Издание рассказывает, что между основателями WhatsApp и руководством Facebook возник конфликт на почве обработки пользовательских данных. Кум и Эктон отстаивали приватность — еще во время запуска проекта они пообещали не сделать его очередной «рекламной помойкой». Однако в Facebook стремились отбить рекордную покупку — в 2014 году социальная сеть купила мессенджер за $22 млрд.
У проектов совершенно расходилась философия — но различия стали проявляться лишь со временем. Во время покупки Цукерберг заверил партнеров, что реклама не является оптимальным способом заработка на мессенджере. Он также пообещал им автономность внутри компании и оставил в контрактах пункт об условиях преждевременной выплаты дивидендов. Согласно ему, если Facebook будет настаивать на «дополнительных инициативах для монетизации», Кум и Эктон смогут уйти раньше времени — но с полным пакетом бонусов.
Эктон покинул Facebook в сентябре 2017 года. По информации WSJ, из-за этого предприниматель лишился $900 млн в эквиваленте акций Facebook, выплата который была запланирована на ноябрь 2018-го. Кум объявил об отставке 30 апреля — его уход состоится в середине августа. Потери выходца из Украины составят $400 млн. О том, сколько они уже получили акций — неизвестно.
Зато издание сообщает, что Эктон пытался воспользоваться правом досрочного выхода с полной выплатой вознаграждения. Но Facebook пригрозили судебными тяжбами, а имея на руках состояние в размере около $3 млрд, Эктон решил не ввязывать в борьбу за бонусы.
WSJ обращает внимание на историю сделки и особенности обеих компаний. Кум и Эктон, которые подружились во время работы в Yahoo Inc., запустили WhatsApp в 2009 году. Они сделали программу простой и безопасной. Сообщения мгновенно удалялись с серверов, а для монетизации с пользователей ежегодно списывалось по 99 центов (первый год был бесплатным).
Когда Facebook купил WhatsApp в феврале 2014 года, программа была на взлете популярности. Ежемесячная пользовательская база мессенджера составляла 450 млн юзеров. В то же время Twitter, у которого было всего 240 млн юзеров, оценивался в $30 млрд. Сейчас в WhatsApp около 1,5 млрд аккаунтов.На момент покупки, WhatsApp уже была прибыльной компанией за счет ежегодных сборов — но точная финансовая информация недоступна.
Ситуация начала меняться в 2016 году. Тогда WhatsApp перевалил за миллиард пользователей и отказался от годовой подписки, а Facebook заверил инвесторов, что перестанет увеличивать количество рекламы в новостной ленте. Доход от этого направления замедлил рост.
Остальная собственность компании — включая WhatsApp — должна была приступить к заработку денег. Ожидания от мессенджера подогревало и то, что остальные дорогостоящие покупки Facebook (платформа LiveRail и VR-компания Oculus) не выполняли планов.
В августе того же года WhatsApp объявил, что начнет делиться номерами телефонов и пользовательской информацией с Facebook. В январе 2017 года интеграция развилась на другом фронте — Марк Цукерберг и топ-менеджер Facebook Шерил Сандберг убедили WhatsApp перевезти команду в головной офис соцсети в Менло-Парк. Переезд сотрудников пытались обставить в праздничной атмосфере и даже украсили одно из зданий в фирменные цвета мессенджера.
Но 200 сотрудников WhatsApp, присоединившихся к Facebook, не почувствовали радушного приема. Часть людей раздражал шумный кампус, с его магазинами и ресторанами. Они расклеили плакаты с призывом «сохранять минимальный уровень шума». В ответ сотрудники Facebook занялись придумыванием шуток вроде «Welcome to WhatsApp — Shut up!» («Добро пожаловать в WhatsApp — заткнись!»).
Зависть сотрудников Facebook также вызывали бытовые мелочи. Они заметили, что привезенные командой мессенджера столы больше, чем стандартные в Facebook. Уборные в блоке WhatsApp закрывались на двери, которые доходили до пола — а у всех были с небольшим зазором снизу. Переговорные комнаты WhatsApp оказались недоступны для остальных. В то же время, Ян Кум спорил с Цукербергом и топ-менеджментом из-за моделей стульев, которые планировали купить для команды WhatsApp.
На фоне этого шли переговоры о стратегии монетизации. Кум и Эктон предложили такую схему — разрешить рекламодателям связываться только с теми пользователями, которые ранее уже были их клиентами. Но все их идей оказались не так выгодны, как рекламная модель Facebook.
В пример регулярно ставили историю Instagram — не оправдав ожиданий по выручке в первых нескольких кварталах, проект принял рекламную модель и стал одним из ведущих источников выручки Facebook. Переход состоялся практически без проблем, а основатели компании Кевин Систром и Майкл Кригер остались в компании.
Сандберг и Цукерберг пытались переубедить Кума и Эктона по поводу рекламы. Оживленные споры разгорелись вокруг вопроса о ее размещении в разделе Status — местном аналоге Stories, у которого по состоянию на май было 450 млн ежемесячных пользователей. На фоне этой дискусси Эктон, которого один из сотрудников называл «моральным компасом» компании, и принял решение покинуть должность. Кум пытался уговорить его остаться, но и сам спустя 8 месяцев написал в блог-посте об уходе:
Я возьму немного времени на то, чтобы заняться любимыми делами вне технологий. Например, буду коллекционировать редкие Porsche, работать над своими машинами и играть во фрисби.
Журнал Forbes оценил состояние Кума в $9 млрд. Когда Ян прощался со своими сотрудниками в Менло-Парк, один из них спросил о будущем монетизации. Как сообщает WSJ со ссылкой на осведомленный источник, сначала Кум ответил привычной тирадой о непринятии рекламы, но потом добавил, что если уж ей суждено появиться — раздел Status окажется наименее назойливым решением.
Теперь руководить WhatsApp будет многолетний топ-менеджер Facebook Крейг Дэниэлс. Его задача — найти бизнес-модель, которая принесет столько выручки, чтобы оправдать покупку мессенджера, но не нанесет вреда его популярности.
WSJ указывает, что среди конкурентов WhatsApp есть и Signal — защищенный мессенджер, который делает ставку на шифрование и отсутствие рекламы. $50 млн на его деятельность пожертвовал Брайан Эктон.