У нас страна, которая не хочет, чтобы бизнес работал
ОЛЕГ МОРОЗ
Владелец и создатель бренда Riot Division
Автор: Николь Борман

Совместно с сервисом для предпринимателей ПУМБ редакция AIN.UA запустила спецпроект Win&Fail. Это цикл интервью с владельцами бизнеса об их взлетах и падениях, об удачных и не очень временах для их компаний.

Украинский бренд технологичной одежды Riot Division начался с 30 кенгурушек для друзей. Спустя семь лет, Олег Мороз, владелец и создатель бренда, дважды в год отшивает полноценные коллекции по 3 000 штук и представлен в Киеве, Гамбурге, Берлине, Гонконге, а с весны технологичную одежду украинского производства можно будет приобрести в Токио.

В 2004 году Олег почти постоянно участвовал в драках футбольных хулиганов. Образ жизни вдохновил Мороза разработать и пошить кенгурушки с масками, чтобы скрыть лица фанатов.

Изначально бренд назывался Out Law, а внизу маленьким кеглем было написано Riot Division. На вопрос честь какой футбольной команды отстаивал в «боях», Мороз отвечает: «Динамо Киев. Но драться я люблю больше чем смотреть футбол».
Если не ради футбола, для чего тогда дрался?
Это был момент самоутверждения. Были внутренние переживания, и в драках я пытался поменять отношение к чему-то. Драться я не прекратил. Могу подъехать, когда приезжают какие-то иностранные оппоненты, - смеется Олег. - Правда теперь это не способ саморефлексии, а больше для веселья. А так, хожу лупить грушу, чтобы быть в форме.

И хотя по словам Олега первые разработанные им вещи получились не такими идеальными как хотел, сама сфера его заинтересовала. С тех пор, Олег меньше дерётся и больше рисует эскизы.

Опыт с кенгурушками оказался неудачным из-за уровня качества изделия — я подобрал плохую ткань, периодически вылетали молнии, а цена была высокой. Было много нюансов, но это были первые шаги. Этот опыт стал удачным в том ключе, что я понял как работает сфера и заинтересовался ей. Где найти ткань и какая вообще нужна ткань, места где отшивают одежду, разобрался в нюансах разработки моделей. Я захотел идти дальше. Сделал ещё одну кенгурушку, но и она тоже получилась со своими косяками. Потом сделал третью, тоже не без изьяна — карманы на животе отрывались от самой кенгурушки из-за неправильной технологии используемой при пошиве. После этих трех шишек, я переименовал бренд с Out Law на Riot Division и выпустил мини-коллекцию в которую вошла куртка из бумажной ткани (tyvek), футболки, шорты и, на этот раз, качественные кенгурушки.
Касательно качества. Неоднократно в интервью ты жаловался на швей, которые не до конца понимают как работать с материалами. Как решили проблему и какие материалы используете при пошиве одежды?
Дело вот в чём. При Советском Союзе, например, в Украине была хорошо развита лёгкая промышленность, а в 90-х на тех же фабриках отшивали одежду на Запад. В один момент, это развалилось. Работники бывших предприятий открыли массу небольших фабрик и начали отшивать в основном на внутренний рынок. Есть, конечно, и фабрики закрытого типа, которые отшивают вещи для больших брендов. Однако, попасть туда невозможно. А качество производства открытых фабрик оставляло желать лучшего. Однако, с началом войны, оборудование на многих таких фабриках обновили. И за этот период качества пошива выросло. Влияет в равной степени и отношение швеи. Многие делают не продукт, а заказ. Отрабатывают смену. Однажды в партии попались штаны, внутри которых осталась куча разноцветных ниток. Заметил покупатель. Штаны человеку заменили, а с фабрикой начали диалог. Шаг за шагом сотрудничество становилось качественней и вот уже пять лет мы отшиваем Riot Division на одной фабрике.

Благо, в Киеве есть тканевые стоки, где начинающие дизайнеры могут запастись необходимыми тканями и экспериментировать. Я нашел на таких стоках материалы для технологичной одежды: кордуры, мембраны и прочие. А недавно мы летали в Китай и запаслись контактами. Сейчас делаем заказ хорошей ткани оттуда. Фурнитуру заказываем немецкую.
Бывают заминки в работе с заграничными поставщиками и дистрибьюторами?
У нас страна, которая не хочет, чтобы бизнес работал.

Ждал ткань из Китая 40 дней. 140 метров ткани стоило $400 (и так далее $), а я ещё сверху заплатил 400. Ту ткань, которая стоит, например, 3 доллара в Украину привозят за 6 долларов. Налоги и пошлины. Вообще, законодательство касательно ввоза тканей размыто. Нужно очень постараться, чтобы доказать, что ткань столько стоит, потому что таможенник может показать в противовес моей мембраной ткани из Китая, например, за 4 доллара европейскую за 15 долларов. И спросит в чем разница, это ведь то же самое. И, возможно, в конце концов платить пошлину и налог обяжут как за ткань по 15 долларов.

Помехи экспорта. Riot Division представлены не только в Киеве. Наша одежда продается также в Берлине, Гамбурге, в Гонконге, а с весны наш бренд смогут покупать ещё и в Токио. Нужно обойти три круга ада, чтобы отправить одну вещь. С отправкой партий заграницу куча бумажной волокиты. Структура выстроенная так, что этапов много и на каждом этапе работают те, кто мало зарабатывает и красиво улыбается. К тому же, доставка куда-либо из Украины стоит дороже, чем доставка из Европы. Когда отправляем вещь клиенту, мы сами платим за доставку. Из Украины в Европу отправить одну упаковку стоит 40 долларов.

Самый большой вызов для Riot Division - это совмещать доступную цену при технологичности и сложном дизайне, качество вещей со стоимостью производства и продвижения.

Можно купить ACRONYM за 1200 евро или Nike за 600 баксов. Мы делаем технологическую одежду доступной, при этом не отстаем по качеству, дизайну и технологиям.
Вести международный бизнес легче с сервисом для предпринимателей ПУМБ. Международный бизнес-абонемент обеспечит вас безлимитными консультациями о валютных операциях, эквайрингом, специальными условиями приобретения валюты, даже персональным бизнес-партнёром, и всё это дистанционно. Узнать подробности о международном абонементе от ПУМБ можно здесь.
Какие твои решения значительно повлияли на развитие бренда?
Самое первое, однозначно, увольнение из офиса.
Как бунтаря занесло в офис? Чем ты жил до бренда?
На дворе 2000 год, я наконец-то закончил ненавистную мне школу и не знал чем заниматься. Мама поставила меня перед выбором. Первым вариантом была налоговая академия в Ирпене. Ехать туда далеко, а как зимой себя в маршрутках представлял… Но я правда сел, почитал законы. Окончательно понял, что это не моё. Поэтому с чистой совестью поехал завалил экзамен.

Вторым вариантом оказался институт восточных языков под домом. Я пришел учить турецкий. Меня приняли. Но позже перезвонили и сказали, что на турецкий группу не набрали, поэтому я могу изучать японский. Так я начал учить японский.

В 2005 году я начал работать охранником по ночам. Хотел быть независимым. После института я пошел работать в логистическую компанию менеджером по поиску автомобилей. Эта работа помогла мне научиться вести дела и общаться с людьми, а так же правильно писать слово «счет» (это слово я писал через букву «щ»). За пару лет я поднялся по карьерной лестнице. Зарабатывал хорошие деньги. Но оборачиваясь по сторонам, я видел взрослых сотрудников с семьями, скучную офисную жизнь. А параллельно я занимался музыкой, футбольными делами и фотографией. Когда вышли первые фотоаппараты с возможностью видеосъемки, я решил заняться режиссурой и операторским делом . Уволился из офиса. И сидел дома год. Монтировал. Снимал ролики и теперь зарабатывал так. Начал работать на себя. Потом пришел к одежде. Заработанные на продакшене деньги вкладывал в пошив одежды.
Как тебя одевали в детстве? Вспомни свою любимую вещь?
У меня были обычные советские кеды и они мне безумно нравились. Была у меня в детстве куртка, которую мне из Венгрии передала тётя. Куртка была нейлоновая, с молниями, от неё отстегивались рукава… Я очень долго её носил. Пока не протерлись дыры. Думаю, тяга к конструкции и технологии в одежде где-то оттуда.
Вернёмся к решениям, повлиявшим на бренд.
Да. Следующим правильным решением стал уход от предыдущих партнёров.

Люди, которые причастны к бренду должны этим гореть. Это не бизнес для заработка денег в первую очередь, это построение бренда. Позиционирование бренда должно соответствовать деятельности и продукту.

Один из партнеров был моим знакомым из футбольной тусовки. Со вторым партнёром мы познакомились в баре, он вложил 1000 долларов в производство анораков и взял на себя продажи. Спустя год конфликты вылезли наружу. Я с утра до вечера занимался конструированием одежды и вообще всем, что было связано с брендом. А у ребят, к сожалению, бренд в приоритете не был. Бывали случаи, когда они пьяные приезжали в магазин и продавали одежду в таком состоянии. Магазин работает с 14 до 20, они приезжают к 16. Была история, что партнёр взял энную сумму гривен из бюджета Riot Division и обосновал это тем, что ему «надо». У меня опускались руки, в тот момент я даже думал отойти от бренда Riot Division и запускать отдельный новый.

Происходили абсолютно деструктивные вещи, от которых я нервничал. У меня были нервные срывы, я не до конца понимал справедливо ли то, что я так переживаю на этот счет. Поделился с Андреем (Андрей Титаренко ныне совладелец и специалист по маркетинговым коммуникациям в Riot Division - авт.) своими переживаниями. Мы с Андреем давние друзья. Андрей вник в дела и сказал, что нервничаю я обосновано.

Года три назад мы разошлись и я стал работать с Андреем. Это тоже было одно из самых правильных решений в моём бизнесе и абсолютно новый виток его развития. Мы сразу наладили нормальную коммуникацию с магазинами, которые заказывали нашу одежду, продумали рекламную стратегию и запустили рекламу. Уехали с Воздвиженской и открыли новый магазин на Ярославом Валу 33. Появилась структура и конструктив. Важно работать с правильными людьми.

Правильное решение, которое повлияло на развитие Riot Division, поездки в Берлин на выставку в рамках недели моды. Мы увидели настоящую реакцию на нашу работу. Потому что в Украине чаще слышишь в свой адрес негатив. Делаешь крутую вещь, а тебе рассказывают, что ничего особенного ты не создал и вообще все идеи украл. Закономерно, что конструктивных примеров у таких "модных критиков" не находится. В Берлине же на выставке к нам подходили люди и говорили: "круто, мы такого раньше не видели". С тех пор, мы ездим ежегодно. На второй год в Берлине нас отметили как талантливый бренд.

Забавно, что как только здесь увидели, что нас признали за рубежом, внезапно просыпается гордость: «А, так это ж наши! Круто!»

На последнюю выставку мы ехали на Smart-e, в который поместились мы с Андреем и два рюкзака вещей Riot Division. Где-то под польшей Smart начал ломаться. Мы приехали мёртвые, я не спал 20 часов. Приехали прямиком на выставку, развесили вещи на самой выставке, в последний третий день к нам подошли два 40 летних мужчины. Сказали, что мы один из самых интересных брендов на выставке. Предложили сделать когда-нибудь что-то совместное и взяли нашу визитку, но от того что мы были уже супер уставшие от долгой поездки и замученные общением на выставке, я забыл взять у них визитку и вообще спросить, что за бренд . Позже, я обнаружил в Интернете, что это старый итальянский бренд Nemen, который уже делал коллаборацию с ACRONYM.

Ездить на выставки затратно, нужно оплатить место на выставке, дорогу, проживание там, но такие мероприятия того стоят.
Сколько будет стоить известная куртка-трансформер от Riot Division, которая произвела фурор на Kickstarter и сейчас собирает деньги на Indiegogo? Как долго создавали модель?
Куртка-трансформер стала инструментом сбора денег. Деньги, собранные краудфандингом вложили в производство курток и других вещей компании. Партия курток в производстве, цена одной будет 200 долларов. От идеи до реализации куртки прошел месяц.
Сколько единиц продаёте в месяц?
Больше 50 единиц.
Какое соотношение покупок в онлайне с покупками в оффлайне?
Больше покупают в оффлайне.
Как решаете вопросы с недовольными покупателями?
Тут руководствуемся адекватностью. Бывали случаи, когда вещи не подходили, или оказывались бракованными, портились после стирки, например. В таких случаях мы предлагаем заменить вещь или приехать и выбрать на потраченную сумму других вещей. Но случай случаю рознь. Был покупатель, который приобрел у нас сумку. Прошло несколько месяцев и он нам пишет: "я сумкой не пользовался, она мне не нужна. Можно я её верну?". Или другой парень два года носил нашу куртку, а однажды упал и порвал её. Принёс нам, мы чинили куртку.
А сколько всего отшиваете единиц в коллекции?
Отшиваем по 200 единиц каждой модели. Спрос есть, а бюджета отшить больше - пока нет. Мы развиваемся сами.
На каком этапе Riot Division сейчас? Какие ближайшие планы?
Переезжаем на новое место - в январе будем уже в другом магазине. Взяли кредит в банке для того, чтобы закупить ткань. Планируем продавать нашу одежду в Токио с ближайшей весны.
Против чего всё же бунт?
Когда я ушел с работы, я два года не признавался маме, что больше не работаю в офисе.

Большинство людей ценят работу, дом, машину, стабильность. Правда есть риск сидя в офисе однажды обернуться по сторонам и застать себя на том же этапе развития, что и тридцать лет назад, и разочароваться.

Нужно делать то, что хочешь. Я зарабатывал деньги съемками и продакшеном и вкладывал заработок в Riot Division. Шаг за шагом. Важно не бояться прыгать с головой. Мы с Андреем недавно обсуждали этот вопрос, и у нас родилась метафора, что перед каждым решением мы прыгаем с обрыва водопада и надеемся, что там внизу должна быть вода. Мы постоянно рискуем. Всё, что продаёт наши вещи — это сами вещи и то как мы это позиционируем. Но по-другому мы не можем.

Это бунт против привязанности к материальному, к месту, к образу жизни. Мне достаточно камеры и компьютера, чтобы я смог выжить в любой точке мира. Нужно быть мобильным. Вкладывать в свой мозг и развитие. Двигаться. Уметь быть независимым.
WINS
Попрощался с партнерами, с которыми не было взаимопонимания и общих целей.
Начал работать с давним другом Андреем Титаренко, который ныне совладелец и специалист по маркетинговым коммуникациям в Riot Division.
Проведение успешной краудфандинговой кампании на Kickstarter.
Присутствие на заграничных выставках одежды.
Вещи бренда Riot Division представлены в Европе и Азии.
FAILS
Первые три партии одежды бренда были низкого качества.
Работа в начале с людьми, с которыми не было взаимопонимания и общих целей.
Проблемы с качеством пошива вещей у украинского подрядчика.
Случаи использования менее качественного материала.
Несостоявшееся сотрудничество с итальянским брендом из-за потерянной визитки.
Фотографии: Катерина Каверзная
© 2018 All Rights Reserved
ain.ua
pumb.ua
Made on
Tilda