Как закон про налог на выведенный капитал отразится на ФЛП и «упрощенке» — мнения

5328

На прошлой неделе Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект №8557 о налоге на выведенный капитал. Ранее AIN.UA писал, что в целом изменится с введением этого налога и как он повлияет на экономику. Участники рынка и эксперты отзываются о законопроекте преимущественно позитивно, однако в нем есть тонкие моменты, которые при малейших изменениях в трактовке могут нести под собой опасность для деятельности ФЛП, которые работают на упрощенной системе налогообложения.

Мнение юриста

Партнер юридического объединения ID Legal Group Олег Добровольський считает, что внедрение налога на выведенный капитал выписано так, чтобы сделать максимально невыгодным использование в Украине упрощенной системы налогообложения. В законопроекте содержатся требования, согласно которым плательщики НВК должны будут платить налоги также и с перечислений в пользу связанных с ними «упрощенцами».

«То есть создаются предпосылки, при которых для упрощенцев доходы будут облагаться налогом по ставке единого налога 5% по-прежнему, но дополнительно будут подлежать налогообложению и выплаты на таких контрагентов. По нашему мнению, это может в корне изменить схемы работы многих отечественных компаний, которые привлекали упрощенную систему налогообложения для финансирования выплат по оплате труда, поскольку главным преимуществом упрощенной системы налогообложения было именно отсутствие контроля за направлением расходования средств».

Например, компания, пользующаяся услугами физлица-предпринимателя (ФЛП), сейчас теряет на этом порядка 6% суммы при выведении на него наличных: 5% единого налога и 1% на расчетно-кассовое обслуживание банка. После вступления в силу нового закона цена наличных достигнет 26% суммы (5% единого налога; 20% налога на выведенный капитал; 1% за кассовое обслуживание). В такой ситуации многие предприятия перейдут на легальную зарплату, заплатив за нее 22% пенсионного взноса, и положив подоходные налоги (18% НДФЛ и 1,5% военного сбора) на работника.

AIN.UA попросил представителей Ассоциации «ИТ Украины», которая выступила в поддержку данного законопроекта, предоставить разъяснения относительно того, как закон может повлиять на работу ФЛП и IT-рынке Украины.

Позиция по законопроекту Ассоциации «ИТ Украины»

Ассоциация «ИТ Украины» полностью поддерживает предложение введение налога на выведенный капитал. По мнению участников сообщества, налоговые новеллы, изложенные в текущей редакции законопроекта, помогут значительно упростить ведение бизнеса в Украине, сократят расходы на выполнение налогового долга, внедрят эффективные и прозрачные механизмы администрирования налогов контролирующими органами и будут способствовать дальнейшему развитию украинской IT-отрасли, созданию дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест внутри Украины.

Главная задача законопроекта – стимулировать «оседание» выручки предприятий внутри страны. Т.е. пока деньги предприятия остаются в «оборотном капитале», НВК они не облагаются. Это даст бизнесу стимул вкладывать в производство, расширение и другие важные и полезные для всех вещи. Да и администрировать НВК будет значительно проще и понятнее (а значит – и дешевле), что минимизирует количество злоупотреблений государственным регулятором. В этом и состоит ключевое новшество, предлагаемое законопроектом №8557.

Убьет ли НВК «третью группу»? В его текущей редакции, которую и поддерживает Ассоциация, однозначно нет. Вся загвоздка состоит в значениях понятий «связанное лицо» и «несвязанное лицо» («пов’язана та непов’язана особа»).

Нынешняя редакция предлагает ряд поправок к Статье 134 действующего Налогового кодекса Украины, которая определяет объекты налогообложения. Чтобы разобраться, какие операции будут приравниваться к «выводу капитала» и кто будет платить предлагаемый налог, нужно внимательно изучить подпункт 132.1.2 указанной выше статьи.

Большая часть параграфов данного подпункта касается выплат нерезидентам, выплат роялти. Мы же говорим о параграфе «з», который уравнивает с «выводом капитала» следующий тип операций:

виплата, що здійснюється у грошовій формі та/або відмінній від грошової формі у зв’язку з придбанням товарів (робіт, послуг) у неплатника податку – пов’язаної фізичної особи, що перебуває на спрощеній системі оподаткування;

Определение «пов’язані особи» содержится в ст. 14.1.159 НКУ – это «юридичні та/або фізичні особи, відносини між якими можуть впливати на умови або економічні результати їх діяльності чи діяльності осіб, яких вони представляють» с учетом определенных критериев.

Например, связанными лицами будут юридическое лицо и контрагент-ФЛП, который одновременно является учредителем этого же юридического лица. То есть собственник бизнеса, который имеет свой ФЛП, на счет которого и переводит выручку предприятия. Для цивилизованного бизнеса, который имеет здоровую финансовую систему и работает в плоскости законодательства Украины, такой сценарий практически невозможен.

Физлица-предприниматели, которые ведут деятельность на третьей группе единого налога и оказывают реальные услуги независимым заказчикам, не являются «связанными лицами», и выплаты на таких ФЛП (а следственно и их доходов) НВК нисколько не коснется.

Именно эту редакцию пункта «з», пп. 134.1.2 Статьи 134 НКУ Ассоциация настоятельно просит оставить в дальнейших возможных итерациях проекта Закона. Правки, которые уберут конкретику со «связанными лицами», могут негативно повлиять на модель привлечения ФЛП для оказания услуг/выполнения работ (читай малый и средний бизнес, IТ-отрасль в частности).

И конечно, важно, чтобы бизнес не стал «компенсатором» для возможных, на первых парах действия новеллы, «пробелов» в госбюджете.

Напомним, весной депутаты предлагали полностью отменить 3-ю группу единого налога, однако законопроект отозвали. За отмену «упрощенки» ранее высказывались в ГФС.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск