Как запустилась и работает Uplata – первый «антибанк» страны. Интервью с руководителем проекта

15407
5

Руководитель одесского проекта Uplata Валерий Скрипник уже два года занимается развитием целой системы безналичных платежей. Uplata не похожа ни на один платежный сервис Украины. Во-первых, это небанковский сервис. Во-вторых, Uplata представляет собой отдельную инфраструктуру, состоящую из сервиса онлайн-платежей, собственной карты, приложения и других продуктов, которые в совокупности дают пользователям преимущества пользования безналичными платежами.

В этом году вашей идее условно исполняется два года. Изменился ли курс за это время?

Действительно, решение о создании первого в Украине небанковского сервиса в том виде, в котором мы знаем его сегодня, созрело в 2016 году. Идея возникла в связи с глубокой неудовлетворенностью ситуацией на рынке финансовых услуг и нежеланием игроков внедрять инновации в том темпе, в котором это позволяли делать технологии.

Изначально миссией нашего сервиса было упростить массовый доступ населения Украины к преимуществам безналичных платежей. Просто потому что это проще, надежнее, и, главное, выгоднее. Этим мы занимаемся и по сей день.

Мы – это кто? Расскажите о команде Uplata.

В создании Uplata принимали участие выходцы из банковской среды. На тот момент у каждого из них был личный мотив: ликвидация банка, разочарование в сфере, желание создать что-то по-настоящему полезное и новое… Лично я пережил ликвидацию двух банков и сильно разочаровался в системе как таковой.

Каждый участник проекта Uplata – первый. В самом начале команда была небольшой – до 15 человек с учетом финансового мониторинга, бухгалтера, кассира, бизнес-персонала и разработчиков. В такой ситуации каждый выполняет ключевую роль, а от эффективности его работы зависит судьба проекта.

Сегодня команда уже несколько подросла, но мы все еще небольшой коллектив с высокой долей специалистов весьма широкого профиля. Самая большая сложность заключается в том, что мы стараемся совместить технологии и финансовую лицензированную деятельность не являясь клиент-банком. А это уже совсем другое дело!

Раз уж вы затронули вопрос лицензирования, расскажите о сложностях, с которыми вам довелось столкнуться в процессе.

Для нас вопрос лицензирования был меньшим злом, чем поиски банков-партнеров, которые были бы готовы менять себя, процессы, создавать что-то новое. Вот где бюрократия, закостенелость и зашоренность реально мешает. Еще хуже, когда руководство банка готово к переменам, но не готова команда! Или когда перемены заявлены, но по факту их нет, или они не работают, или результат отличается от оглашенного. С регулятором все просто – он консервативен, максимально следует букве правил, и не стоит надеяться на что-либо другое. А вот от коммерческих структур ждешь понимания.

Тем не менее, вам удалось создать с банком совместный продукт.

Да. В 2017 году в Киеве на Международной конференции «Рayments 2020: цифровая трансформация платежей» мы познакомились с представителями OTP Bank. Эта встреча стала началом нашего сотрудничества.

Совместно мы разработали и в октябре того же года выпустили платежную карту Uplata, используемую для платежей в сервисе без комиссии.

Заказать ее можно на сайте, это займет не более пяти минут. В день заказа менеджер Uplata свяжется с вами, а курьер доставит карту по указанному адресу на следующий день. Карточка автоматически привязывается к сервису, здесь же можно посмотреть ее баланс и получить выписку по всем операциям.

К другим плюсам относится то, что пополнять ее можно без комиссии через терминалы Uplata и «ПриватБанк». Обналичивать без дополнительных платежей в сети банкоматов «АТМОсфера» и кассах ОТР Bank. Как и любая платежная карта, Uplata подходит и для денежных переводов, и для расчетов через терминал. Также ее можно зарегистрировать в кошельке Google Pay и пользоваться преимуществами бесконтактных платежей с помощью смартфона.

Недавно я читал о том, что один сервис платежей также выпустил собственную карту и представил ее как «инновационный для Украины продукт». Приятно понимать, что такую инновацию мы предложили своим клиентам еще год назад.

То есть Uplata – это не только сервис онлайн-платежей, это еще и карта?

И даже больше!

Uplata присутствует как в онлайне, так и в офлайне. Сервис, который мы строим, должен заменить в повседневной жизни классический банк. Посмотрите, Uplata – это и платежный сайт, и терминалы самообслуживания, и платежная карта, и мобильное приложение (но об этом позже).

Все это единая инфраструктура и пространство, призванное с максимальным комфортом и выгодой решать ежедневные вопросы людей, связанные с деньгами и их перемещением. Для своей коммуникации мы выбрали сообщение «банк наоборот» или «антибанк». Хотим, чтобы наши клиенты понимали:

  1.  Мы не банк. При этом у нас единственных среди не банков на сайте можно оплатить более 1500 различных услуг, привязать карты любых банков Украины, просматривать баланс и получать выписку по платежам. Построенная нами инфраструктура и коммуникации с клиентами поддерживаются только нами. А значит, мы можем быстрее и более чутко реагировать на запросы и потребности клиентов.
  2. Даже наша карта – это нетипичный ко-бренд с банком. Она заказывается в Uplata, доставляется сотрудником Uplata, управляется в личном кабинете Uplata, деньги тратятся и переводятся с помощью Uplata. Наш личный кабинет сегодня функциональнее большинства систем «клиент-банк» в Украине. И уж точно красивее и дружелюбнее.

На данный момент сервис позволяет оплатить более 1500 услуг по всей Украине. Есть ли предел у этой цифры? 

Нет предела совершенству. Uplata постоянно работает над увеличением количества представленных сервисов, все же амбиции быть национальным проектом обязывают.

Сервисы в системе появляются несколькими путями. Самый распространенный – вступление в платежную систему, являющуюся агрегатором платежных услуг. На данный момент мы работаем с Flashpay, Timy, Plategka. Также можем самостоятельно подписывать договора на прием средств в адрес тех или иных компаний.

Вам как никому известен главный барьер пользователей онлайн-систем. Что вы можете сказать о безопасности вашего сервиса?

Безопасность в работе с деньгами превыше всего. Поэтому мы прошли сертификацию по стандарту PCI DSS. Стандарт разработан международными платежными системами Visa и MasterCard. По сути, это свод правил, выполнение которых обеспечивает сохранность и неприкасаемость персональных карточных данных владельца карт (PAN данных).

Стоит отметить, что требования весьма высоки, и большинство банков похвастать таким сертификатом не может. Например, карточные данные не доступны даже разработчикам нашего программного обеспечения, которые видят систему, так сказать, изнутри. Она проходит регулярное сканирование на предмет хранения PAN-данных и систематические хакерские атаки для контроля устойчивости. В этом году мы успешно подтвердили свой сертификат, а значит за карточные данные, оставленные на сайте uplata.ua, пользователь может не волноваться.

Валерий Скрипник

Вы также являетесь членом Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем.

На самом деле, мы являемся членами целого ряда отраслевых и профильных ассоциаций. Это помогает нам быть в центре событий, происходящих на рынке, участвовать в законотворческой деятельности и вести диалог с регулятором и другими органами на принципиально ином уровне. ЕМА отличается от остальных ассоциаций своей профильной направленностью на противодействие мошенничеству с использованием безналичных платежных инструментов и сервисов. Участие или не участие в ассоциации – дело каждого игрока. Но для того, чтобы быть в курсе последних событий в сфере безопасности и обмениваться информацией с коллегами, штука весьма полезная.

Участие в ЕМА также носит и прикладной характер – доступ к системе межбанковского обмена информацией Exchange-online. Это система обмена информацией об инцидентах мошенничества с использованием платежных инструментов и кредитов в режиме онлайн. Участники: банки, процессинговые центры, платежные сервисы Украины, Беларуси, России и Молдовы, а также региональные подразделения Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины.

То есть ваш сервис невозможно взломать?

Малейшая вероятность есть, что взломают и Пентагон. Теоретически, если один человек что-то построил, то другой вполне может поломать. Но в нашем случае, даже при взломе, PAN-данные будут в безопасности.

Вы проделали большую работу. Готовы говорить о результатах?

Результаты есть, но пока о них рано говорить публично. Мы сейчас собираем статистику, тестируем каналы коммуникации с клиентами, экспериментируем с технологиями и техниками.

В сервисе постоянно что-то меняется, добавляются новые функции и возможности. Например, готовим интересный совместный проект с крупной сетью быстрого питания. Одна из главных ближайших новинок – обновление сайта и появление первой версии долгожданного мобильного приложения. Это то, чего нам жизненно не хватает. Сначала оно будет функционально повторять сайт, но с версионностью… Думаю, мы сможем регулярно удивлять наших пользователей все новыми и новыми возможностями. Стоит отметить, правда, что и базовая версия сможет дать немало: подвязка любых карт, заказ нашей карты, платежи, переводы, бонусы, дисконты и многое другое. Кроме того, мы работаем над новой картой. Она будет принципиально отличаться от всего, что массово присутствует на рынке, и даст настоящую свободу при выборе безналичного пространства.

Также сейчас мы занимаемся разработкой действительно инновационного для страны продукта. Не буду оглашать подробности, но уверен – нашим пользователям понравится.

Попробовать

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Очень плохой PR материал. Вопросы выглядят так будто их готовил подчиненный-жополиз. Было бы еще понятно, если бы вы не делали это в виде интервью — но и так было бы ни о чем.
    Очевидно что аудитории интересно совсем не это. Покажите более выгодные тарифы по картам чем Монобанк и Приватбанк, покажите что ваши терминалы ближе, а приложения проще и понятнее. Вы даже боитесь упоминать конкурентов

  • О чем вообще этот сервис? Обычный кобренд с более лояльными условиями! В чем эксклюзив?

  • вот и я не понял преимуществ, а главное ЗАЧЕМ мне это нужно? я клиент двух банков и склоняюсь ещё к monobank для кежуал трат. Uplata конкурент?

  • Просто чушь, а не проект — начиная от названия и заканчивая условиями. Как только с терминалов Привата пойдет стабильный поток денег он без объявления войны введет комиссию на пополнение со своей стороны и проект накроется. Странно то, что в финтехе еще куча ниш, а ребята решили влезть в самую забитую.
    А еще у меня много вопросов при прочтении некоторых фраз:
    1. Мы не банк
    Кем гарантируется сохранность моих денег?
    2. на сайте можно оплатить более 1500 различных услуг
    Зачем это среднестатистическому пользователю?
    3. привязать карты любых банков Украины
    Я лично хочу иметь карту только одного, максимум двух банков. Зачем мне их куда-то привязывать если те 10 платежей, которые делаю я мой банк должен проводить бесплатно?
    4. наша карта – это нетипичный ко-бренд с банком
    Типичный. Нужно иногда мыслить выходя за границы Украины.
    5. Наш личный кабинет сегодня функциональнее большинства систем «клиент-банк» в Украине
    Как вы можете это знать если сами не пользовались этими системами уже давно? За последний год много банков стали совершенствовать свои системы, а по риторике явно видно, что авторы кроме Приват24 мало что видели.

Поиск