Как я поступил в Стэнфорд (и как туда можете вступить вы) — опыт Ивана Примаченко, Prometheus

14378

В январе прошлого года один из самых известных в предпринимательской среде вузов - Стэнфордский университет объявил о старте стипендиальной программы для украинцев The Ukrainian Emerging Leaders Program. Основатель образовательной онлайн-платформы Prometheus Иван Примаченко давно задумывался над тем, чтобы поучиться в одном из американских вузов, и со стартом программы решил попробовать. Он вступил в Стэнфорд, пройдя конкурс из 223 человек на место, сейчас уже улетел в Калифорнию (обучение стартует уже 16 сентября). Иван не считает, что его случай - такой уж особенный и что учеба в крутых западных вузов - недостижима для украинцев. Редакция AIN.UA  поговорила с Иваном о том, сложно ли пробиться в престижный западный вуз.

The Ukrainian Emerging Leaders Program появилась благодаря идее стипендиатов программы JSK Fellowship Александра и Екатерины Акименко: они сами выбрали Стэнфорд и отметили, что в вузе довольно мало соотечественников — захотели как-то изменить ситуацию. «Мы брали курсы в Freeman Spogli Institute (FSI), общались там с преподавателями, и предложили им такую идею — она совпала с их собственными устремлениями», — рассказывал редакции Александр. Они с женой создали концепцию этой программы, в университете ее первыми поддержали директор FSI Майкл Макфол и директор центра CDDRL Френсис Фукуяма. Ключевыми для участия в программе являются возраст — не менее 28 лет, украинское гражданство и план вернуться в Украину после обучения, рабочий английский и достижения в своей отрасли. Студентам предоставляется стипендия — $70 000.

Почему Стенфорд?

Впервые мысли об обучении в США появились у Ивана еще несколько лет назад, он думал о Стэнфорде или Гарварде. Но Стэнфорд казался лучшим вариантом, поскольку именно там проводится множество исследований об инновациях в образовании, плюс — он часть экосистемы, где работают компании, внедряющие инновации в эту отрасль. Почему выбрал именно эту программу? У нее два очевидных плюса: свободный график обучения и она не требует прохождения стандартных экзаменов — к ним пришлось бы готовиться минимум полгода. Также, студентам предоставляется стипендия, которая полностью покрывает расходы по жизни в Калифорнии.  

Иван подошел к подготовке обстоятельно. Сначала попробовал тренировочное вступление, зная, что не пройдет — на момент старта программы ему было 27 лет, а пороговый возраст — 28. Он дошел до финального собеседования, но не попал в студенты из-за возраста.

В 2018 году ему исполнилось 28 лет и он попытался еще раз. Было сложно, учитывая, что в этом году на одно место в программе претендовало 223 украинца. В общем, Иван оценивает сроки подготовки к вступлению в год. Чтобы быть отобранным в программу, пришлось пройти несколько этапов.

Процедура вступления

Процедура вступления на программу The Ukrainian Emerging Leaders Program в этом году и в прошлом немного отличались. В этом году было три этапа:

  • Сначала нужно было выслать свое CV на одну-две страницы, где описать, кто вы, чем занимаетесь, написать о своих основных достижениях. По словам Ивана, не очень отличается от подачи резюме в топовую компанию. По этому резюме 120 человек отобрали на второй этап.
  • Второй этап — подача полной заявки. Для этого к СV нужно добавить описание своего проекта, причем очень краткое, рассказать, для чего вам Стэнфорд и чем конкретно вы собираетесь там заняться, ведь основная цель обучения — реализовать свой проект. Иван выбрал целью исследование образования будущего: как будет выглядеть образовательная система и как все это воплотить в Украине. Второй документ — презентационное видео до 4 минут, где нужно рассказать, почему должны выбрать именно вас. Также нужно собрать три рекомендательных письма. 

  • Третий шаг — это собеседование. Оно в этом году проходило в два этапа — онлайн-собеседование с координатором программы и собеседование on site. Ивану повезло попасть на личное собеседование к директору программы Френсису Фукуяме, он как раз приезжал в Киев. На собеседовании также была заместитель директора Sarina Beges  и и основатели программы Александр и Екатерина Акименко. «Могу рассказать общую логику своих ответов. Я говорил о том, что в своей отрасли с минимумом ресурсов в Украине смог сделать значительный проект, а получив доступ к стэнфордскому ресурсу, смогу сделать намного больше. Мне кажется, важно питчить свой проект и обучение как своего рода инвестицию университета в вас, объяснить, почему именно в тебя должны вложить этот шанс, деньги и время», — рассказывает Иван. На первом собеседовании задавали самые разные вопросы, от обычных уточняющих до «Опишите наибольшую проблему, с которой сталкивались с вашей профессии», но большинство вопросов — поведенческие, behavioral questions. Это вопросы, рассчитанные не так на то, чтобы получить от соискателя конкретный ответ, как на то, чтобы проследить за ходом, скоростью и способом его мышления. «В моем случае, к примеру, был вопрос «Кого вы бы хотели видеть своим ментором?», я ответил «Не знаю, ни один из потенциальных менторов напрямую с образованием не связан, мне нужно будет пообщаться с каждым лично. Если эта тема не будет интересна ментору, абсурдно будет пытаться к нему попасть», — рассказывает Примаченко. Такой ответ показывал, что соискатель как минимум изучил, кто будет доступен среди менторов и смог быстро среагировать на этот вопрос на собеседовании. На физическом собеседовании также звучало много вопросов, на которые несложно ответить, если перед этим вы серьезно думали над тем, зачем вам конкретно эта программа, вроде «Чем вы собираетесь заниматься после возвращения?», «Как собираетесь реализовывать проект в Стэнфорде?». Классический вопрос — «Почему вы вообще этим занимаетесь?». «Никто никого не пытается срезать или подловить, это же не экзамен в советском вузе», — говорит Иван.

 «У меня было много опций ответить на вопрос о том, зачем я занимаюсь образованием, и я выбрал ответ (очевидно, не единственно верный, но искренний): «Это — личный опыт. Я родился и вырос в Донецке, у меня не было возможности получить качественное образование. Чтобы участвовать в олимпиадах, мне приходилось полтора часа добираться до маленького городка Курахово Донецкой области, где жила единственная учительница, которая реально готовила учеников к олимпиадам по истории. Благодаря призовому месту на всеукраинской олимпиаде я смог поступить в КНУ им Т.Г. Шевченко в Киеве, позднее — создать Prometheus. Для меня образование стало ключом к будущему и я хотел бы этим ключом поделиться со всеми украинцами. Для меня работа в образовании — очень личное».

Поступить в западный вуз — это не фантастика

Много кто мечтает о вступлении в западные вузы, но думает, что это — на грани фантастики и даже не пытается. Но это не так, считает Примаченко, просто нужно серьезно подойти к задаче. Для тех, кто задумывается над вступлением в Гарвард или Стэнфорд, он предлагает несколько советов:

  • «Нужно тщательно проанализировать, какой вуз принесет вам больше всего пользы. Нельзя идти в условный Гарвард просто потому, что это престижно. Очень частая ситуация — когда по вашему направлению есть куда лучшие программы в куда менее раскрученных вузах. К примеру, если бы меня интересовала тема раннего развития ребенка, то я пытался бы попасть не в Стэнфорд, а в Университет Джонса Хопкинса».
  • «Уделить подготовке ко вступлению время. Минимум — год. Я начал с того, что просто гуглил, искал сайты по этой теме, людей, которые учились за рубежом, людей, которые смогут поделиться с вами личными опытом. Мне повезло пообщаться об этом с Михаилом и Юлией Лемешами — сооснователями фонда Ukraine Global Scholars. Они — выпускники ведущих вузов мира и с 2015 года их фонд помог десяткам украинских студентов поступить в лучшие зарубежные вузы. За пару скайп-коллов с Михаилом и Юлией я узнал намного больше, чем за несколько месяцев самостоятельного гугления».
  • Пройти онлайн-курсы. Можно поискать курс на Coursera от университета Пенсильвании. Есть курс на Prometheus, его готовили как раз в Ukraine Global Scholars, мы постарались собрать там максимум практических знаний на эту тему. Хороший ресурс — украинский сайт программы Фулбрайта, как минимум там можно найти украинцев, которые учились в вузе, куда вы хотите вступить, возможно — даже на вашей специальности, и попросить их совета. Очень важно: получить хорошие рекомендательные письма от авторитетных людей, с которыми вы работали, или которые так или иначе хорошо вас знают с профессиональной точки зрения.
  • Для поступления в топовый вуз нужно в мотивационном письме рассказать масштабную историю: кто вы, чего и почему хотите, а также — как учебная программа может вам в этом помочь. Не нужно думать, как «обмануть систему», писать то, что хотели бы увидеть в приемной комиссии. Нужно, чтобы это на самом деле была ваша жизненная цель — будь то преодоление бедности в отдельно взятой стране или колонизация Марса. 
  • Самое важное: индивидуальная стратегия подготовки. Есть принципы, которые работают для всех, кто поступает в западные вузы, но очень важно подходить максимально персонализировано к своей биографии, отталкиваться от сильных сторон. Также, даже на уровне топовых вузов США приемные комиссии ценят и ищут в соискателях разные вещи. Нужно исследовать, что именно они считают важным. И конечно разобраться, чем обучение именно в этом вузе будет полезно вам.
Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск