Чем занимались до SMM и digital?
В 2013 году распалась моя музыкальная металкор-группа Plastic Fantastic!. Мы к тому времени уже записали первый альбом, собирали большие залы, ездили с турами по Украине и как раз получили предложение от американской компании (они, к примеру, работали с Panic! At The Disco).
Затем мы собрали еще одну группу, So The Echo, и продолжили переговоры с той же компанией. Уже должны были лететь в США записывать альбом, но все осложнилось из-за падения курса гривны после революции. Мы тогда все еще студенты были, скопили на эту поездку деньги, и даже заплатили депозит, так что было довольно обидно потерять деньги. На этом история музыкальной группы заканчивается.
К этому времени я заканчивал юридическое образование в Академии адвокатуры при КНУ и искал работу помощника юриста. Знакомый, который на тот момент торговал “айфонами”, предложил сообща запустить бизнес – так мы начали работать над собственным брендом одежды YDG Apparel Clothing. Для продвижения этого бренда я создавал сообщества во “ВКонтакте”, в Instagram (в ВК тогда было около 7000 подписчиков, в Instagram – порядка 8000).
Первые продажи получились просто: все, кто были подписаны на нашу группу, сразу перекинулись туда, за первый месяц у нас выкупили 100 наших футболок. Но потом начались проблемы. Нужно было вникать в то, как работает маркетинг, как правильно продавать. В 2015 году мы наконец пришли к тому, что локальный бизнес останется локальным, если не вливать в него больший бюджет и вот недавно закрыли сайт проекта.
Параллельно знакомый попросил поднять группу в соцсетях для своего сервисного центра. Начал заниматься его продвижением, удалось поднять группу до 11 000, без накруток и ботов, с живыми пользователями.
В это время вы запустили собственное SMM-агентство?
В Киеве сообщество сервисных центров очень плотное, их очень много, они друг друга знают, конкурируют и дружат между собой. Поэтому у моего знакомого начали спрашивать, мол, кто тебе так поднял соцсети, и он посоветовал меня. Так я набрал клиентов среди сервисных центров, потом еще службы доставки (к примеру, работал с “Пинг-Понгом”) и понял, что самому тащить 10-15 клиентов – тяжеловато. Поэтому нанял аккаунт-менеджера, сделали сайт, потом придумали название, так и появилось SMM-агентство Pechivo agency.
Как нашли работу в Havas и почему захотели переехать?
Я самостоятельно занимался агентством около двух лет и понял, что мне не хватает знаний, поэтому выбрал академию КАМА и поступил на курс стратегии. Решил туда идти почти случайно: изначально я хотел пойти на SMM-курс, но его программу я и так более-менее знал, а потом случайно увидел обучающую презентацию с курса стратегии у знакомого, и подумал про себя: “Вау, это круто!”. Курс стратегии в КАМА – очень крутой, у них сильный поток знаний, много практики, полезные знакомства и даже вечеринки – я во время обучения нашел себе нового бизнес-партнера.
И пока мы учились и тусили, я подумал, почему бы не набраться опыта в стратегии для брендов за рубежом? Ведь у нас рынок крошечный, бизнесов немного, как бы это сказать, пугливые, классические, часто придерживаются устаревших подходов к маркетингу, особо не поэкспериментируешь.
Тем более, мы во время обучения проходили интернациональные кейсы, очень вдохновляющие. К примеру, рекламная кампания BBDO для Mersedes, где на одной стороне авто установлены панели, с другой видеокамеры, и получается машина, невидимая с одной стороны. Сама компания сначала не хотела принимать работу – слишком рискованно, и BBDO сделала ролик за свои деньги, а потом получила кучу маркетинговых наград, включая Каннских львов.
Еще учась в КАМА, я решил сделать свое резюме в виде лендинга: рассказал немного о себе, оставил актуальное на тот момент портфолио и включил таргетированную рекламу на определенное количество агентств и стран, в которые хотел бы попасть.
Старался писать интересно, а не обычное шаблонное резюме в стиле “трудолюбивый, пунктуальный” и т.д. Ясно ведь, что если хочешь получить работу в маркетинге, нужно уметь красиво рассказать историю о себе, фактически – продать себя.
Вы включили таргетинг на определенные агентства и страны – куда именно вы хотели попасть?
В первую очередь это были Нидерланды и Бельгия (я вообще – фанат Бельгии). На тот момент уже учил нидерландский язык. В третью очередь Германия (потому что большой рынок), далее – США и Украина. Кстати, судя по статистике, больше всего просмотров резюме было именно из Украины, но из украинских компаний и представительств мне так никто и не написал. Зато в Instagram на меня подписался арт-директор Ogilvy USA 🙂
Из Havas написали на почту буквально через неделю после размещения. Сначала это было просто сообщение в стиле: “Нам понравилось, как ты ищешь работу, твой подход, мы как раз ищем в команду стратега со знаниями о креативной рекламе, давай созвонимся”. Окей, созвонились. Потом они меня пригласили приехать на собеседование после звонка.
Расскажите, как проходили собеседование?
Мы созвонились в Skype, пообщались, мне сказали, что им нужен человек, который разбирается и в медийке, и в стратегии, и сможет развивать креатив.
После Skype-собеседования они выслали мне тест: бриф на тестовый проект и дали неделю до дедлайна. Сначала было страшновато, потому что я впервые в жизни видел такой огромный интернациональный бриф. Помню, что позвонил преподавателю из КАМА Саше Шумило из агентства Fedoriv, и говорю: “Тут такой бриф, у меня аж коленки трясутся, можешь помочь?”. Он меня провел по брифу, дал несколько подсказок.
Суть задания была проработать стратегию коммуникации, рекламную стратегию: как бренд будет коммуницировать и что рекламировать на протяжении года-двух, на какие каналы будет выходить, какие там будут метрики, сколько принесет SMM или другой канал. Конкретно мое задание было – придумать ключевую идею, ядро для коммуникации бренда.
Я уложился в сроки, но при этом придумал не только базовую идею, но и сразу сделал стратегию по каналам (BTL, SMM, digital), креативный экзекьюшен (баннера, наружку). Не буду называть бренд, но речь шла об ополаскивателе для рта, и нужно было кампанией покрыть всю Европу. Одна из моих идей касалась “возможностей”: бренд должен два года говорить о возможностях, и чтобы не быть голословным, должен идти в BTL, сотрудничать с LinkedIn, сервисами по поиску работы, организовывать ивенты и воркшопы, где будет помогать людям находить и использовать возможности. И в конце воркшопа, к примеру, можно вворачивать небольшую рекламу: “В этом вам поможет приятный запах изо рта”.
Мне на это ответили, что рассчитывали только на стратегию, возможно – небольшой медиаплан, а я сделал больше ожидаемого. Так меня пригласили уже на собеседование во франкфуртский офис.
В офисе собрались директор всего Havas и представители департамента, в который я устраивался – Havas New Business, он отвечает за питчи, тендеры, работу с новыми клиентами, всего человек пять. Мне где-то полчаса рассказывали о компании, о том, какими будут наши цели, что я должен буду развивать креатив в агентстве. Шутили, что, мол “не переживай, что сейчас с тобой старики рядом, здесь работает много молодежи”. А эти “старики” там выглядят, как у нас 20-30-летние.
Для них важный вопрос был, готов ли я выучить язык: в компании работает много иностранцев, к примеру, в Havas International через дорогу от этого офиса многие не знают немецкий. Еще вопрос, даже более важный, касался того, насколько долго я собираюсь остаться в компании. Сначала я ответил, что наверное, год. Они удивились, а директор моего департамента заметил, что в компании работает уже 15 лет. Я тогда сам спросил у них: “Сколько вы планируете работать в компании?”. Среди собеседующих сидела Бьянка, моя коллега, лет 28, очень неформальная: татуировки, пирсинг. Все отвечают, что, мол, собираются еще по 10 лет работать, а она говорит: “Блин, не знаю, не хочу планировать на срок в пять лет”. Все на нее так посмотрели, мол, мы как раз противоположную мысль пытаемся донести, тут я подношу кулак ко рту как будто кашляю и в шутку говорю: “Кхе-кхе, ты уволена :)”. Все рассмеялись.
Когда вы получили финальный оффер и начали переезд? Помогала ли с этим компания?
В сентябре 2017 года я сделал тестовое и в конце уже вылетел на первую встречу. После этого со мной связался центр релокации, они помогали готовить документы к переезду, высылали мне большую пачку документов, страховку, пенсионные… Но по-моему, они на тот момент даже забыли, что мне нужна еще и виза 🙂 С визой начались проблемы.
В Германии есть национальная виза, в нее входят разновидности – мне нужна была виза D (рабочая), а самая популярная среди айтишников, насколько знаю – B-виза (это для тех, у кого доход выше 40 000 евро в месяц).
Я пришел на первую встречу в посольство в Киеве, впечатления от него были не очень, туда даже с рюкзаком нельзя зайти или с ноутбуком. Потом стоишь в очереди, подходишь к окошку со старым телефоном – как будто на свидание в тюрьму пришел, говоришь в трубку, нифига не слышно из того, что тебе отвечают. Я до этого не раз оформлял Шенген, ни разу такого не было. Мне в посольстве выдвигали все новые и новые запросы по документам, я их пересылал центру релокации, они помогали с переводом, вообще было ощущение, что посольство намеренно затягивает с этим. Я сначала вообще не волновался, ведь разрешение на работу во Франкфурте у меня есть, контракт есть, уже сижу на чемоданах. И вдруг, за 10 дней до вылета, мне приходит “извиняшка” из посольства об отказе в визе. Среди причин: то, что я не маркетолог, а юрист, а также – что у меня якобы нет разрешения на работу (хотя оно есть). Я чувствовал себя, будто под воду провалился, что за несправедливость?
Как решили проблему с визой?
Решил подать апелляцию, с помощью юристов. Сначала нашел какую-то модную фирму на Крещатике, но если честно, они произвели впечатление шарлатанов: сначала требовали подписать договор, а потом выслушивали детали дела. Я не стал с ними работать, при том, что их услуги стоили 700 евро – во Франкфурте юристы берут немногим дороже. Поэтому я обратился к немецким юристам (все это время я пока работаю в Havas Digital в Киеве). В результате, юристы посоветовали добавить в документ описания работы уточнение о том, что для данной работы не требуется определенное маркетинговое образование и что подойдет любое высшее, написали юридический саппорт на 3 листа в адрес посольства и визу мне все-таки выдали.
Расскажите, как устраивались на месте. Давайте начнем с жилья – сложно ли было обустроиться?
Реально сложно. Первые пару недель я втыкал в рабочие процессы, тонкости с трудоустройством и думал, что с неплохой зарплатой точно смогу быстро найти себе апартаменты в случае чего. Но я ошибся. Тем более, нужно было идти в Burgeramt (офис для регистрации иностранцев по месту жительства) и получать прописку, а ее без жилья не получишь.
Начинал смотреть квартиры, сначала в пределах 600-700 евро, потом понизил свои требования, нужно было быстрее найти апартаменты для прописки, и уже был готов вселиться еще с 2-3 жителями. Даже записался во франкфуртскую Facebook-группу вроде наших “Риэлторы – зло”.
Позже таки удалось найти комнату за 780 евро в месяц, в пяти минутах от работы, с двумя душами, ванной, террасами, Wi-Fi, подписал договор на 3 месяца.
Франкфурт – дорогой город, если сравнивать с жильем в Киеве?
Ну, дороже, чем Киев, конечно, но намного дешевле, чем Нью-Йорк. Если взять всю Германию, то – один из самых дорогих, потому что это – бизнес-центр. Однокомнатные квартиры стоят от 600-700 евро.
Расскажите о налогах, об уровне дохода по сравнению с Киевом.
Здесь есть разные группы налогов (например, я отказался от церковного налога). В целом налоговая нагрузка большая – от 30 до 38%, если не ошибаюсь, но, может, есть и больше. Я в целом плачу где-то 34%.
Доход у меня сейчас все таки, наверное, понизился. Если просто, брутто у меня – больше, чем в Киеве, а вот чистыми выходит по-разному. Когда работал в собственном агентстве, прибыль могла колебаться от 6000 грн до $2500 в месяц. А здесь чистыми после налогов получается немного меньше $2500, но это пока я джуниор на тестовом контракте.
Расскажите об основных затратах на жизнь по сравнению с Киевом.
В супермаркетах на еду на месяц уходит где-то 90 евро. Если разойтись и взять себе какой-то дорогой и прикольный хумус или еще что прикольное, то, может, будет 110 евро. Зайти в Starbucks посидеть с книжкой обойдется где-то в 2,9 евро за огромную порцию кофе. Обед в хорошем ресторане, вроде Pizzeria Cimino, будет стоить 6-8 евро. Конечно, есть и места подороже – до 12 евро и выше. Но обычные люди не боятся зайти в какую-нибудь бургерную или шаурмешную – это, конечно, не такие страшненькие киоски, как у нас, а классные кафешки. В общем, пообедать можно за сумму от 6 до 12 евро, если не особенно себя стеснять.
Расскажите о медицинской страховке, транспорте.
Страховку полностью оплачивает компания. По поводу транспорта: помню, как после собеседования мои новые коллеги – Бьянка и Мортон – угощали меня в ресторане и рассказывали о жизни во Франкфурте. Они говорили, что тут только дурак купит себе машину (при том, что у директоров интернациональных компаниях доход может составлять от 100 000 до 260 000 евро в год). Машину имеет смысл покупать только, если ты живешь за городом. Да и то, можно так подобрать себе жилье, что выйдет “конфетка” по добиранию в офис. Когда я жил в Дармштадте, там было три пересадки, но транспорт ходит настолько по часам, что очень удобно добираться. Общественный транспорт по Франкфурту стоит 70 евро (проездной на месяц). Я себе брал понедельный проездной Дармштадт-Франкфурт, выходило 53 евро в неделю. Здесь очень популярны велосипеды, хоть и не так как в Голландии. Если выйти на наш рабочий балкон, на парковочных местах для велосипедистов штук 200 можно насчитать.
Развлечения, спорт – как вы отдыхаете?
Здесь есть культура музеев, хорошие городские культурные сайты, где подробно рассказано о кинотеатрах и музеях. Можно купить карточку для посещения музеев на несколько дней, она автоматически обеспечивает тебе скидку на общественный транспорт. Очень хорошо организованы общественные места, парки, огромные скверы, памятники, все хорошо продумано, вплоть до цвета лавочки, который должен подходить к оформлению парка. В таких местах приятно находиться. Вся инфраструктура – начиная от мусорников и туалетов, и заканчивая парковками – абсолютно продумана и удобна, в городе ощущаешь себя комфортно и безопасно.
Были ли сложности с адаптацией после переезда?
Самое сложное – это немецкий язык. Я его сейчас учу, курсы оплачивает компания. Само агентство – интернациональное, но немецкий учить нужно, ведь только с 50% клиентов придется общаться на английском. Плюс, здесь очень чувствуется культура формальности на рабочем месте: все запротоколировано, куча правил, пожарные инструкции, инструкции о том, как принимать клиентов, там подписать, здесь зарегистрироваться… Первоначально просто мозг взрывался от этой всей информации, но затем свыкся.
Вы недавно переехали, но в целом – не жалеете о своем решении, хотите оставаться поработать здесь или набраться опыта и уехать куда-то еще?
Рано говорить. В Киев возвращаться вообще неохота. Планирую проработать здесь минимум три года, потом, возможно, перееду еще в какой-то европейский город ради бизнес-целей. Если для себя – хотелось бы пожить где-то у моря: Италия, Испания.
Здесь, конечно, карьерная лестница круче, чем в Украине, но и перспективнее намного. Здесь ты как джуниор получаешь столько же, как в Украине директор агентства. Если посвятить карьере в компании лет 10 и очень стараться, можно выйти на 100 000-200 000 евро в год. Если же думать о том, чтобы заняться своим бизнесом, возможно, я бы и рассматривал возвращение в Украину. Но конечно, по уровню комфорта жизнь не сравнить – отношение в обществе, коррупция… Пока возвращаться не планирую.
Десятки вакансий с релокацией для технических и нетехнических специалистов в обновленном разделе Работа на AIN.UA
Смотреть коллекцию вакансий ?Релокация на AIN.UA