СМИ сообщили о связи между смартфонами и слепотой. Она не доказана

Зарубежные, а следом и украинские СМИ, неправильно интерпретировали результаты научного исследования, посвященного влиянию синего цвета на живые клетки.

Издания додумали выводы: написали о том, что современные смартфоны могут угрожать пользователям слепотой. В действительности, авторы научной работы не изучали ни реальные устройства, ни их влияние на человеческие глаза. Заголовки это игнорируют, вынося гаджеты на первый план.

Вот несколько примеров:

• USA Today — Blue light from phones, tablets could accelerate blindness and hurt vision, study finds/«Синий свет от смартфонов и планшетов может ускорить появление слепоты и ухудшить зрение, сообщает исследование»;
  • MarketWatch — Why you should beware of your smartphone—and the invisible blue Light IT emits/«Почему вам нужно опасаться смартфона — и невидимого синего освещения, которое он излучает»;
  • Fortune — The Blue Light Emitted From Electronics Can Cause Accelerated Blindness, Study Finds/«Синий свет от электроники может ускорить появление слепоты, сообщает исследование».

Аналогичный тон выбрали и некоторые украинские СМИ:

• Страна.ua — «У владельцев планшетов и смартфонов развивается слепота. Результаты исследования»;
  • Канал 24 — «Названа новая опасность использования смартфонов»;
  • NewsOne — «Ученые объяснили, почему современные гаджеты могут привести к слепоте»;
  • Радіо Свобода — «Вчені: світло від телефонів та комп’ютерів може спричинити сліпоту»;
  • Укринформ — «Синий свет гаджетов портит зрение — ученые»;
  • Корреспондет — «Вчені довели, що смартфони небезпечні для людини».
  • Znaj.ua — «Вчені розповіли, як гаджети вбивають наші очі».

Все эти материалы ссылаются на исследование ученых из Толедского университета, его пересказ в Scientific Reports или других англоязычных изданиях. В ходе работы биохимики изучали, как синий свет влияет на клетки сетчатки — но не пытались доказать его вред в контексте электроники. О том, что синий свет от уличного освещения и гаджетов может быть вреден, сообщалось еще в докладе Американской медицинской ассоциации, выпущенном в 2016 году.

Толедские исследоветели изучали механику процесса, объясняет Nplus1. Они наблюдали за ретиналями, альдегидами витамина А. Это та часть зрительных пигментов, которая отвечает за поглощение видимого света. Также ретинали способны переходить в транс-форму (all-trans retinal (ATR)). Она токсична в больших количествах. Как оказалось, поглощении синего света провоцирует усиленное накопление ретиналя в транс-конформации. Из-за этого возрастает концентрация кальция в цитоплазме. В итоге, светочувствительная клетка сетчатки меняет форму и гибнет. Зеленый, красный или желтый свет не дают такого же эффекта. Подробнее об этом можно прочесть по ссылке.

Для эксперимента ученые использовали клетки сердца, нейроны и «бессмертные» раковые клетки линии HeLa, искусственно стимулировав в них производство нужных белков.

Это отмечает в материале издание The Verge. Настоящий человеческий глаз и сетчатка тестированию не подвергались — светом облучали клеточные колонии. Журналисты также уточнили у старшего автора исследования, Ажита Карунаратне, о причастности современной электроники к разрушению глазных клеток. Химик прояснил — смартфоны или другие гаджеты не использовались для тестирования. Их текст не означает, что глядя на iPhone, вы ослепнете. По крайней мере, у авторов пока нет доказательной базы, чтобы сделать такие выводы и они вынуждены «ограничить собственные умозаключения».

Многие журналисты самостоятельно связали работу Карунаратне с предыдущими исследованиями, показывающими возможную связь между синим светом и нарушением циркадных режимов, а также повреждением сетчатки при тестировании на крысах. Правда, этому поспособствовал и сам автор исследования. В ряде комментариев он самостоятельно связал смартфоны и результаты своего исследования. Однако связывать его устные заявления с текстом отчета неправильно — в документе нет подобных заявлений.

При этом, некоторые СМИ опубликовали сразу два варианта изложения инфоповода. Так, Страна.ua, помимо публикации о «развитии слепоты» (12 августа), выпустила текст под заголовком «Ученые США выяснили, почему синий цвет опасен для глаз и выжигает сетчатку» (15 августа). В нем содержатся более корректные объяснения научного труда.

В итоге, невозможно заявить, что исследование биохимиков из Толедского университета доказывает, что пользователям смартфонов угрожает слепота или другие проблемы со зрением. Оно более специфично, а сами авторы не готовы экстраполировать свои выводы.

Ранее на AIN.UA выходил спецпроект о вреде длительного нахождения за компьютером для зрения. Врачи, с которыми журналист AIN.UA консультировался при его написании, также отметили опасность синего света, однако указали — это лишь один из многих факторов. Помимо него, ухудшение зрения могут спровоцировать проблемы с аккомодацией, эргономикой рабочего места и положением монитора. Также, обсуждалось падение остроты зрения, а не полная слепота.