Дмитрий Бондаренко, Генеральный директор ГК «ЛИГА», CEO Ligamedia (слева) и управляющий партнер Juscutum Артем Афян (справа)

Juscutum стартовала на юридическом рынке в сложный для Украины экономический период. Насколько кризис «помог» продвижению?

В годы, предшествующие кризису юристы на украинском рынке расслабились: при высоких ценах существенно снизилось качество услуг. Поэтому нам с Дмитрием Бондаренко казалось, что обеспечить высокое качество при разумных ценах — уже достаточная формула, чтобы начать охватывать рынок. Кризис не был решающим фактором для старта, он лишь открыл окна возможностей, которыми мы воспользовались. Рынок сужался, потребности росли, а мы не были обременены большими затратами. Вкладывали в людей и в то, что обеспечивало качество.

Запуская компанию, мы не понимали однозначно, что хотим предложить рынку, но видели, что старый формат услуг изживает себя и что тональность коммуникаций юристов не соответствует ожиданиям. Юристы стали сложными и непонятными, с ними было трудно работать. Это превратилось в большую проблему. И нам хотелось изменить ситуацию.

Технологии – стратегическое направление для вашей компании. Как технологии изменили рынок юриспруденции?

Первое – рынок изменил самих юристов, заставил их быть более понятными, адекватными и несколько сбил с них спесь. Выяснилось, что юристу, работающему с айтишниками, помимо своего материала, крайне желательно разбираться в сфере деятельности клиента: знать, чем отличается фронтенд от бекенда, вникать в специфику разработки продуктов и т. п. Это заставило юристов поднимать планку качества, становиться более клиентоориентированными и знать больше, чем написано в законах. А также понимать практику, знать право других стран, ориентироваться в инсайдах отрасли, чтобы услуги в какой-то мере предвосхищали потребности. С другой стороны, сами технологии сейчас активно проникают в рынок и меняют профессии уже далеко за пределами IT.

От чего, в первую очередь, должны избавить юристов технологии?

Прежде всего, от рутинной работы. Точно так же, как эволюционировала телефонная связь, должны измениться и юридические сервисы. В основном те, в которых нет высокоинтеллектуальной составляющей. Составление простых судебных исков, базовых контрактов, оформление договоренностей, регистрация ФОП и т. п. Все это шаблонные услуги, запрашиваемая стоимость которых не соответствует их реальной ценности. Потребителю, помимо самой услуги, приходится оплачивать зарплату персонала, аренду офиса. Зачем, когда это все можно сделать дистанционно? Поэтому наш основной принцип – технологизация, она делает юридические услуги более удобными и более доступными. И это джекпот.

Назовите самые успешные кейсы, связанные с вашими технологичными продуктами.

Пока самый успешный из наших продуктов — PatentBot. На сегодня он стабильно обеспечивает 1-1,5% подач на регистрацию всех торговых марок в Украине. В один из месяцев этот показатель достигал трех процентов. Такими цифрами вполне можно гордиться. Мы показали, что в масштабах рынка эта инновация действительно востребована. Поэтому сейчас выходим на другие рынки, пытаемся сделать так, чтобы этот 1% был не только от украинского, но и от более крупных и глобальных рынков.

Время от времени нам попадаются отзывы клиентов, где они не хвалят нас, а просто рассказывают о новых возможностях. Например, в Штатах парень снял видео о том, как зарегистрировал торговые марки с помощью PatentBot без участия человека, и обошлось это ему в три раза дешевле стандартной процедуры. Особенно приятно, когда человек искренне восхищается тем, что неудобная и дорогая услуга стала внезапно и доступной, и более комфортной.

Вы первыми начали принимать оплату за услуги в криптовалюте, когда еще мало кто понимал, что это такое. Компания успешно провела первую в мире трансатлантическую сделку покупки квартиры за криптовалюту Ethereum. Как можете охарактеризовать перспективы digital money в Украине и мире?

Безусловно, криптовалюта и digital money состоялись, они и дальше будут менять экономический ландшафт планеты. Как именно? Не берусь судить. Но мы однозначно уже там и хотим быть частью этих процессов. Не хочу выстраивать теории, но точно уверен лишь в одном – мира без криптовалюты уже не будет. Может быть мир без биткойна, без эфира, но само по себе явление криптовалюты и блокчейна плотно войдут в нашу жизнь. Спадет хайп, люди поймут, какие задачи действительно требуют блокчейна, для чего действительно нужна криптовалюта, какие новые инструменты они дают нам в руки, и эти явления займут свое обычное место в быту, где не будут никого ни восхищать, ни пугать. Станут такими же привычными, как микроволновка, мобильный телефон или электромобиль.

Насколько велика доля клиентов из-за рубежа? Какие услуги пользуются популярностью?

На сегодняшний день мало какая юридическая компания в Украине обходится без иностранного бизнеса, потому что это хороший пул платежеспособных клиентов. Но гораздо больше мы гордимся тем, что у нас есть клиенты в отдельных сферах, которые об Украине толком и не знают. Они пользуются нашими услугами только для legal в направлениях IT и блокчейна. Это клиенты из США, Израиля, Европы и даже Северной Африки, а общее количество зарубежных клиентов превышает 30%. Мы хотим укрепить этот тренд и сделать то же самое, что делают айтишники уже давно – построить legal-аутсорсинговую компанию. В нашем случае мы будем и дальше двигаться в аутсорс, выстраивать модель коммуникации с клиентами из-за рубежа, при этом так же качественно сопровождая украинский рынок.

Есть ли планы по расширению количества предоставляемых услуг или практик?

На данный момент в Juscutum есть практики Сопровождения бизнеса, Блокчейна, Международного бизнес-администрирования, Безопасности бизнеса, Управления конфликтами, Налогообложения и бизнес-эффективности, Корпоративного права, Технологий медиа и телекоммуникаций (ТМТ), Аудита. Это дает возможность охватывать огромное количество компетенций и эффективно закрывать множество разноплановых задач наших клиентов. Мы ориентируемся на потребности рынка, на меняющуюся сферу. Наш основной вектор связан с технологиями. Любое новое явление здесь попадает под наш прицел. Безусловно, мы будем дальше расширять блокчейн, крипту. Благодаря новым трендам у нас появляются новые инструменты, мы становимся более полезными для отдельных сфер, секторов. Участие в больших глобальных проектах приближает нас к цели – стать одной из тех компаний, которые будут заметны на мировой арене.

На какие услуги компания делает ставку?

Мне кажется, юристы часто забываются, когда начинают мыслить исключительно категориями услуг. Наша задача – решить существующую проблему. Как говорил ранее, у нас достаточно компетенций, чтоб закрыть множество задач. Но мы не создаем потребность, мы не производители зубной пасты. Ставку делаем на наиболее актуальное. Сейчас в топе инвестиции, трансграничное движение капитала, персональные налоги. С позиций нашей практики — это налоги, которые нужно платить с крипты, как их декларировать, банковский комплаенс для криптопроектов. Это вклады в технологии, оценка технологий, покупка стартапов, сотрудничество крупных корпораций и стартапов. Поле для деятельности достаточно широкое. Плюс, безусловно, банковский сектор, где комплаенс на сегодняшний день остается одним из важных и серьезных направлений услуг.

Вы позиционируетесь как Legal ENGINEering. Что вы вкладываете в это понятие?

На мой взгляд, юристы как класс будут меняться, все больше входить в социальную инженерию. Legal Engineering — нынешний этап деятельности Juscutum, когда мы начинаем работать как инженеры. Мы предоставляем решения, разрабатываем их, основываясь не только на юридических инструментах. Мы не называем юриспруденцию искусством, не пытаемся сидеть исключительно на почасовой ставке. Мы работаем над проектом, где есть планирование, где есть стадии классической инженерии, конструирования, анализа и, затем, представления проекта. Поэтому наши услуги сейчас гораздо больше становятся похожими на инжиниринг, чем на чистый консалтинг. Консалтинг – нечто эфемерное, что дает вам только знания, а инжиниринг – это решение, где вы получаете в конце решенную проблему, в которой консалтинг является частью.

Что можете пожелать своей компании? Есть ли рекомендации другим фирмам, которые хотят выйти за рамки стандартных юридических услуг?

Своей компании – терпения. Очень много терпения, потому что поставленных целей достигнуть непросто. Включая то, что спокойной жизни точно не будет, мы ее давно разменяли. Понимаем, что путь к успеху требует времени, а седые волосы и сожженные нервы будут – это факт. Другим фирмам – только смелости. Не стоит бояться, ведь сейчас время возможностей. Только следует понимать, что вы рискуете. Можно пойти по более-менее классическому пути, потратить больше времени и чувствовать себя спокойнее, или же рисковать. И помнить о том, что всегда есть шанс проиграть. Из наших проектов, технологических продуктов далеко не все удались. У нас есть история продуктов, которые не прошли дальше. И мы ценим ее, как и историю промежуточных кейсов, потому что они позволили нам делать следующие шаги. Поэтому основная рекомендация – все просчитывать и быть готовым к разному исходу.

10 лет – много или мало, чтобы воплотить задуманное?

В первых наших планах, когда компания существовала только на салфетке, было войти в топ по стране. Сегодня эту задачу можно считать выполненной. Да, за эти годы многое произошло не так, как мы это задумывали изначально. Но мы понимаем, что надо идти к цели, а дальше жизнь будет вносить свои коррективы, их нужно принимать. Теперь мы намного опытнее, состоятельнее, при этом у нас еще больше энергии, чем было 10 лет назад. Поэтому сейчас мы уже смотрим на земной шар и пытаемся к нему примерить свои амбиции.