Задавайте уточняющие вопросы
Главный навык, который поможет установить границы между зонами ответственности — умение задавать уточняющие вопросы после получения задания. Например: «Как я должен это выполнить?». Только говорите это не обвинительным тоном, рекомендует Восс, потому что невысказанная часть фразы добавляет: «Ты, идиот!». Выберите заинтересованный тон, предлагает бывший переговорщик. Так вы заставите людей посмотреть на ситуацию со своего ракурса, остановиться и подумать об установке границ.
Грант предлагает Воссу такую ситуацию: начальник попросил вас работать на выходных или же команда готова трудиться по вечерам. Такой же отдачи ждут от вас. Можно привести рациональные аргументы в ответ, говорит профессор, но есть риск получить обвинения в недостаточном энтузиазме.
Восс предлагает спросить: «Как я должен работать по выходным или вечерам?». По его мнению, каким бы не оказался ответ, этот шаг заставит собеседника остановиться и заново все обдумать. Его позиция уже не будет такой же уверенной.
Маркируйте
Повторяйте слова других людей, чтобы они признали или отказались от собственного предложения. Эту практику также называют маркировкой.
Например, если босс настаивает, что вам нужно быть на связи в выходные, спросите: «Это значит, что мне нужно отвечать на письма когда я провожу время с семьей?». Если он ответит утвердительно, вы можете «промаркировать» свое желание обсудить проблему. Восс предлагает следующую тактику диалога: «Что ж, выглядит так, будто деятельность в течение дня не демонстрирует моей увлеченности. Кажется, вы более заинтересованны в том, насколько часто я здесь, чем в том, чем я действительно занимаюсь».
Конечно, так можно и перегнуть палку или наговорить грубостей, поэтому переговорщик рекомендует начинать утверждения с конструкций «кажется/выглядит как/ощущается будто». Он советует избегать слова «Я» и переносить ответственность на другого человека. К тому же, так всегда можно пойти на попятную и сказать: «Я не говорил, что вы так считаете, мне просто показалось».
Не пытайтесь заполучить «да»
Самый контринтуивный совет из арсенала Восса — пытайтесь заполучить ответ «нет» вместо «да», когда просите о чем-то других. Например, в случае, если вам нужно уйти пораньше и попросить коллегу о «прикрытии».
Большинство вопросов, предполагающих утвердительный ответ, можно легко обернуть иначе. Получается «Ты не против?», «Это плохая идея?», «Ты не согласен с тем, чтобы?».
В следующий раз, когда потребуется попросить сотрудника проследить за вашим почтовым ящиком на время отпуска, скажите: «Ты будешь решительно против этого?». В таких ситуациях человеку будет легче ответить «нет», чем «да».