Как создать успешный онлайн-сервис в Украине — кейс Uklon
ВИТАЛИЙ ДЯТЛЕНКО
Основатель и СТО Uklon
Автор: Николь Борман

Совместно с сервисом для предпринимателей ПУМБ редакция AIN.UA запускает спецпроект Win&Fail. Это цикл интервью с владельцами бизнеса об их взлетах и падениях, об удачных и не очень временах для их компаний.

Первым героем цикла стал основатель и СТО Uklon Виталий Дятленко. Компания работает на рынке уже семь лет. Сегодня сервис предоставляет свои услуги в десяти городах Украины и одном городе Грузии. Мы узнали, как Дятленко пришел к идее онлайн-такси, при каких обстоятельствах Uklon потерял 80% заказов и когда вымрут «Ланосы».
ВОЗВЕДЕНИЕ ФУНДАМЕНТА
Есть ряд интервью, в которых вы рассказываете, что идея создания онлайн-такси возникла, когда вы с друзьями заказали пиццу. Почему именно онлайн-такси?
Это дань эпохе. В то время мы с ребятами были связаны с информационно-диспетчерскими службами (ИДС) и программным обеспечением для их обслуживания. А процесс доставки пиццы в какой-то степени похож на процесс доставки пассажира.
Ходят слухи, что Uklon расшифровывается как Uber Klon. Это лишь догадки или действительно была заложена такая идея? Ведь в марте 2009 года в США появился Uber, а уже в конце 2009 года началась разработка Uklon.
(Смеется). Это забавные сплетни и догадки. Uklon — это анаграмма от Ukraine Online. Не все домены тогда были свободны и самым подходящим для нас оказался Uklon. Изначально была идея целого портала, где будет не только такси. Но в конечном итоге все преобразовалось в локальный сервис перевозок. Создавая сервис, мы поставили цель построить из маленького локального стартапа крупный украинский конкурентоспособный технологический бизнес.
Кто те люди, которые закладывали фундамент компании? Вы обеспечили техническую составляющую, а остальное? Какими первые шаги компании: дизайн, методы продвижения?
Конечно, я был не один. Вместе со мной заложили фундамент и оказывали большую поддержку мои партнеры: Дмитрий и Виктория Дубровские и Сергей Смусь. Они непосредственно помогали, советовали и влияли на развитие сервиса. Также было двое инвесторов, чьи имена я предпочел бы не разглашать.

А вот начальные методы продвижения можно назвать первым провалом. Мы совершенно не знали, как это делать. Поэтому сначала начали распространять визитки. Мы их раздавали людям на улице, засовывали в почтовые ящики, складывали в кафе и бизнес-центрах. Конечно, это не работало. Со временем до нас дошло, что если наш сервис онлайн, то и продвигать его необходимо в интернете. Я начал вникать в AdWords и длительное время занимался онлайн-маркетингом компании на фоне разработки. Со временем, когда задач по диджитал-продвижению стало много, мы нашли отдельного специалиста для этого направления.
А сколько человек изначально работало над технической реализацией сервиса?
Их количество время от времени менялось, но всегда не больше троих. Трое людей и компьютер.
Чем вы занимались до идеи об онлайн-такси? Как пришли к программированию и разработке?
Так как компанию я основал в свои 22, будучи еще в магистратуре, то до Uklon я занимался учебой. После бакалавриата график занятий стал более гибким и я стал совмещать учебу с разработкой сайтов, кодингом и другими доступными способами укреплял приобретенные в «Могилянке» (Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» - ред.) знания.
На каком факультете?
Факультет информатики, а специальность на магистратуре называлась «Интеллектуальные системы принятия решений». По сути, это программная инженерия.
Факультет информатики, а специальность на магистратуре называлась «Интеллектуальные системы принятия решений». По сути, это программная инженерия.
Я родом из столицы гетманской Украины, маленького города Глухова Сумской области. Красивый, исторически насыщенный город, построенный так называемыми «цукроварами». В Глухове есть огромный педагогический университет, а идея стать преподавателем лично мне не казалась заманчивой. Со временем я понял, что меня больше интересуют математика, физика и информатика. У меня это получалось, но в Глухове эти предметы изучать было негде. Да и на деле, дома есть дома, но из дома хотелось подальше! В нашем городке на тот момент было 38 000 жителей, все друг друга знали, а хотелось больше знакомств, мыслей, связей, возможностей. Так выбор пал на Киев. В Киев рвутся все и здесь масса светлых умов. Я был приятно удивлен, когда встретил в университете такое количество толковых людей. Это безумно заряжает и подначивает тебя развиваться, когда находишься в обществе умных людей, многие из которых гораздо умнее тебя.
Когда у вас появился первый компьютер?
Кажется, в мои 14, это был 2002 год. Сначала, конечно, я увлекался играми, а от программирования был далек. Но ближе к окончанию школы программирование меня заинтересовало гораздо больше, и появились люди, с которыми можно было обсуждать профильные темы. Интернета в Глухове практически не было, поэтому мы читали книги и программировали в консольных приложениях.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ
Модель Uklon предусматривает обход диспетчерских служб - такси можно вызвать только через веб или в приложении, работает компания напрямую с водителями. Когда сервис заявил о себе на рынке с такой моделью, какова была реакция нарочно неучтенных диспетчерских служб?
На старте ИДС были не против и даже заинтересованы. Мы вреда не приносили, от нас приходили заказы. Первые несколько лет сервис развивался с приростом 200-300% в год. Но в какой-то момент мы столкнулись с тем, что не можем предоставить качественную услугу вывоза. В конце 2015 года мы заявили о намерении работать с водителями напрямую. И это было больно. Сказали мы об этом ближе к Новому году, в сезон предновогодних покупок, праздничного настроения и чудес. Чудес, потому что ИДС, которые никогда не могли между собой договориться, внезапно договорились! И дружно от нас отключились. Вывоз упал до 20%, наши пассажиры не могли никуда уехать.
Это был самый сложный период в истории компании? Расскажите, на чем вы обжигались?
Именно тогда произошла целая череда неприятных событий. Поэтому, думаю, да, это был самый сложный период для Uklon. Случаю с отключением от ИДС предшествовал провал в регионах. Партнер во Львове активно обслуживал наши заказы, как говорится, ничто не предвещало беды. Уже не помню, почему между нами накалились отношения, но в один прекрасный день нам сказали «хватит» и отключились от нас. Это был шок, потому что мы всецело положились на партнерскую службу. В авральном режиме нужно было выходить из кризиса. Мы быстро открыли офис во Львове, раздавали листовки, бегали по парковкам, и набирали благодаря такому поиску по 10-20 водителей в день. Спустя месяц спрос и наше предложение уравнялись.

С тех пор мы пересмотрели концепцию захода в другие города. Сегодня мы делаем это постепенно, устанавливаем показатели роста, открываем офис, формируем локальный штат, который работает и общается напрямую с водителями, проводит осмотр автомобилей и дает нам гарантию независимого развития. И вот потом мы объявляем о намерении прямого сотрудничества с водителями.

Также с самого начала существования нашей компании нас обвиняют в SMS-спаме, но апогей был в 2014 году. Изначально мы сотрудничали с ИДС и наши пользователи считали, что их номер попадает в рассылки благодаря нашему сервису. Как раз с теми, кто занимался рассылкой SMS, мы больше не работаем, в интересах борьбы со спамом. Это либо промыслы самих ИДС, либо операторов. Но кто признается? Если проанализировать содержание этих сообщений, можно догадаться, что у нас нет интереса рекламировать другие службы.
Как думаете, какое ваше решение стало ошибочным для компании?
Я долго все тянул на себе сам. Сейчас на мне завязано очень много, но изначально — практически все. Я очень долго шел к пониманию, что в большом деле необходима большая команда. В том числе и узконаправленные специалисты, которые однозначно лучше моего справятся с рядом задач. У меня горели глаза и я долго не давал себе ощутить потребность в делегировании обязанностей людям, которые могут здорово прокачать компанию. Думаю, если бы я раньше к этому дошел, мы бы быстрее развивались на начальных этапах.
Если вы тоже хотите сфокусироваться на бизнесе и готовы делегировать часть обязанностей людям, которые могут здорово прокачать компанию - сервис для предпринимателей ПУМБ предоставляет совокупно валютного, юридического и бухгалтерского советников. Ознакомиться с продуктом банка можно здесь. Занимайтесь бизнесом, а сервис для предпринимателей ПУМБ займется решением ваших задач.
О КОНКУРЕНЦИИ И РАЗВИТИИ
Два года назад в интервью для AIN.UA вы говорили, что месячная аудитория сервиса — около полумиллиона человек. Какие показатели у компании сегодня?
Сейчас мы подросли и теперь у нас шестизначная цифра заказов в месяц. Большая часть из них происходит в Киеве. Однако регионы сейчас активно растут. Причина простая — распространение качественного мобильного интернета и рост количества смартфонов. У нас большие надежды на города-миллионники.
Uklon есть в 10 городах Украины и даже в одном городе Грузии. Когда пришел момент выхода за рамки Киева, с какими показателями компания поняла, что пора? Где интеграция была взлетом, а где – падением?
Какого-то знакового момента, когда мы поняли, что пришло время выходить за рамки столицы, у нас не было. Были службы-партнеры, которые работали во многих городах Украины, вместе с ними мы стартовали в Одессе. Заказы шли, все работало. Тогда мы начали пробовать Днепр, Львов и так далее.
Как продвигается развитие компании в Грузии?
Каждый город в Украине своеобразный, со своей экосистемой и рынком, в каждом из них у нас разные стратегии развития. И если уж нельзя сравнивать украинские города, то грузинский и украинский рынки – тем более. В Тбилиси каждый считает себя немного таксистом, ведь машины ловят от бордюра. Рынок уникальный и тяжелый, мы его по чуть-чуть покоряем с нашим местным партнером.
Когда на украинский рынок пришел такой мощный конкурент, какие были ваши первые мысли и эмоции? Приход Uber, в итоге, win или fail для Uklon?
Хороший конкурент – это прекрасно. Пока ты один в своей песочнице, не видишь всего, не замечаешь своих минусов, не понимаешь, как еще может быть. Когда у людей появился выбор, все, что у нас было плохо — вылезло наружу. И мы стали активней работать над недостатками и превращать их в достоинства. Теперь мы постоянно прогрессируем и улучшаем наш сервис.
Каков шанс, что Uklon купит Uber в Украине, как это уже произошло со стартапом в Китае и России, где его приобрел местный игрок?
(Смеется). Шансов нет.
Что делаете с плохими машинами и грубыми водителями?
Мы стараемся много работать над качеством. У нас есть целый отдел заботы о клиентах и исправительной работы с водителями. Когда мы получаем обратную связь по любому из каналов, будь-то оценки в приложении, письмо или отзыв в социальной сети, и видим информацию о неподобающем поведении водителя, то вызываем его на беседу, а в экстраординарных случаях – просто отключаем водителя от нас. Главное в этой цепочке – это получить фидбек. Потому что мы видим водителей, осматриваем их автомобили, имеем базу с их паспортными данными, однако впечатление в начале сотрудничества и реальная услуга могут отличаться благодаря хитрости и изворотливости.
Вы говорите, что осматриваете автомобиль перед тем, как разрешаете заниматься вывозом клиентов. Зачем берете «Ланосы»? Они бывают не в лучшем состоянии. Насколько много «Ланосов» среди рабочих автомобилей в процентном соотношении?
Хороший вопрос. «Ланосы» еще есть, но их уже не берем. Сколько в процентном соотношении, не скажу точно. Но осталось их немного – только те, которые все еще подходят нам по водительским рейтингам и состоянию транспортного средства. Как только рейтинг падает – отключаем безвозвратно и новых «Ланосов» не берем. Надеюсь, такой подход совсем скоро приведет к полному их отсутствию в сервисе. С другой стороны, если выпустят новый модный «Ланос», электроланос или что-то подобное – не побрезгуем нанять!
Uklon использует довольно провокационный маркетинг (видео с раздевающейся девушкой, охота на оленей и т.д.) — компания не боится такими кампаниями оттолкнуть часть пользователей? Не было горького опыта?
Мы достаточно хорошо взвешивали все за и против перед тем, как запускать эти кампании. На деле ничего страшного, плохого или ужасного в кампаниях не было. Основная масса восприняла это как фан и только единицы отреагировали остро.
Сколько людей отключалось после этих кампаний?
Повального эффекта не было, поэтому мы не заметили закономерных отключений на этой почве. Возможно, их и не было.
Если покопаться в приложении Uklon, можно найти много функций: «молчаливый водитель», «доставка», «драйвер», «некурящий водитель», «перевозка животных», «перевозка мебели» и прочие. Функции не очевидны. Насколько часто ими пользуются пассажиры?
В процентном соотношении, признаюсь, мало людей пользуются этими функциями. Мы знаем об этой проблеме, у нас действительно достаточно сложное приложение для неознакомленного пользователя. Сейчас мы работаем над полным редизайном нашего космолета (так называют приложение компании в самом Uklon — прим. ред.) и стремимся сделать его максимально простым, понятным, более юзерфрендли. Думаю, к весне мы закончим работать над этой задачей.
ДИАЛОГ С ЧИНОВНИКАМИ
Недавно в новостях говорили о законопроекте про такси, который поддерживает Министерство инфраструктуры Украины и не поддерживаете вы. Что вас в нем не устраивает и на каком этапе ситуация сегодня?
Честно говоря, это тема для отдельного интервью. Если вкратце, законопроект №3107 об урегулировании рынка такси, который поддерживает МИУ и непосредственно Владимир Омелян, мало того, что абсолютно непрогрессивный, так еще и несет большие коррупционные риски. Теперь каждому водителю и каждой ИДС необходимо иметь при себе огромную кипу бумаг, при этом за неполный комплект бумажек штраф 17 000 гривен, в то время как, за вождение в нетрезвом виде водитель получает штраф 10 400 гривен. На практике это создает водителям стимул откупаться. Внеплановые проверки ИДС тоже станут стимулом давать взятки. Сюда же взятки за ускорение процедуры получения лицензии. За получение привилегированных желтых номеров, которые позволят ездить по полосе общественного транспорта и парковаться где душа желает. Чем не кормушка для МВД?

Пассажиры пострадают также от роста тарифов, которые непременно увеличатся просто за счет снижения конкуренции, даже не за счет увеличения расходов. И тогда все либо перейдут в нелегальный, но успешно работающий на наших просторах русский онлайн-сервис такси, ведь он станет самым доступным для населения и самым удобоваримым по условиям для водителей, либо развернется огромный теневой рынок, где будут торговать лицензиями или придумывать обходные схемы для работы перевозчиков. А в самых экстренных случаях будут откупаться взятками. Напоминает лоббизм, а не реформы. Мы не против закона, мы не поддерживаем текущую редакцию законопроекта. Наша компания на рынке 8 лет, знает ситуацию изнутри и считает, что проект необходимо писать с нуля. В основе закона должны лежать объективные и четкие расчеты экономистов. Отдельно отработать антикоррупционную составляющую. Чтобы Министерство было с полным пакетом документов. Только тогда можно будет запускать пилот проекта в одной из областей, смотреть на результаты, работать над ошибками и постепенно масштабироваться.
БИЗНЕС И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Гарик Корогодский написал у себя в Facebook, что Uklon является «ангелом-хранителем» проекта помощи пенсионерам «Жизнелюб». «Именно они (Uklon - прим. авт.) возят обеды в точки раздачи из ресторанов, где их каждый день готовят. Возят бесплатно. Ни о каком промо, как и все наши партнеры, не просят. Более того – предпочитают делать свое дело в тишине», - пишет Корогодский. Сколько еще социальных проектов поддерживает в тишине Uklon?
С недавних пор в Днепре работает сервис для инвалидов от Uklon. Мы запустили такую функцию вместе с известной украинской моделью, прикованной к инвалидной коляске, Александрой Кутас. Тестируем в Днепре, планируем запускать и в других городах. На такие заказы приезжает универсал, водитель помогает садиться в машину и выходить. Мы привлекаем к сотрудничеству глухонемых людей и в день глухих выпустили ролик, где демонстрируем их социализацию в обществе. У глухих водителей Uklon есть свой футбольный клуб, в котором они стабильно проводят игры. Также мы поддерживаем акцию WarTaxi. Сотрудничаем с фондом «Повернись Живим» — подключаем к сервису участников АТО, по мере своих возможностей помогаем украинской армии. Мы достаточно патриотичные, любим и верим в Украину, поэтому социальная составляющая нашего бизнеса имеет для нас большое значение.
Недавно Uklon совместно со страховой компанией АХА запустил страховку своих пассажиров. Теперь каждый пассажир застрахован на 50 000 гривен. Почему страховки не было так долго?
Были мысли и попытки давно, но не было партнера. Такси — специфическая сфера услуг и мы долго не могли понять, как это организовать. Путем проб и ошибок мы вместе с «АХА Страхование» нашли решение и взяли на себя расходы.
Что сподвигло к такому сотрудничеству? Случались неприятные ситуации?
Таких не было, просто давно уже пора. Это дорога, это автомобили. И мы считаем нашим долгом предоставить безопасный и застрахованный проект для всех наших пассажиров. Однако, если говорить о статистике, то в такси положение дел касательно ДТП гораздо лучше, чем среди водителей личных авто. Таксист всегда внимателен и начеку, чувствует ответственность за пассажира и поездку, для него это работа, на которой он не расслабляется.
3 ВАЖНЫХ ПРАВИЛА
ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ОТ ВИТАЛИЯ ДЯТЛЕНКО
Если спотыкаешься, нужно вставать и идти дальше.
Имея цель, вкладывая в нее силы и душу, ты обязательно получаешь отдачу и удовлетворение.
Необходимо любить и отдаваться тому, чем занимаешься.
WINS
Бизнес развивается в 10 городах Украины и начал работу в Грузии.
Сервис вырос из 4 людей до более 100 сотрудников
Компания пережила приход большого игрока и продолжила рост.
Первыми на рынке начали страховать клиентов.
Бизнес получил репутацию социально-ответственного.
FAILS
Начальные методы продвижения (распространение визиток) не сработали. Если сервис/бизнес онлайн, то и продвигать его необходимо в интернете.
Единоличное управление и замыкание всех задач на себе, как на владельце. Умение делегировать – основа прогресса компании.
Конфликт с партнером во Львове привел к отключению от сети водителей.
Обвинения в спам-рассылках.
DDoS-атаки и шквал ненастоящих заказов, с которыми столкнулась компания в 2014 году.
Фотографии: Катерина Каверзная
© 2018 All Rights Reserved
ain.ua
pumb.ua
Made on
Tilda