В материале под названием «Суд как инструмент конкурентной борьбы» Смилянский указывает — они не против конкуренции, но ожидали, что борьба пройдет в предоставлении клиентских услуг, а не в судебных коридорах Антимонопольного комитета. Гендиректор «Укрпочты» аргументирует ситуацию статистикой: Нова Пошта, у которой 60-70% рынка посылок, якобы не стоит беспокоиться об «Укрпочте», которая занимает долю в 20%.
Но в футбол тоже не всегда играют на футбольном поле, а победы иногда куются и за его пределами.
Смилянский вкратце пересказывает претензию «Нова Пошта». Компания указывает — согласно действующему законодательству, осуществлять переводы и иметь собственный эквайринг может или банк, или финансовая компания. «Укрпочта» — почтовый оператор, не обладающий их полномочиями. Топ-менеджер «Укрпочты» не видит в этом проблемы:
«Укрпочта» как член Всемирного почтового Союза совершает переводы согласно Postal Payment Services Agreement, в котором закреплены обязательства Украины как страны. Никакие финансовые компании или банки не могут быть членами Союза, поэтому «Укрпочта» имеет четкую юридическую позицию, подкрепленную международным правом. Согласно мировой практике, национальные почтовые операторы совершают международные и локальные платежи, имея особенный статус и обязательства, закрепленные в законодательстве.
Смилянский также осуждает обвинения в подрыве конкуренции. Он приводит контраргументы о других выгодах, которые имеет «Нова Пошта». В частности:
- «Укрпочта» вынуждена работать в убыточной сельской местности. «Нова Пошта» задействует там независимые ФЛП. Экономия — на едином социальном взносе.
- «Укрпочта» как госкомпания несет дополнительные убытки, не может предоставлять индивидуальные скидки, распоряжаться собственностью или самостоятельно устанавливать тарифы на регулированные услуги. «Нова Пошта» не ограничена в этих решениях.
Топ-менеджер уверен, что ситуация объясняется проще — частным операторам просто невыгодно возрождение «Укрпочты» как конкурентного игрока. При этом компания якобы находится в незавидном положении. В прошлом году «Укрпочта» не получала денег из бюджета, и потеряла долю рынка в посылках — 65% до озвученных ранее 20%. Но вместо закрытия, третий работодатель страны (74 000 сотрудников, 11500 отделений) пытается выжить.
Смилянский указывает, что новые возможности «Укрпочты» откроют современную платежную экосистему в деревнях, где «уровень услуг и цивилизации остановился в 80-х годах». Установив там компьютеры и платежные терминалы для расчетов картами, госкомпания намерена улучшить инфраструктуру страны. Еще один аргумент — обеспечение условий для клиентов, которые живут в селах и продают товары на Amazon и Etsy. В 2017 году «Укрпочта» на 50% подняла объем экспорта в США. Теперь она планирует обеспечить людей современными методами оплаты.
Топ-менеджер пишет, что рад существованию «Новой Почты», она развивает рынок. Выяснять ее специализацию (почтовый оператор, перевозчик или транспортная компания) представители «Укрпочты» в суде пока не планируют. Вместо этого они хотели бы конкурировать в бизнес-среде.
Я еще раз призываю собственников «Нова Пошта» подумать, какой пример они подают рынку. Мы же, со своей стороны, безусловно, будем жестко защищать свою юридическую и бизнес-позицию.
Напомним, ранее на AIN.UA выходил фоторепортаж о новом формате отделений «Укрпочты»