Черный SMM: кто и зачем накручивает дизлайки на YouTube украинским артистам — кейс группы Kazka

12437
2

Зимой этого года молодой украинский коллектив Kazka пожаловался на странную атаку в YouTube: видео коллектива засыпали большим количеством дизлайков. Аналогичная ситуация повторилась и в последующих релизах, после чего к продюсерам Kazka обратились загадочные SMM-специалисты и предложили помочь. Между тем, некоторые коллеги по рынку говорили о том, что якобы группа сама накручивает себе дизлайки ради пиара.

Как большое количество дизлайков влияет на репутацию группы и выдачу ее видео, и кто на самом деле стоит за накруткой, редактор AIN.UA разбирался вместе с представителями украинского шоу-бизнеса. 

Что произошло

Kazka работает в стиле experimental pop с элементами электро-фолка с 2017 года. Продюссиронием коллектива занимается Юрий Никитин и продюсссерский центр mamamusic. С момента основания группа получила немало позитивных отзывов, а также звания «Открытие года 2017» по версии музыкальной премии YUNA и «Дебют года 2017» по версии музыкального издания Karabas Live.

На счету коллектива два музыкальных видео, каждое из которых было опубликовано на YouTube в дни официальных релизов, а также сингл и альбом. И все эти видео набрали большое количество дизлайков, хотя отзывы на клипы преимущественно позитивные.

Как рассказали AIN.UA в Kazka, все началось с участия коллектива в национальном отборе на «Евровидение» в феврале 2018 года. По итогам голосования телезрителей Kazka заняла 6 место, при этом ее видео собрало в 10 раз больше дизлайков, чем видео трех других музыкальных проектов, которые Kazka опередила по голосам.

Поначалу в проекте не заподозрили неладное, но кампания продолжилась на следующем видеорелизе в YouTube 22 февраля. Клип «Дива» получил 10 500 дизлайков менее чем за 12 часов.

Через два дня, 24 февраля, на видео было оставлено еще 5500 дизлайков в течение часа. Группа направила отчет администрации YouTube, и специалисты сервиса подтвердили, что такая статистика носит аномальный характер.

Также специалисты сервиса заявили, что работают над созданием фильтров организации реакций, которые видео набирает не органически. «Это можно посмотреть на примере нашего видео — дизлайки растут, а просмотры — нет», — говорят в Kazka.

15 февраля, в день релиза видео «Сама» история повторилась. Всего за 20 минут видео получило около 1800 дизлайков, после чего поступление негативных оценок продолжилось, но немного сбавило темп.

27 апреля Kazka представила альбом Karma. Несколько дней все шло хорошо, но 2 мая — в первый рабочий день после премьеры, которая состоялась на выходных — атака повторилась. За вечер 2 мая клип получил 4000 дизлайков менее чем за час, 3 мая к ним добавилось еще 8000 дизлайков. 

Пока «Karma» — последний релиз коллектива, и не известно, повторится ли ситуация в следующем видео. После этого представители группы связались с AIN.UA с просьбой осветить ситуацию.

«Многие наши коллеги считают, что этими дизлайками мы делаем себе лишний пиар. Но, на самом деле, все не так», — заверили представители агентства mamamusic.

Кто мог инициировать атаку на коллектив и зачем, в Kazka не знают. «Для нас загадка, кто мог выступить заказчиком. Возможно, коллеги-музыканты или SMM-агенства и специалисты, которые потом предлагают услуги по устранению дизлайков», — говорят представители коллектива.

Они также сообщили, что после накруток с музыкальным продюсером Kazka Андреем Уреневым связывались люди, которые предложили свои услуги для улучшения статистики. «Как говорят в комментариях на наших соцстраницах, заказать дизлайки — недорого. В среднем это стоит 1 российский рубль (около 40 украинских копеек) за дизлайк, но есть и дешевле», — говорит PR-менеджер Kazka.

Ущерб, который атаки нанесли коллективу, оценивают скорее как репутационный. Несмотря на то, что дизлайки признали недействительными, видео коллектива пропало из раздела «Рекомендованные».

«Любое массовое явление, связанное с неорганической реакцией на видео, фиксируется аналитикой YouTube. Однако на сегодняшний день, по правилам ресурса, видео подвергается санкциям — его сняли из списка рекомендованных видео для целевой аудитории», — комментируют в Kazka.

Самопиар или черный SMM?

AIN.UA обратился к представителям украинского шоу-бизнеса с просьбой прокомментировать ситуацию с Kazka.

Денис Фандера, специалист по цифровому маркетингу M1 Agency

Я наблюдаю за этой ситуацией давно. На рынке от этого явления страдает не только Kazka, но и другие артисты, например, Злата Огневич, Viu Viu. Я видел такие атаки до Нового года, потом была еще одна после Нового года — на другого музыканта.

Каждый раз, когда это происходит, к артистам потом приходят одни и те же люди и предлагают свою помощь якобы по устранению подобных нападений. Они утверждают, что у артиста неправильно настроена кампания в AdWords, что слишком активная реклама раздражает людей и поэтому они ставят дизлайки, но если правильно настроить кабинет, этого не будет.

Если углубиться в техническую часть, это невозможно — на рекламу нельзя поставить мгновенный дизлайк. Поэтому, по моему ощущению, кто-то просто придумал себе такой вид заработка: сначала они портят артисту релиз, а потом появляются и предлагают ему все наладить.

Если разобраться, лайки и дизлайки на ранжирование видео абсолютно не влияют. Для YouTube что лайк, что дизлайк — одинаковое действие, которое никак не отражается на выдаче видео в поиске. И когда эти люди говорят пострадавшим артистам, что большое количество дизлайков влияет на их попадание в топ или мешает органическому развитию видео, этому верить нельзя.

На сегодня у YouTube другой алгоритм формирования выдачи, лайки и дизлайки не имеют никакого веса — это, грубо говоря, фан для интернет-пользователя.

Я не думаю, что Kazka могла использовать накрутку дизлайков, чтобы сделать на этом пиар. Я 10 лет проработал в продюсерской компании mamamusic, знаю людей, которые там работают — они никогда не пользовались подобными механиками. А во-вторых, это едва ли помогло бы привлечь внимание к релизу: аудитории не интересно, что на артиста кто-то там ведет атаку — людям либо нравится клип, либо не нравится. Привлечь внимание людей из бизнеса — может быть. Но я не думаю, что оно того стоит.

Саунд-продюссер Вадим Лисица, менеджер певицы Alyosha

Мы имеем дело с манипуляцией. Вариант первый и самый вероятный: некое агентство SMM-услуг заказывает недорого определенное количество дизлайков и потом активно комментирует и продвигает идею якобы неправильной настройки Google Adwords. А в некоторых случаях даже не боится предлагать свои услуги по нормализации ситуации.

Вариант второй — невероятный: Юрий Никитин заказывает собственному проекту дизлайки, дабы поднять упоминаемость в СМИ. Однако зайдите в чарты Google Play и iTunes, и вы сами увидите органическую реакцию на песни группы Kazka.

Алексей Бондаренко, основатель блога про украинскую музыку LiRoom

По тому, что лично я вижу в украинском YouTube вокруг ситуации с дизлайками, вырисовывается два типажа, которые не всегда можно с легкостью отличить друг от друга. Первый — когда группа запускает видео и сразу же форсирует очень навязчивую рекламу через прероллы. В таких случаях даже весьма безобидную песню, которая напрочь не попадает в свою ЦА, могут заминусовать. Но это довольно ограниченные охваты — не тот случай, когда за час падает больше тысячи дизлайков.

На примере же Kazka и Златы Огневич в краткий промежуток времени дизлайков набиралось очень много. Это не похоже на кейс, например, с клипом Friday артистки Rebecca Black. Тогда ее назвали «одной из худших песен в истории» и на фоне общего хайпа заминусовали вполне органически.

Тут песни не такого масштаба и уровня, чтобы тысячи людей чисто по фану заходили на YouTube, чтобы нажать «не нравится». Соответственно, скорее всего, это атака ботов. Другой вопрос — понять, кому это выгодно?

В принципе, рынок не такой большой, чтобы минусация какого-то клипа разрушила одну карьеру и расчистила путь для другой. Поэтому вопрос лично для меня очень открытый.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск