Как правильно выбрать стартап, в который стоит пойти работать

3148
1

Вадим Роговский, основатель и руководитель компании 3DLOOK, ранее написал колонку на тему того, почему считает работу в стартапе более перспективной. В новой колонке он рассказывает, как выбрать правильное место для работы, чтобы получить максимум, а не пустышку. 

Выбирая стартап, с которым вы бы хотели связать себя на ближайшие несколько лет как минимум, самый правильный подход — это относиться к этому как инвестор, который выбирает самые привлекательные компании для вложения средств. И это правильно в данном случае, так вы тоже являетесь инвестором, и инвестировать в стартап вы будете самое ценное — время.

Да, вы будете получать зарплату, которая скорее всего будет не ниже среднерыночной в IT, но при этом не секрет, что в таких быстрорастущих компаниях зачастую придется работать гораздо больше, и оставаться в офисе сверхурочно гораздо чаще. Ваше вознаграждение за это может быть очень щедрым, а именно — акции данной компании, которые с развитием бизнеса могут вырасти в стоимости: в случае продажи компании или выхода на IPO это позволит заработать немалые деньги на разнице между ценой покупки опциона (обычно это номинальная стартовая стоимость акций, по которым вы их начнете получать) и ценой его продажи (рыночная цена). Часто это разница может измеряться сотнями раз.

Итак, вот на что нужно первым делом смотреть, выбирая свою стартап-работу мечты:

Как ни банально — Google. Погуглите название стартапа и посмотрите количество публикаций в топовой иностранной или как минимум украинской прессе, отзывы на форумах про продукты стартапа и т.д.

Crunchbase — покажет, сколько стартап поднял инвестиций, когда и от каких инвесторов, основные новости — релизы, участие в конференциях, и т.д. Если же у стартапа там нет профиля вообще, или он давно не обновлялся — это уже звоночек для вас.

LinkedIn — посмотрите корпоративную страницу стартапа и список его сотрудников. Если на сайте компании написано и рекрутер вам рассказывает про 100+ сотрудников, а в LinkedIn их всего 20 — то это еще один звоночек. Также посмотрите профили основных сотрудников — топ-менеджеров, тим-лидов — экспертиза, предыдущие места работы.

DOU — посмотрите на средний рейтинг компании в стране, и в вашем городе.

Facebook — посмотрите личные страницы фаундеров и топ-менеджеров — о чем они пишут, выкладывают ли новости компании, насколько публично активны и прозрачны. Вам же потом с ними работать. Если фаундеры вообще не пишут в Facebook про свою компанию, или выкладывают туда только свои фото с поездок — это как минимум странно. 

Клиенты/партнеры компании — могут быть выложены на сайте, Crunchbase, в пресс-релизах.

Инвесторы. Если стартап привлек инвестиции, но при этом нигде не упоминается от кого — еще один звоночек, т.е. есть риск того, что деньги получены от непрофильных инвесторов, что может привести к негативным последствиям как при следующих раундах, так и для компании в целом.

Основные активы – построен ли основной продукт стартапа на собственных разработках in-house, или на решениях от других провайдеров? Есть ли патенты? На эти вопросы часто можно ответить, используя информацию из публичных источников

Стратегия, миссия и основные ценности компании — такая информация должна находиться как минимум на сайте, и степень ее проработанности (в отличие от скопированной с сайта другой компании) покажет вам степень внимания компании к ее HR бренду и своим сотрудникам.

Есть ли у компании опционная программа? Это очень важный вопрос для вас в контексте одного из самых главных преимуществ работы в стартапе. Вам нужно задать этот вопрос рекрутеру, и если такая программа и ее описание уже есть — это хорошо, если ответ что ее нет — вам стоит поднять вопрос про опцион на собеседовании, и в случае если ваша кандидатура очень ценная для стартапа — то он скорее всего предложит вам привлекательные условия по опциону

Как стартап собирается вас оформлять? Полное отсутствие всякого легального оформления и подписи NDA должно насторожить.

Обращу внимание, что каждый из этих пунктов по отдельности не дает представления про потенциал стартапа, но все вместе позволят вам сразу отсеять 99% процентов компаний, с которыми вам не по дороге. 

Автор: Вадим Роговский, CEO 3DLook.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск