Почему Саудовская Аравия могла бы инвестировать в Tesla

7999

Издание Wired проанализировало одно из самых резонансных заявлений Илона Маска — сообщение о том, что возглавить выкуп акций Tesla и переход компании в частную собственность может суверенный фонд Саудовской Аравии. По мнению журналиста Джека Стьюарта, у этого есть предпосылки, но одними саудитами такая сделка не ограничится. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.

На первый взгляд, Илон Маск и Королевство Саудовская Аравия кажутся странными приятелями. Страна, нажившая огромное состояние на нефти и предприниматель из Кремниевой Долины, озабоченный «переходом к возобновляемой энергии», производящий электрокары и солнечные панели.

Однако, по словам Маска, контролирующие суверенный фонд национального благосостояния инвесторы неоднократно связывались с ним еще с начала 2017 года. Последняя встреча состоялась 31 июля. По ее итогам Маск написал блог-пост, в котором сообщил, что сделка с фондом «может успешно завершиться».

По словам профессора университета Южной Калифорнии, Томаса Кнаппа, вложения фонда в Tesla, а не традиционных автопроизводителей вроде GM или Ford, вполне логичны. Правящая династия заработала на продаже нефти, однако осведомлена о тренде на постепенный отказ от ископаемого топлива.

Человек, которого называют «владыкой за троном», наследный принц Мухаммед ибн Салман, также известный как МбС, составил план Vision 30. По его задумке, в ближайшие полтора десятилетия королевство перестанет зависеть от нефти, а диверсифицирует экономику, создав новые источники дохода в сферах туризма, торговли, благодаря инфраструктурным проектам, образованию и медицине. И, конечно же, стране нужно показать региону и всему миру, насколько хорошо это удается.

Эр-Рияд

Покупка Tesla — именно такой сигнал. Она также встанет в один ряд с другими проектами королевства, вроде намерения возвести на берегу Красного моря мегатрополис стоимостью $500 млрд. Город, если верить обещаниям, должен быть полностью обеспечен чистой энергией, а роботов в нем будет больше, чем людей. Суверенный фонд также делает другие вложение: инвестиция на $3,5 млрд в Uber в 2016 году, космический бизнес компании Virgin и фонд VisionFund от японского SoftBank. Кнапп указывает: «Саудовская Аравия старательно пытается понять, как новые технологии будут им полезны»

Цель Маска по созданию из Tesla самого продвинутого автопроизводителя ориентирована на ту же аудиторию, уверены в Wired. Издание приводит слова специалиста по Ближнему Востооку Джеймса Гелвина: «Саудиты хотят продвинуть идею модернизированной монархии». Проекты королевства он расценивает как попытку доказать миру, что «режим способен на такие вещи». И бренд Tesla, как никакой другой, может обеспечить им должный престиж.

Wired приводит другой региональный пример — эмират Дубай. Городу-государству удалась невероятно диверсифицировать экономику и зарабатывать в других секторах, помимо нефти. В Дубае есть туристическая  индустрия, самое высокое здание (хотя Аравия и строит еще более высокую Jeddah Tower), частные острова в форме земной карты, а также единственный в мире 6-звездочный отель.

Еще один возможный источник вдохновения Саудовской Аравии — Норвегия. Страна также заработала миллиарды на продаже нефти и газа, сформировав крупнейший в мире фонд благосостояния. Часть денег оттуда выделяются на щедрые субсидии при покупке электромобилей. В результаты EV-авто в Норвегии продаются успешнее, чем машины с двигателем внутреннего сгорания.

Также, как отмечает автор, восточное королевство и Маск разделяют общий подход к решению проблем — они готовы пойти на все ради воплощения своего видения. На Востоке это оборачивается, например, прокладкой десятиполосных дорог к ранее отрезанным от мира областям или созданием искусственных островов. Наконец, Дубай и Саудовская Аравия сотрудничают с Virgin Hyperloop One чтобы построить высокоскоростной транспорт по еще одной технологии Маска.

Тем не менее, даже огромный суверенный фонд королевства вряд ли позволит себе в одиночку выкупить акции Tesla. Маск, однако, и не рассчитывает на подобное — по его убеждению, две трети нынешних инвесторов останутся с компанией после перехода в частную собственность. В противном случае цена обратного выкупа достигнет $70 млрд. Присоединиться к проекту могут SoftBank (у него уже есть 5% акций) и другие инвесторы. Таким образом, саудиты станут лишь одними из ряда новых совладельцев — что существенно уменьшит их влияние. К тому же, указывает автор, зная Маска, невозможно поверить, чтобы он добровольно передал кому-то контроль над управлением.

Политика Саудовской Аравии очень отличается от того, что принято в Долине. Женщины в стране едва получили право водить автомобили, а власти обвиняются в преследовании активистов, религиозных меньшинств и диссидентов. Однако  похожие проблемы не остановили компании от получения денег из Китая. Так что, как заключает профессор Кнапп, проблем не стоит ожидать и в этот раз: «Саудовская Аравия будет очень много говорить о прогрессе, которого добивается. Если бы женщины не могли водить, а страна завладела автомобильной компании, все бы сложились иначе».

Даже если для Маска это не проблема, пишет автор, ему предстоит еще много работы. Например, впечатляет один лишь список финансовых консультантов, который он раскрыл в твите: Silver Lake и Goldman Sachs, Wachtell, Lipton, Rosen & Katz, Munger, Tolles & Olson. И это еще до того, как правление Tesla одобрило план по выкупу акций. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск