Как электромобили и каршеринг изменят транспорт в городах будущего

1908
3

В Украине все большую популярность набирают эко-инициативы: сортировка отходов, вторичная переработка мусора, использование экологических материалов, а среди них и использование экологического транспорта – гибридных и полностью электрических автомобилей.

Количество зарегистрированных гибридных авто и электромобилей в Украине по состоянию на начало 2018 года (согласно данным компании Schneider Electric) – более шести тысяч, в то время как общее количество всего транспорта в стране – примерно девяти миллионов машин. Система электрозаправок еще недостаточно развита в стране, их не более 1500, но согласно прогнозам увеличится до 4000 к концу текущего года.

Также набирает популярность еще один тренд, связанный с транспортом – каршеринг. Это автомобильный сервис, который дает возможность арендовать автомобиль на короткое время с поминутной или почасовой оплатой. Чаще всего используется для коротких поездок в пределах города. Краткосрочная аренда автомобиля является одним из глобальных трендов развития совместной экономики (Sharing Economy), когда население отказывается от приобретения продуктов комфорта – достояний научного прогресса – в собственность, чтобы не нести за них ответственность и расходы, но продолжает иметь доступ к ним благодаря совместному использованию с другими людьми.

Каршеринг работает следующим образом: водитель берет в аренду автомобиль, ездит на нем, а потом оставляет в любом пункте обслуживания. Наличие большого количества таких пунктов в городе дает возможность выбирать между общественным транспортом или автомобилем. Таким образом жители городов становятся владельцами авто только в то время, когда им это действительно необходимо.

Вследствие роста популярности двух трендов – каршеринга и электромобилей, возникают сервисы, которые их объединяют. Один из таких сервисов – GreenMobility, который за два года функционирования в Копенгагене собрал уже более 30 000 пользователей.

Мы пообщались с Андерсом Воллом, Chief International Officer компании GreenMobility, накануне его выступления на Navimotive конференции, которую организовывает компания Intellias. Темой беседы стал опыт GreenMobility по запуску сервиса электрокаршеринга в Европе и прогноз Андерса о рынке электромобилей и перспективах его развития в Украине:

Андерс Волл

Как возникла идея вашего сервиса? Расскажите о нем.

Как никогда ранее в мире сейчас актуальна борьба с загрязнением окружающей среды, при этом во многих городах, где транспортная система не очень развита, по прежнему остается проблема с общественным транспортом. Мы верим, что людям нужен индивидуальный транспорт, который позволяет комфортнее передвигаться по городу. Ведь всегда удобнее добираться «от двери до двери», а не от остановки к остановке, как предлагает городской транспорт.

Мы поставили себе цель преодолеть две проблемы одновременно – транспортную и экологическую. Для этого мы и основали сервис каршеринга GreenMobility, который позволяет пользоваться электрокарами и не тратить время на их обслуживание и содержание.

Первый город, в котором мы внедрили наш сервис, стал Копенгаген. С 2016 года, времени нашего запуска, к нам обратилось около 30 000 клиентов. В нашем автопарке насчитывается до 400 электроавтомобилей. При этом уровень удовлетворенности пользователей нашего сервиса достаточно высок и составляет 90%.

Ежемесячно мы видим положительную динамику роста, и замечаем, что жители Копенгагена уходят от своих старых привычек, начиная использовать наш сервис.

Мы планируем ввести сервис в еще 20 городах Европы до 2021 года. Хотим также запустить его в Киеве.

Как пользоваться сервисом?

Пользователь загружает мобильное приложение для iOS или Android и сразу может пользоваться всеми преимуществами нашего сервиса.

В приложении изображено местонахождение всех доступных авто и также видно уровень заряда каждой машины. Используя приложение, водитель может выбрать машину, которая ему больше подходит, зарезервировать и открыть авто. После того как водитель выбрал транспортное средство, оно будет зарезервировано на 30 мин, пока водитель добирается до него. За это время плата за пользование не взимается.

Автомобиль открывается с помощью одного простого нажатия в приложении и замыкается так же. Оплата за пользование считается поминутно, в стоимость входит страхование, парковка и расходы на зарядку авто. Если необходимо сделать остановку на пути, пользователь выбирает в приложении режим паузы, который запирает дверь. Оставить или запарковать авто водитель может в специально отведенных для этого площадках, все они также обозначены в приложении на карте.

Достаточно ли сейчас развиты технологии, чтобы обеспечить функционирование сервиса?

На самом деле, технологии постоянно развиваются, что предоставляет еще больше возможностей для совершенствования. Мы постоянно добавляем новые функции и улучшаем сервис. Благодаря современному стремительному развитию технологий, мы уверены, что большинство наших идей удастся быстро воплотить в жизнь.

Сейчас мы видим значительную ценность в использовании big data (больших объемов данных), генерируемых отовсюду. Мы собираем и анализируем не только данные, касающиеся прямого взаимодействия пользователя с нашим сервисом, но и те, которые помогают нам улучшить операционную деятельность. На их основании далее анализируем как лучше распределить логистику и как максимально покрыть соответствующий регион.

Чтобы сделать сервис более удобным в пользовании, мы постоянно изучаем привычки и потребности клиентов с помощью data science (науки о данных). Чем лучше мы понимаем, что нужно нашему клиенту, тем лучше мы можем сфокусировать сервис на его потребностях.

Как вы заинтересовываете жителей городов пользоваться каршерингом?

Когда мы только запускались, мы много выступали на местном телевидении, вывешивали билборды, а сейчас, в основном, рассказываем о себе через соцсети. Однако, лучше всего работают именно рекомендации от существующих клиентов. Кто-то воспользовался нашим сервисом, ездил на электромобиле вместе с друзьями или родственниками, им понравилось и они тоже становятся нашими клиентами.

Есть ли аналоги GreenMobility в Европе?

Да, и довольно много. Среди наших крупнейших конкурентов можно выделить DriveNow, который является крупнейшим игроком на рынке в Европе, но не в Копенгагене – тут мы бесспорные лидеры.

Видите ли вы потенциал развития такого сервиса в Украине?

По нашему опыту могу сказать, что в основном все зависит от мотивации и привычек людей, а найти компании, которые готовы вкладывать в инфраструктуру электротранспорта, например, способствовать созданию новых электрозаправок, значительно легче.

В мае я посетил конференцию EVIM в Киеве. Там я встретился с несколькими политиками и увидел заинтересованность с их стороны в развитии электротранспорта и каршеринга в Украине. Поэтому я делаю вывод, что страна готова к таким сервисам. Если мы запустим GreenMobilty в Украине, скорее всего начнем с Киева, поскольку развивать сеть из столицы гораздо легче.

Какие-то, по вашему мнению, возможны трудности в функционировании экологичного каршеринг-сервиса в нашей стране?

Наибольшая преграда – это привычки самих людей, насколько они желают их менять. Готовы ли они отказаться от своей личной машины, или просто меньше ездить на авто? Если большинству нравится ежедневно пользоваться общественным транспортом или ездить на собственном автомобиле – трудно изменить устоявшиеся привычки всего общества.

Мы стараемся решать подобную проблему через сотрудничество с местными партнерами, потому что они лучше знают устоявшуюся культуру и ментальность общества. С их помощью можно легче внедрить новые привычки, и как следствие – гораздо быстрее построить бизнес. При этом вся техническая реализация остается за нами – мы предоставляем всю поддержку сервиса, необходимую для его запуска в регионе.

Ваши предсказания относительно рынка электромобилей в Украине?

Большинство автомобильных марок постепенно внедряют или гибридные, либо полностью электрические авто в производство, поэтому их неизбежно будет становиться все больше и больше по всему миру. Со временем переход на экологичный транспорт станет естественным и произойдет во всех странах, так же и в Украине.

Сейчас все больше людей понимают, что использование электромобилей полезнее для окружающей среды, и меньше задаются вопросом «почему я должен менять свою машину на электрическую, если расходы на нее будут аналогичные?». Это положительное изменение в пользу того, что рынок электромобилей в Украине постепенно набирает популярность.

15 сентября Андерс Волл приедет в Украину, чтобы выступить на конференции Navimotive в Киеве. Конференция посвящена технологиям в сфере навигации и автомобильной сфере, и уже четвертый раз подряд организовывается компанией Intellias. В своем докладе Андерс расскажет как его компания планирует повысить мобильность жителей 20 городов во всем мире, предоставив им доступ к сети общего пользования электромобилями.

Navimotive

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск