался отбросить как можно дальше от моего тела”.
Вместе с тем, люди, которые больше всех ассоциировали себя с Джобсом, мало вдохновляют. Основательница Theranos Элизабет Холмс нарочито носила черные водолазки в стиле Джобса и держала компанию в условиях “джобсианской” секретности, пока не оказалось, что под ее покровами скрывается обыкновенное мошенничество.
Когда изгнанный основатель и СЕО Uber Трэвис Каланик заявил что он “Стивджобсит это”, он не имел в виду эпизод изгнания в стиле Джозефа Кэмпбелла, который учит смирению и самопознанию, но просто выжидал, когда сможет снова вернуться в компанию.
Джобс возможно имел доступ к уравнениям, которые знали единицы, но эти предполагаемые последователи используют куда более знакомую формулу, которая начинается с неконтролируемого эго и жажды власти и заканчивается позором.
Чем больше становится технологическая отрасль, тем сильнее она страдает от одного и того же недуга. То, что когда-то рассматривалось как почти мистическое стремление к продвижению вида, грозит превратиться в серию обыкновенных захватов власти. Ощущение магии, которое когда-то вызывали технологии, вытесняется подозрением и страхом, поскольку творения таких людей сожрали большую часть нашей экономики, внимания и жизни. Некоторые из них проходят по предсказуемому пути хайп-цикла, но некоторые исходят из вакуума, образовавшегося после смерти Джобса, ощущения, что кто-то, владеющий особым знанием, давал нам что-то такое, в чем мы нуждались сами того не ведая, наделяя нас властью, которой мы не владели. Такой человек не приходит в мир по расписанию, и мы не можем назначить нового просто потому, что предыдущий умер.
Прошло более четырех лет после смерти Стива Джобса, но мы все еще ищем нового лидера, который указал бы нам путь.