Причиной возникновения этой новой тенденции стало то, что Швеция является сильным состоятельным государством. Но на самом деле причины, из-за которых примерно 3500 шведов имеют имплантированные микрочипы, значительно сложнее, чем вы могли ожидать. Этот феномен отражает шведскую уникальную «биохакинговую» ситуацию. Если копнуть глубже, то любовь шведов ко всему цифровому далеко не ограничивается этими микрочипами.
Биохакерами называю биологов-любителей, которые проводят эксперименты в области биомедицины, но делают это за пределами традиционных учреждений: университетов, медицинских компаний и других научно контролируемых сред. Так же, как компьютерные хакеры взламывают компьютеры, биохакеры взламываю что-либо биологическое. Биохакинг также является разнообразной культурой с множеством подгрупп с различными интересами, целями и идеологиями. Но в этом разнообразии есть две основные группы: «пользовательские хакеры» и трансгуманисты.
Пользовательские хакеры являются любителями биологии, которые строят лабораторное оборудование из бытовой утвари. Они осуществляют так называемую «бережливую науку», с помощью которой находят недорогие решения, улучшающие уровень жизни людей в развивающихся странах. Но они также проводят более игривые эксперименты, в которых растения генетически модифицируются, чтобы стать флуоресцентными, или водоросли используются для производства новых видов пива.
Другая группа – трансгуманисты, сосредоточены на укреплении и совершенствовании человеческого тела с целью, в конечном счете, улучшить человеческую расу. Только путем улучшения самих себя и выхода из биологических границ люди смогут конкурировать с искусственным интеллектом в будущем.
Часто различные биохакерские сцены отражают разные общества и культуры, в которых они развиваются. Так, например, европейские биохакеры обычно отличаются от своих североамериканских коллег. Североамериканские группы занимаются разработкой альтернатив сложившимся методам оказания медицинской помощи. Между тем, европейские группы больше ориентированы на поиск способов оказания помощи людям в развитии стран или участии в творческих биопроектах.
Но шведская биохакерская культура значительно отличается от европейской. Шведские биохакеры, как правило, являются частью трансгуманистического движения. И это те трансгуманисты, а если конкретнее, «гриндеры», которые вставляли чипы NFC где-то между большим и указательным пальцем тысяч шведов. Это те же микрочипы, которые десятилетиями использовались для отслеживания животных и посылок.
Зачем это шведам?
Так почему же шведы так счастливы вживлению микрочипов в свое тело? Одна из теорий заключается в том, что шведы более склонны делиться своими личными данными из-за того, как структурирована шведская система социального обеспечения.
Этот миф о «наивном шведе», который невинно доверяет правительству и национальным институциям Швеции, является преувеличением, что даже было отмечено министерством иностранных дел Швеции. Если это частичное объяснение, то, конечно, не вся правда. Более убедительным является тот факт, что в Швеции люди твердо верят во все цифровое. Шведы глубоко убеждены в положительном потенциале технологий.
За последние два десятилетия шведское правительство вложило значительные средства в технологическую инфраструктуру, и это заметно. Шведская экономика в настоящее время в значительной степени основана на цифровом экспорте, цифровых услугах и цифровых технологиях. Швеция стала одной из самых успешных стран в мире по созданию и экспорту цифровых продуктов. Известные компании, вроде Ericsson и Spotify, были основаны в Швеции.
Вера в цифровые технологии и доверие к его потенциалу сильно повлияли на шведскую культуру. И трансгуманистическое движение основано на этом. На самом деле, Швеция отыграла важную роль в формировании трансгуманистической идеологии. Всемирная трансгуманистическая организация Humanity + была основана одним шведом Ником Бостром в 1998 году. С тех пор многие шведы убедились, что им следует стараться улучшить свои биологические тела.
В то время как мир потрясен количеством людей, подвергшимся чипированию в Швеции, мы должны использовать эту возможность, чтобы углубиться в поразительную взаимосвязь Швеции со всеми цифровыми вещами. В конце концов, данное нововведение – это всего лишь одно из проявлений основополагающей веры в технологии.