3 марта этого года Стародубская получила SMS с текстом “налоговая.наберите.необходимо встретиться”. Сначала предприниматель подумала, что это мошенники, и ничего не ответила, но затем получила письмо из Главного управления ГФС в Киеве, в котором шла речь о том, что у предпринимателя занижены налоговые обязательства. В самом же документе было видно, что у данного ФЛП зафиксирована переплата, на которую начислен штраф в размере 10 295,84 грн:
По словам Марины, сумма, на которую начислен штраф (41 183,43 грн) совпадает с с суммой единого налога (Марина работает как ФЛП на третьей группе “упрощенки»), уплаченного за третий квартал 2017 года:
И даже если отставить странности с начислением штрафов за переплаченные налоги, сама переплата возникла по ошибке ГФС: предприниматель запросила справку в своей районной налоговой о том, что все налоговые обязательства за 2017 год выплачены и задолженностей нет.
Предприниматель рассказывает, что получила от ревизора предписание об уплате штрафа 22 марта (через два дня после того, как 20 марта ей выдали справку об отсутствии задолженностей). Марина обжаловала действия ревизора ГУ ГФС города Киева в ГФС Украины. В жалобе, в частности, отмечается, что на момент ее подачи в электронном кабинете отображался штраф, хотя решение ревизора находится в процессе обжалования, и на это время по закону штрафные санкции не применяются:
Но на этом трудности с налоговой не закончились. 13 апреля в кабинете плательщика налогов у Марины образовался долг в 51 258,13 грн.
30 марта она еще раз запрашивала справку у районной налоговой об отсутствии задолженностей перед бюджетом – и опять получила ответ, что задолженности нет.
Корни проблемы становятся понятны, если изучить документ самой камеральной проверки за 6 марта этого года (на ее основании и было написано первое письмо от налоговой). В документе видно, что проверка не нашла разночтений между задекларированным доходом и суммами налогов. Если посчитать уплаченные налоги по платежным документам за год, они сходятся с указанной в этом документе 116 317,59 грн. А сбой возник из-за якобы отсутствующей декларации за 3 квартал (примечание со зведочкой, строка 27). Но предприниматель приводит квитанцию от самой налоговой о принятии декларации за 3 квартал 2017 года.
В квитанции о получении налоговой декларации за 3 квартал 2017 года, сгенерированной автоматически в электронной системе ГФС, есть ошибка – указан 2999 год.
Налоговая должна предупреждать об ошибках в поданной декларации в течение 30 дней и требовать переподать документ, но в этом случае такого не случилось. В любом случае, штраф за ошибки в декларации – 170 грн.
“Из-за ошибочной регистрации в системе налоговой отчета за 3 квартал 2999 годом появилась ошибка. Налоговая, вместо того, чтобы в соответствии с Налоговым кодексом разобраться с ошибочной декларацией, штрафует за неуплату налогов за 3 квартал в размере 25% от суммы налогов за 3 квартал, считает, что налоги за 3 квартал не уплачены, и суммирует всю сумму как налоговое обязательство”, – говорит предприниматель. Отсюда и непонятная сумма долга в 51 258 грн.
Когда Стародубская связывалась с ревизором из ГУ Инной Борис, которая выписала документ, та предлагала встретиться лично, чтобы “решить вопрос”. Кроме жалобы в Главное управление, предприниматель пожаловалась на антикоррупционную линию налоговой, и если вопрос не решится, идти в суд и прокуратуру. “Это сюжет для Кафки в чистом виде по вине некомпетентного чиновника ГУ ДФС Киева… Плати установленные налоги, но все равно будешь должен в разы больше”, – говорит она.