Первый пример NYT — платежный стартап Flywire. В апреле основатель компании Майк Массаро задался целью провести инвестраунд и планировал привлечь от $40 млн до $75 млн, связавшись с группой уже известных ему инвесторов. Но о проекте пошла молва и вскоре его почтовый ящик завалили предложениями. Общая сумма превышала $200 млн. Половину Майк отверг.

Это не единичный случай. Софтверный стартап Gusto в июле привлек $140 млн. По словам CEO и основателя Джошуа Ривза, была возможность получить в 5 раз больше. Convene, проект в области недвижимости, получит от инвесторов $152 млн, отклонив более $100 млн дополнительного финансирования. И даже после этого CEO пришлось отвечать на звонки, в которых звучали предложения о новых вложениях.

Издание отмечает — раньше инвестиции объемом свыше $100 млн называли мега-раундами, а сегодня они становятся обыденностью. Вокруг компаний с достаточным объемом создается настоящее безумие.

Резкий скачок в объемах вложений возглавляют сравнительно новые инвесторы вроде японского SoftBank, китайских компаний или суверенных фондов. Они рассматривают проникновение технологий в каждую индустрию как возможность приумножить капитал и дают деньги частным компаниям, пока они не стали публичными. Но, появившись в Долине, эти игроки вновь подняли опасения об инвестиционном пузыре. Ведь теперь деньги кажутся почти неограниченными. 

Ситуация меняется и для стартапов, пишет NYT. Им нужно расти и расширяться быстрее прежнего, а также активнее привлекать инвестиции — даже если они еще не готовы. У компаний растет риск стать слишком зависимыми от финансирования, так и не выйти на прибыльность. Ситуацию описывает управляющий партнер Benchmark Capital Билл Гурли: «Если ваш конкурент намерен поднять $150 млн, а вы решили поступить старомодно и поднять $20 млн, вас просто сметут». 

Офис Flywire. Фото: NYT

По данным Crunchbase, в прошлом году состоялись рекордные 273 мега-раунда. За первые семь месяцев 2018 года их уже 268. В июле побит месячный рекорд — стартапы заключили свыше 50 сделок с совокупным объемом более $15 млрд. Издание перечисляет, что произошло только в последние 10 дней: сервис объявлений Letgo получил $500 млн, компания Actifio — $100 млн, коворкинг MyDreamPlus — $120 млн, букинг-сайт Klook — $200 млн. 

Мега-раунды стали такими частыми, что компания CB Insights, ведущая учет за вложениями в стартапы, предлагает изменить их определение и поднять планку до $200 млн или даже выше. Причину, по которой заключается так много громких сделок, NYT видят в объеме фондов.

К примеру, Vision Fund от SoftBank располагает $93 млрд — выписывать мелкие чеки было бы слишком долго, а отдача не имела бы существенного значения в таких масштабах. Крупные инвесторы ищут компании, которым могут дать много денег за раз. Поэтому, приход Vision Fund, в котором минимальная сумма вложений должна превышать $100 млн, встряхнул всю индустрию.

Но даже Vision Fund — не самый активный игрок на этом поле. В первых 7 месяцах 2018 года победителем является Tencent Holdings. Компания участвовала в 31 мега-раунде против 18 на счету SoftBank. Среди других лидеров: связанные с Сингапуром фонда GIC и Temasek Holdings, а также Alibaba и Sequoia Capital China.

Основатель Flywire Майк Массаро. Фото: NYT

Конкуренция фондов меняет планы стартапов. Flywire не планировали поднимать денег до конца года — на счетах фирмы еще были $15 млн после предыдущего раунда. Обычно раунды закрывают в течение шести месяцев, но Flywire справились за два. В результате, пришлось ускорить рекрутинговый процесс и выходить на новые рынки на два года раньше запланированного. 

И такая агрессивная политика — это не выбор, а продиктованные конкурентами решения. Хорошо профинансированные стартапы могут позволить себе большие зарплаты и низкие цены, сжигая деньги ради получения клиентов. Для Convene, например, соперником выступает WeWork — коворкинг-стартап, получивший финансирования более чем на $8 млрд. Чтобы не уйти с рынка, фирме нужно быстрее заключать сделки и двигаться вперед.

Крупные инвесторы тоже не сбавляют темп. С 2015 года количество стартапов-единорогов, с оценкой свыше $1 млрд, возросло с 80 до 258. Энни Ламон, управляющий партнер фонда Oak HC/FT, ожидала массового падения капитализаций еще три года назад — но катастрофа не произошла. Сейчас ее опасения не изменились. Митчелл Грин, партнер Lead Edge Capital, уверен, что поток денег в индустрию не исчерпается в ближайшие годы.

NYT приводит слова основателя Gusto Джошуа Ривза. Он уверен, что фаундерам важно не очутиться в ловушке «успеха любой ценой». Нужно помнить: «Успех это не получение больших сумм или найм большей команды, это покупатели и выручка». Тем не менее, слова о пузыре Ривз решительно отвергает: «Наилучшее время чтобы замедлиться и провести коррекцию наступит тогда, когда мы об этом не будем говорить».