Когда Конрад Хаффман был готов покинуть Vege-Kurl, компанию, которую он основал вместе со своей женой Хелен, и выйти на пенсию, процесс передачи руководства был очень простым. Их сын Эрик Хаффман говорит, что его готовили к тому, что когда-нибудь он возглавит компанию, поэтому он успел поработать во всех ее департаментах. В конце 1990-х Эрик стал руководителем Vege-Kurl. 

Отец и сын заключили сделку, согласно которой Конрад продолжал получать зарплату, а Эрик медленно покупал акции компании на протяжении десяти лет. Vege-Kurl также привлек партнера, который занимался инвентаризацией, бухгалтерским учетом и общим управлением, пока Эрик сфокусировался на продажах, маркетинге и R&D. 

Смена руководителя прошла успешно и компания продолжила процветать. Теперь спустя два десятилетия Эрику исполняется 58 лет, и он снова ищет преемника, так как вместе с партнером хочет уйти в отставку через три-четыре года. «У меня есть 110 сотрудников, а это значит, что у меня есть 110 семей, полагающихся на меня, — говорит Хаффман. — Мы очень серьезно относимся к этой теме».

Планирование передачи бизнеса — сложная задача. Вы должны понять, кто сможет управлять им, а также, кто сможет позволить себе выкупить вашу долю. «Чем ближе вы к передаче бизнеса, тем у вас меньше шансов правильно структурировать продажу, сэкономить на налогах и подготовить себя и сотрудников», — говорит Джоан Крейн, стратег BNY Mellon Wealth Management. 

За десять лет до: начните выращивать последователя

Чем сложнее ваш бизнес — и чем сложнее процесс его передачи — тем дольше вы должны планировать, говорит Хаффман. Если у вас нет члена семьи, который готов взять на себя эту ответственность, подумайте о стороннем человеке, который сможет управлять вашей компанией и выкупить ее со временем. Повышения внутри компании могут увеличить лояльность ваших сотрудников. Выявление возможного преемника за несколько лет до вашего ухода даст ему время, чтобы позаботиться о дальнейшем выкупе компании. 

За пять лет до: встретьтесь с экспертами

Эрик Хаффман провел последние три-четыре года разговаривая с адвокатами и бизнес-консультантами, отчасти для изучения потенциальных вариантов M&A. Если Vege-Kurl думает о сделке, ей нужно будет продемонстрировать рост — органический либо благодаря приобретениям — и на протяжении нескольких лет проводить аудиты финансовой отчетности. 

Крис Снайдер, генеральный директор компании Exit Planning Institute, называет этот процесс «методологией акселерации стоимости». Он предполагает, что на этом этапе планирования ухода, вы проверяете ваш бизнес каждые 90 дней и определяете конкретные личные, финансовые и бизнес-цели для достижения следующего трехмесячного «спринта». 

За год до: начните общаться

Когда вы определили покупателя или преемника, важно рассказать о вашем плане сотрудникам, семье и главным клиентам. Нужно понять, как на это отреагируют сотрудники. Во многих сделках есть соглашения, которые могут быть нарушены, если компания теряет слишком много ключевых сотрудников или клиентов в определенный период перед продажей. 

«Если вы правильно обдумаете этот процесс, то заработаете намного больше денег, — говорит Джон Берд, сооснователь инвестиционной фирмы Albion Financial Group. — Здесь все работает так же, как и везде. Если вы планируете, то увеличиваете вероятность успеха». 

Напомним, ранее AIN.UA публиковал текст о том, почему будущее без паролей уже близко.