Как составить договор с копирайтером и использовать его в работе

10149

Наталья Кирик, руководитель контент студии WordFactory, и Назар Поливка, сооснователь юридической фирмы Axon Partners, рассказывают, как создать договор с копирайтером, как он поможет оформить сотрудничество в правовом поле и разрешить споры в конфликтных ситуациях. 

Вопрос о договоре на оказание услуг копирайтинга – один из самых часто задаваемых клиентами контент студий, фрилансеров и бирж. Клиентов волнует в первую очередь как защитить контент. Во вторую – как организовать работу с автором так, чтобы он всегда выполнял работу качественно и в срок. В третью, для корпоративных клиентов важен сам факт официального сотрудничества и документов для бухгалтерии.

Мы, как контент-студия WordFactory, работали в статусах физлица-фрилансера, частного предпринимателя и ООО. И да, договорная работа для нас, людей творческих – это высшая математика. Поэтому, в свое время, мы попросили помочь разработать для нас пакет документов Назара Поливку, сооснователя и партнера Axon Partners

Копирайтинг в законе

Когда речь заходит о договоре на оказание копирайтинговых услуг, главная эмоция клиентов – «Ох и сложно же это». Причин несколько. Во-первых, специфика рынка копирайтинговых услуг. Он никак не регулируется, его невозможно измерять, ввести какие-то общие отраслевые правила. Самого термина «копирайтинг» закон не знает.

Украинское законодательство прямо не регулирует копирайтинг. Однако, создание любого рекламного текста будет подпадать под Законы Украины «Об авторском праве и смежных правах» и «Про рекламу». А учитывая, что тексты, как правило, создается по заказу, нужно брать во внимание Гражданский кодекс Украины (договора о предоставлении услуг).

Хотя украинскому законодательству и не знаком термин «копирайтинг», это не означает, что его нельзя использовать в договоре. Этот термин настолько распространен, что будет понятен всем, кто читает документ. Если все же боитесь, что не все поймут, можете дать термину определение – написание оригинальных текстов рекламного характера (описание товара или услуги, контент для поисковой оптимизации веб-сайта и так далее). 

Что касается КВЭДов для копирайтера, то наиболее подходящими будут: 63.99 Предоставление других информационных услуг или 73.11 Рекламные агентства. Ведь по сути, деятельность копирайтера по созданию контента – это предоставление информационных или рекламных услуг.

— Назар Поливка

Какие конфликты юридического плана чаще всего случаются между автором и заказчиком?

Со стороны заказчика могут быть претензии к качеству текста, его уникальности, к несвоевременности выполнения заказа. А основной проблемой автора является отказ заказчика платить за работу (по самым разным причинам).

Гарантией для обеих сторон может быть поэтапная оплата: 50% до, 50% после предоставления услуг. Стороны делят свои риски пополам, сохраняя баланс. В случае конфликта по вине автора – заказчик сохранит половину средств и не будет оплачивать полностью некачественную работу. В случае конфликта по вине заказчика – автор получит хотя бы половину средств за выполненную работу.

Большинство копирайтеров все же работают по 100% предоплате – только в этом случае автор полностью защищен от того, что клиент откажется оплачивать работу, потому что ему просто не понравилось или по другим необъективным причинам.

— Назар Поливка

По опыту нашей студии мы знаем также, что конфликтные ситуации чаще всего случаются с заказами, которые клиент формулирует в двух словах: «сделайте рерайт», «сделайте по-другому», «просто напишите связный текст». Или когда заказ формирует клиент, а принимает SEO-специалист.

В WordFactory мы это решаем таким образом:

  • еще на этапе оценки просим заполнить техническое задание. Если клиент качественно заполнит хотя бы эту одну страницу опросника, в 99,9% из 100 он будет доволен результатом;
  • если клиент отказывается, мы можем принять заказ в удобном для клиента формате, но с оговоркой о том, что он должен сказать все, что для него важно;
  • если правки не требуют переписывания текста с нуля или мы чем-то нарушили ТЗ, текст правим бесплатно и оперативно.

Также защитить интересы заказчика может пункт о внесении правок в тексты. Разумно требовать, что если ТЗ нарушено, автор правит текст бесплатно и в краткие сроки (для текста до 15 000 символов – от 1 рабочего дня). В то же время, важно понимать и свою ответственность за постановку задачи. Если текст написан, и уже после этого возникли какие-то требования, которые не были очевидны из ТЗ, это может означать дополнительный объем работы, иногда – написание текста с нуля. Это – работа, которая должна оплачиваться.

Договор с копирайтером из другой страны: миссия выполнима

Фрилансеры часто работают с юридическими и физическими лицами из других стран. Есть практика, когда у украинского юридического или физлица заказывает тексты компания-резидент Виргинских островов, Нидерландов и так далее. Это вполне легально, при чем, около года назад в Украине был упрощен экспорт услуг — специально для фрилансеров. Теперь достаточно составить оферту и выставить инвойс в электронной форме.

— Назар Поливка

Правда, в этих документах должна содержаться вся необходимая информация:

  • Почтовые и платежные реквизиты сторон.
  • Вид услуг, которые предоставляются по договору, условия и сроки предоставления услуг.
  • Цена услуг, условия платежей – валюта платежа, порядок и сроки финансовых расчетов.
  • Условия приема-сдачи услуг – вы должны четко указать, что что оплата по инвойсу является принятием вашей оферты, а также подтверждает факт выполнения услуг. По сути, инвойс заменяет акты предоставленных услуг.
  • Стандартные условия об ответственности сторон, порядке разрешения споров, применимом к договору праве.
  • Документы могут быть составлены только на английском языке, банк не должен требовать перевод документов на украинский.

Банк спокойно примет такие документы как внешнеэкономический договор. Копирайтер составили оферту и выставил инвойс – клиент оплачивает услуги, чем по сути принимает оферту и подтверждает оказание услуг. Подписей и мокрых печатей клиента не нужно. Так копирайтер сможет с легкостью получить вознаграждение за свои услуги от иностранного заказчика.

— Назар Поливка

Помогает ли договор защитить заказанный и оплаченный контент?

И да, и нет. Да – если речь идет о том, чтобы официально задокументировать то, что копирайтер создал для вас и получил оплату за контент и не может его использовать.

Нет – если понимать, что сам копирайтер редко публикует проданный текст где-то еще. Это случается в единичных вариантах – когда автор хочет добавить текст в портфолио, когда с автором не проговорили, что делать этого нельзя, или когда автор остался обижен на клиента, потому что ему не доплатили. Но настоящая беда – это копипаст контента конкурирующими сайтами. Копируют контент в основном просто потому, что «А что нельзя?».

Все авторские права на текст принадлежат тому, кто этот текст написал. То есть, у копирайтера как у автора возникают следующие права:

  • личные неимущественные – право требовать указать свое имя или псевдоним, право запретить указывать имя или псевдоним, право на целостность текста (право противодействовать любому искажению или иному изменению текста, которое может повредить репутации автора);
  • имущественные – право использовать текст любыми способами (переводить, изменять, публиковать в интернете и так далее), право разрешать использование другим, право запрещать неправомерное использование текста.

Так вот, неимущественные права передать нельзя, они принадлежат автору всегда. Копирайтер может потребовать указать его авторство или наоборот, запретить использовать его имя.

А вот имущественными правами копирайтер может распоряжаться – может передать все права клиенту, или же оставить имущественные права за собой и предоставить клиенту лицензию (разрешение) на использование текста определенными способами.

Если копирайтер передал права на контент клиенту, то он не может без разрешения клиента публиковать и распространять созданные на заказ тексты, даже размещать тексты в своем «портфолио» на платформе копирайтеров.

— Назар Поливка

Как это помогает защитить контент практически?

Если текст с вашего сайта скопировали и у вас в договоре, приложениях, актах зафиксировано то, что владелец контента – вы, действия могут быть следующими:

  • если ваш текст переопубликовали на бирже, сторонней площадке, маркетплейсе – свяжитесь с администрацией, покажите документы и без лишних вопросов и дальнейших разбирательств дубль удалят;
  • если ваш текст переопубликовали на сайте конкурентов, алгоритм действий тот же: связываетесь с администрацией, говорите, что, вероятно, их сотрудники совершили досадную ошибку и просите исправить, при необходимости – показываете документы;
  • если вы наткнулись на «А что, нельзя было?», «Ой, ну все?» — вы можете пригрозить судебным разбирательством и, как правило, владельцев сайта это впечатлит достаточно, чтобы просто удалить ваш контент со своего сайта.

Гарантирует ли договор качество?

Если клиент будет обращаться в суд, то автор может нести гражданско-правовую ответственность (возмещение убытков). Дело в том, что качество текста должно отвечать требованиям договора. Если клиент четко указал тему текста, количество слов, уникальность текста, а автор не выполнил такое техническое задание, то клиент может обратится в суд со всеми последствиями.

Однако, в большинстве случаев, клиенту невыгодно судится. Дешевле и быстрее нанять другого, более качественного копирайтера. Например, в Украине нет примеров судебных разбирательств между копирайтером и клиентом. В таком случае провинившийся автор не несет ответственности. Максимум – репутационные риски и плохой отзыв в социальных сетях.

— Назар Поливка

Как это выглядит на практике? 

Оценивать контент можно:

  1. по эффективности (конверсии в звонки, например);
  2. по соответствию ТЗ.

С пунктом A, с одной стороны, все предельно просто: вы договариваетесь с автором о том, что его тексты должны принести конкретный результат: столько-то звонков, заполненных форм, заказов. С другой стороны, это означает, что и вы должны открыть для исполнителя доступ к данным – аналитике сайта, разделу CRM-системы, или к бухгалтерии. Иначе автор просто не сможет убедиться в том, что менеджеры обрабатывали заявки, отвечали на почту и телефон.

Пункт B – это вариант для тех случаев, когда вы сами формулируете задачу и вам нужна только ее правильная реализация. Вы указываете пожелания по объемам, ключевым словам, уникальности, если они есть.

Все, что для вас важно, нужно обязательно отобразить в договоре (если сотрудничество разовое) или в приложениях (если сотрудничество многократное, а задания разные).

И, конечно же, важный момент, если вы действительно будете проверять готовые тексты по каждой букве договора, помните, что имеют вес только конкретные требования: объемы, уникальность, отсутствие ошибок – все то, что можно измерить. Пожелания в духе «мне текст кажется каким-то не продающим», «текст написан не художественно», «показал друзьям и им не понравилось» — это все невозможно измерять и даже если и может быть отображено в договоре, при дальнейших разбирательствах никак не может быть использовано.

Сколько стоит услуга по составлению договора на оказание копирайтинговых услуг?

Ценовой диапазон очень широк. Шаблон договора можно найти в интернете, есть даже базы документов – например, SmartDoc. А еще договор можно заказать у топ-5 юридических фирм Украины, где подготовка договора будет стоить не меньше 500 долларов, зато будет учитывать все особенности вашей компании и вашей схемы сотрудничества с авторами.

— Назар Поливка

Как защитить право на конкретный текст?

В украинское законодательство не так давно была внедрена процедура Takedown Notice – правообладатель может подать владельцу сайта и хостинг-провайдеру претензию с просьбой удалить незаконно размещенный контент. Подать такую претензию можно исключительно через адвоката, который проверяет наличие прав на контент. Как доказательства того, что текст написан для вас по заказу, вы можете предоставить адвокату договор и акты с подрядчиком-копирайтером, или же скрины переписки с копирайтерами – этого будет достаточно.

На протяжении одних-трех суток после получения претензии владелец сайта или хостинг-провайдер обязаны прекратить нарушение ваших прав – удалить незаконно размещенный контент или заблокировать к нему доступ.

Так, простая email-переписка с владельцем-сайта и хостинг-провайдером может разрешить спор. Подобные процедуры есть в США и большинстве европейских стран. Ведь это гораздо эффективнее, быстрее и дешевле, чем судебное разбирательство.

Если переговоры не помогли, вы можете идти в суд. Однако, в суде будет трудно доказать наличие прав на контент – в украинских судах редко принимают переписку по электронной почте и другие электронные материалы как надлежащие доказательства. Распечатки с вашего сайта, которые можно легко подделать в фотошопе, судья точно откажется рассматривать.

Распространенной практикой является нотариальное заверение распечатанного контента с сайтов. Такие материалы точно будут приняты судом как надлежащие доказательства. Правда, этот прием работает только для тех компаний, которые создают контент в небольших количествах.

Компаниям с контентом на миллионы страниц это не подходит. Для них самым лучшим вариантом защиты все же остается подписание договора о предоставлении услуг с копирайтером и актов приема-передачи к нему. При чем, в этих документах желательно не просто указывать о передаче всех прав интеллектуальной собственности на весь созданный копирайтером контент, а составлять полный перечень передаваемых результатов услуг.

— Назар Поливка

Договор подписан, куда с ним теперь идти?

Сама по себе готовность автора или агентства подписать договор уже говорит о том, что автор, как минимум, настроен на серьезную работу. Это не гарантия результата, но показатель отношения к работе.

Подписанный договор – это гарантия того, что ответственность за ваш заказ взял на себя конкретный человек или юрлицо. Вы точно знаете, что работаете с конкретным человеком, а не с псевдонимом. И этот человек отвечает за свою работу репутацией, а не никнеймом.

В результате, если ваши права нарушены, вы можете обращаться в суд. Такие прецеденты уже есть и защитить свои интересы реально.

Как ни парадоксально, но сам копирайтер вряд ли может нанести значительный урон вашему проекту или компании. А заключенный с ним договор страхует вас не только и не столько от накладок при работе с вами, а от копипаста контента другими компаниями. При чем, наличия этого договора и подтверждения того, что реальный человек создал для вас этот текст, более чем достаточно для того, чтобы решить конфликты с другими компаниями даже не тратя времени и сил на судебные тяжбы.

Как видим, суть разногласий клиента и копирайтера чаще всего лежит в умении корректно ставить и принимать в работу задачу, объективно оценивать результат и в качестве коммуникации. Договор на оказание копирайтинговых услуг помогает зафиксировать все то, что обсуждалось и защитить свои права на оплаченную работу. При чем, защитить не только и не столько от автора текста, сколько от недобросовестных конкурентов.

Авторы: Наталья Кирик, руководитель контент студии WordFactory,
Назар Поливка, сооснователь юридической фирмы Axon Partners

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск