Карьера любого специалиста проходит несколько последовательных этапов. Если не говорить о нескольких первых стадиях (обучение профессии, включение в трудовую деятельность, достижение профессиональных результатов, профессионализм), то наиболее интересными с точки зрения эффективности руководителя являются этапы первого подведения итогов и переоценки ценностей и, конечно же, мастерства.
Именно с этого времени у профессионального менеджера возникает внутренний запрос на бизнес-обучение. Зачастую, на данных стадиях у него нет объективных причин повышать уровень своего образования: он знаком со всеми бизнес-процессами компаниями, способен масштабировать процессы и «подтягивать» их в других подразделениях, он является наставником для новых сотрудников, его привлекают для обсуждения стратегических вопросов компании, он справляется с любыми поставленными задачами и достаточно эффективен.
Тем не менее, достигнутый уровень осознанности и вовлеченности заставляют профессионального менеджера провести переучет своих знаний, умений и навыков. Видя свой список проблемных мест и пробелов, можно начинать заниматься их прокачкой. Наиболее эффективных варианта два:
- Интенсивная практика проблемного навыка. Например, однажды я осознал, что при всем своем опыте публичных выступлений у меня недостаточно хорошо получается вести экспертные дискуссии на мероприятиях. И тогда стал просить ставить меня модератором или ведущим на наших и внешних конференциях, чтобы как можно больше практиковать коммуникацию с множеством разнохарактерных экспертов, модерируя их и ведя дискуссию в нужное мне русло.
- Профессиональное бизнес-образование. Речь идет не столько о получении диплома MBA, сколько о прохождение специальных программ управленческого развития для руководителя компании.
На последний вариант хочу обратить дополнительное внимание.
Обучение
Первый профессиональный курс, который я выбрал полтора года назад, это «Персональное управленческое искусство» Таллиннской школы менеджеров. Это дистанционный авторский онлайн-курс Владимира Тарасова, признанного эксперта в области менеджмента. Было долго, непросто, местами обидно, но те десять месяцев позволили мне разложить по полочкам имеющиеся знания, навыки и представления об управлении компанией. И к курсу, и к методике школы, и к системе оценивания у меня осталось немало вопросов, но я точно не жалею, что решил пройти это обучение. Оно корректирует картину мира, дисциплинирует, а иногда даже дает новые знания. Кстати, курс удалось закончить с дипломом с отличием.
Следующим курсом, который меня заинтересовал, оказался «Организационная медиация и развитие компетенций сотрудничества для менеджеров» в Киево-Могилянской бизнес-школе (KMBS). Обучение понравилась. Во-первых, в KMBS комфортно, а атмосфера пропитана желанием учиться. Во-вторых, сама тема медиации конфликтов была для меня абсолютно новой, поэтому чувствовал себя студентом на парах.
А потом я выбрал курс «HR для первого лица» в той же KMBS. И это было весьма необычно.
В первый день меня все раздражало, затем хотелось спорить, а потом сбежать. Во второй день я начал проникаться организационной структурой и бизнес-процессами, матрицами и должностными инструкциями, а к вечеру вдруг осознал, что я даже не представлял чем же именно занимается HR. А вот весь третий день я пребывал в восторге от всего, что мне удалось узнать, исписав карандашом все выданные листы бумаги.
Иногда было непонятно, зачем мне рассказывают о некоторых вещах, отчего казалось, что они излагаются сумбурно и несистемно. Вообще создалось впечатление, что я эти три дня изучал какой-то иностранный язык, который понимал лучше по мере погружения. Иногда в какой-то момент тебе хочется кричать «Ну что ж вы такое говорите? Да это же так не работает!» И вот это внутреннее раздражение заставляет крутиться на месте, пытаться спорить (для начала с самим собой), активно искать несостыковки в словах эксперта.
И как быть, если тебя начинает раздражать процесс и ты чувствуешь себя умнее? Заткнуться и слушать.
Гордыня и тщеславие — два тяжких греха, разрушающих человека. Не нужно думать, что ты умнее всех, знаешь больше или кто-то обязательно делает что-то не так. Даже если у тебя появилось такое ощущение, то просто добудь до конца, дослушай, досмотри, сделай то, что тебя просят. Потом возьми все полученные знания и пропусти их через призму своего опыта.
Что лично мне дает бизнес-обучение?
- Новые знания. Академические знания по интересным мне дисциплинам, которые едва ли можно получить, посещая мотивирующие мастер-классы и тренинги бизнес-тренеров и экспертов разного калибра.
- Атмосферу погружения во что-то новое, дающую мне чувство открытости и бесконечности перспектив. Вот то самое чувство, которое было во мне в студенческие годы, когда казалось, что весь мир сейчас открыт для меня.
- Возможность синхронизировать, а лучше расширить свою картину мира.
- Новые знакомства, контакты и связи. Каждый раз в группе оказываются люди, которые так или иначе сталкивались с тобой или с твоим продуктом, которые знают тебя. И уж точно всегда находятся общие знакомые и темы для разговоров.
- Возможность получить равных тебе или более сильных и интересных собеседников, чтобы обсудить наболевшие темы или просто обговорить какой-то актуальный вопрос.
Что дальше?
Разумеется, мое бизнес-образование продолжится. Вот только важно понять, что обучение ради самого процесса обучения бессмысленно. Самое главное — найти свои «узкие места» и проблемные зоны, чтобы подобрать подходящую программу, которая сможет ответить на все возникшие вопросы. Кроме этого, важна репутация и экспертиза автора курса и его преподавателей, поскольку актуальность темы вовсе не гарантирует получение качественных знаний по ней.
Автор: Дмитрий Суслов, руководитель украинского «Битрикс24».