Рестораны, сотрудничающие со Spacious, становятся зонами для совместной работы в самое «неприбыльное время», с 8:30 утра до 5 вечера. Потом они вновь начинают принимать гостей и подавать блюда из меню. Как отмечает NYT, ничего удивительного в таком превращении нет — сегодня почти все заведения неформально стали коворкингами: от кофеен до спортзалов. 

История Spacious началась два года назад — с тех пор компания собрала уже 25 заведений в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Подписка для клиентов обходится в $99/месяц при оплате на год вперед или $129/месяц при обычном платеже. Получив в мае этого года финансирование в размере $9 млн, до конца года Spacious планирует расширить деятельность на 100 локаций.

Команда проекта утверждает — рестораны отлично подходят для трансформации в рабочие пространства. Бары становятся стоячими местами. Закрытые кабинки — переговорными. Свет там более приятен, чем в офисах, а музыка помогает лучше сфокусироваться. Правда, поначалу основатели Spacious полагали, что им придется «продавать» идею заведениям.

Но в итоге рестораны, ослабленные высокими арендными ставками и низкой посещаемость во время ланчей, сами стали обращаться к услугам стартапа. Они получают долю от подписок, оформленных клиентами. Только 5% заведений пришлось пройти через сокращения, прежде чем получить статус Spacious-пространства. Сама компания пока неприбыльна.

Spacious — часть широкого обсуждения того, как люди пользуются городскими пространствами учитывая, что они все чаще покупают онлайн вместо походов в магазины, а стоимость оплаты труда ставит новый вызовы перед ресторанами. Подписочная модель, по мнению команды Spacious, является будущим «кирпичных» заведений и рестораны — самый подходящий старт в этом направлении.

NYT приводит объяснение сооснователя Spacious Криса Смузерса. Тридцатилетний предприниматель говорит, что людям больше не интересно активное потребление в близлежащих локациях, но современный ритейл именно так и построен — ты должен придти, сделать транзакцию и убираться восвояси.

Поэтому вы так странно себя чувствуете, сидя в кофейне день напролет. Эти места созданы, чтобы вы из них уходили.

Как отмечает издание, стартап особенно трепетно относится к проблеме «зонирования» — в Spacious стараются не использовать слово коворкинг. CEO проекта Престон Пик предпочитает термин «дроп-ин пространства» — места, куда можно забежать поработать одному или командой. Представители администрации Нью-Йорка заявили, что не обращают внимания на подобные коллаборации, пока основной сферой работы заведений является ресторанный бизнес. Но при получении соотвествующих жалоб, они могут начать проверки или расследование. 

Первым Spacious-заведением стало нью-йоркское бистро DBGB Kitchen and Bar, закрывшееся в прошлом году. Перед закрытием сотрудники ресторана сдвигали столы для удобной работы — а после окончания работы сотрудники стартапа возвращали им исходное положение. За день было около 180 посетителей.

Трое сооснователей проекта встретились благодаря общему интересу к йоге. Они хотели переделать в коворкинги отельные пространства — но потом увидели более очевидное решение. По словам Жаклин Паскочелло, их секрет — в том, чтобы продолжать работать как рестораны. Они собирают пожелания гостей, стараются запомнить их имена, предпочтения в отношении музыки или молока в кофе. 

Что касается владельцев бизнесов, им стало легче освоиться в новых условиях, наблюдая за финансовыми затруднениями коллег. Видя, как напротив сотрудники Spacious утром открывают заведения и готовят их к приходу клиентов, рестораторы начинают относиться к идее с заинтересованностью. Джастин Сиверс, управляющий партнер манхеттенского Bar Primi, комментирует: 

Ноутбуки стали указателем, что мы проваливаемся как ресторан. Теперь это меняется.

Некоторые места переросли сугубо рабочую тематику. Управляющий партнер нью-йоркского Milling Room Саманта Моретти с удивлением обнаружила, придя в заведение перед вечерним открытием, что посетители занимаются вязанием или выполняют домашние задания. Подготовка в вечерним ужинам начинается в 4 вечера — в ресторан прибывает обычная команда, появляются таблички о скором закрытии Spacious-пространства, пропадают удлинители. 

Сооснователи Spacious

Сооснователи проекта стараются делать так, чтобы все Spacious-места были уникальны. Единственная общая черта — на стойках вода всегда будет находиться по левую сторону от кофе. Жаклин Паскочелло шутит: «Если вода справа, мы провалились». 

NYT приводит отзывы частых клиентов Spacious, также указывая, что примерно треть сотрудников стартапа сформирована из бывших посетителей. По словам Тани Ченг, работающей в e-commerce сфере, она ценит возможности Spacious, но поменяла свое отношение к ресторанам. На ужин она в них не пойдет — теперь заведения ассоциируются с работой.

Венчурный капиталист и советник Джефф Бернстейн отмечает социальную составляющую — тут легче с кем-то познакомиться, а после рабочего дня можно остаться и выпить с новым товарищем. Джастин Морган, 38-летний топ-менеджер компании Sparc, ценит Spacious за отличие от традиционных коворкингов вроде WeWork, которые стоят гораздо дороже и предлагают дополнительные услуги (пиво, теннисные столы, ивенты). Он сетует:

Вы пробовали когда-то работать из дому пять дней подряд? Это ужасно.

Впрочем, бывают и конфузы. NYT описывает, как несколько посетителей заходили и просили меню — но хостам приходилось объяснять ситуацию. Никаких ланчей. Только коворкинг.