Появление Twitch и YouTube Gaming
В 2007 году четверо друзей — Джастин Кан, Эммет Шир, Майкл Сейбел и Кайл Вогт решили создать неординарный проект. Кану показалось забавным позволить интернет-пользователям круглосуточно наблюдать за своей жизнью. Девять месяцев он прожил с привязанной к голове камерой.
Идея обрела популярность и дала миру новый тип контента. Но ограничиваться только жизнью Джастина Кана друзья не стали. Они создали инструменты, которые позволили стримить всем, кто пожелает. Так из эксперимента вырос проект Justin.tv. Количество контента на площадке начало расти и особенно это касалось стриминга видеоигр.
В 2011 году с целью разграничения трафика гейминг-контент выделили в сервис — Twitch. Геймеры стали отдельной аудиторией, которая с готовностью перебралась на целевую платформу.
В октябре 2013 года месячная аудитория Twitch достигла 45 млн человек. Хотя сервис специализировался только на стриминге его все чаще называли конкурентом YouTube. Конечно месячная аудитория последнего выглядела более впечатляющей — 1 млрд пользователей. Но Twitch явно имел потенциал для роста и Google решила приобрести сервис.
В мае 2014 года несколько раз появлялись слухи, что компании близки к сделке. Но в итоге она не состоялась. Amazon оказалась быстрее и купила Twitch за $970 млн. Сервис сохранил относительную самостоятельность, но получил финансы и мощности Amazon. В итоге через год Twitch добилась безоговорочной монополии на рынке игрового стриминга.
Такой результат не устроил Google и в 2015 году компания запустила сервис YouTube Gaming. На рынке поняли, что это ответ корпорации на неудавшуюся сделку, и приготовились наблюдать за битвой между Twitch и YTG.
Проблемы YouTube Gaming
YouTube Gaming воспринимался скептично еще на стадии запуска. Все дело в ряде проблем, с которыми платформе предстояло столкнуться.
Большинство популярных стримеров обосновались на Twitch и убедить их перейти на другую платформу — сложная задача. Все дело в монетизации каналов в Twitch. Она делала переход на другую платформу не выгодным для топового стримера. Модель монетизации в Twitch состоит из четырех элементов — партнерской программы, рекламодателей, платной подписки и пожертвований. Переход на другую платформу лишает стримеров этих источников дохода.
Модель монетизации YouTube выглядела не настолько привлекательно. Видеохостинг позволял стримерам зарабатывать с помощью встроенной рекламы, а также пожертвований. В 2017 году на YTG ввела возможность платной подписки. Месячная плата составила $4,9. 70% этой суммы получают каналы. Но ситуацию это не особо изменило.
Другая проблема — жесткие наказания за нарушение авторских прав. На YouTube используется система Content ID. Если обнаружится использование чужого авторского контента в видео, то у владельца канала — проблемы.
В лучшем случае придется разделить заработанные средства с правообладателем, в худшем — видео придется удалить. Иногда ситуация в авторскими правами доходит до абсурда. Например, одна из музыкальных студий изменила правила и начала требовать роялти за видео, которое вышло несколько лет назад. YouTube Gaming использовала те же методы. Если в стриме обнаруживалось нарушение авторских прав, его могли просто прервать.
Twitch всерьез занялся борьбой с нарушениями интеллектуальной собственности после сделки с Amazon. Такой контент подлежит удалению после жалобы правообладателей. При многократном нарушении возможна бессрочная блокировка аккаунта. Но Twitch не действовал настолько жестко и не прерывал стримы из-за нарушения авторских прав.
Еще одним очевидным преимуществом Twitch стало сообщество. На площадке собралась целевая аудитория стримеров. Здесь им проще найти поклонников, общаться с ними и развивать канал. К тому же местная аудитория готова потратить деньги на подписку, в то время как на YouTube желающих платить за контент гораздо меньше.
Конкуренция между YouTube Gaming и Twitch
В перспективы YTG верили немногие. Большинство считало, что сервис ждет поражение уже на старте. Но этого не случилось. Сказалось качество платформы и огромное комьюнити YouTube.
YoutuBe Gaming имел ряд функциональных преимуществ перед Twitch. В их числе быстрая загрузка видео и удобство. Пользователю рекомендовали отобранные редакцией каналы. Каждая игра получила отдельную страницу.
На YTG был доступен игровой контент, размещенный на YouTube. Еще один плюс — возможность перемотки стримов. Этой функции многим недоставало в Twitch. Дополнялось это огромным комьюнити YouTube, которое теоретически должно было перебраться в YTG.
Отдельная история — качество видео. YTG с момента запуска позволял смотреть стримы и ролики в качестве 1080p при 60 FPS. Twitch попытался ответить тем же, но провозился с улучшением полтора года. За это время YTG успела внедрить 4K при 60 FPS. К этому добавились HDR и панорамная трансляция 360 градусов.
Twitch явно не успевала внедрять инновации с той скоростью, что и платформа-конкурент. Но это не означало гарантированную победу YTG.
Twitch не гналась за качеством видео из-за того, что хорошо понимала свой бизнес. Для игровых стримов 4К и другие возможности важный элемент, но не ключевой. Качества 1080p вполне достаточно. Гораздо важнее для аудитории платформы — стримеры. Дело оказалось не в функциональных особенностях YTG, а в вышеописанных проблемах.
Говорить о каком-то стартовом успехе YTG нельзя. Например, в начале существования сервиса его самый популярный стрим получил аудиторию в 5000 человек. В то время как у Twitch она достигла 32 000. Но старт YTG также не стал провальным. Для многих пользователей сайт Twitch оказался слишком сложным, а вот YTG привычным и удобным. Сказывалось и то, что YouTube Gaming был еще и видеохостингом.
На платформу потянулись и пользователи, и стримеры. Особенно это касалось США. Мировая экспансия сервиса шла сложнее, чем ожидалось — у компании были проблемы с локализацией. Отобрать значительную часть аудитории у Twitch не удалось, но платформа получилась конкурентоспособной.
Теперь пришла очередь Twitch нервничать. В 2016 году на ежегодной конференции TwitchCon компания представила ряд нововведений, которые должны были привлечь внимание пользователей. В их числе возможность загружать игровые видеоролики на сайт.
До этого Twitch оставался стриминговым сервисом, но теперь превращался в полноценный видеохостинг. С этим все оказалось не просто. Привычный плеер Twitch, который подошел для стриминга оказался плохим для просмотра обычного видео. Пользователи начали жаловаться на качество видео и руководству пришлось искать альтернативный выход из ситуации. В итоге Twitch практически скопировал плеер YouTube.
Дальнейшая конкуренция между сервисами была стандартной. Одна платформа вводит обновление или заключает соглашение с популярным брендом, а конкурент делает аналогичный шаг в ответ. Несмотря на попытки выделиться — сервисы предоставляли практически одинаковые услуги.
YouTube Gaming быстрее улучшал качество видео и предлагал новые интересные возможности, но у Twitch было больше хардкорных, именитых стримеров. Последнее позволяло компании привлекать пользователей.
YouTube Gaming пытался решить проблему с помощью уникального контента. В 2017 году компания приобрела права на трансляцию ESL Pro League и Esports Championship Series. Но ситуацию с аудиторией это изменило не очень. Сказывалась разница в количестве активных стримеров. Этот показатель рос, но недостаточно, чтобы составить конкуренцию Twitch.
Согласно отчету аналитической компании Streamlabs, в 2017 году месячное количество активных стримеров выросло на 343%. В то же время у Twitch оно увеличилось только на 197%.
Но если сравнивать глобальные показатели, то YTG уступает конкуренту. Например, активных стримеров на YTG только 293 000 человек. В то время как у Twitch — 814 000. Уровень популярности среди обычных зрителей также оставлял желать лучшего. Простая статистика — на прошлой неделе в Google Play приложение Twitch занимало 15 место, а YTG — 283.
Дополняется это неудовлетворительными финансовыми показателями. В 2017 году игровое направление YouTube заработало только $700 млн. У Twitch этот показатель составил $1,7 млрд.
В итоге после трехлетней борьбы Google решилась на перезапуск сервиса. Теперь YTG станет только частью основного портала YouTube. Поддержку приложений прекратят в 2019 году.
В Google объяснили подобное решение тем, что 200 млн пользователей YouTube ежедневно ищут на сайте информацию о любимых играх и блогерах. С этой точки зрения, слияние выглядит логично — компания просто соединит свою игровую аудиторию на одной платформе.
Но реальность в том, что YTG все же проиграл конкуренцию Twitch. Теперь победить последний попытаются с помощью огромной аудитории YouTube. Что из этого получится — покажет время.