Еще в 2013 году немецкий журнал Der Spiegel описывал Volkswagen как «Северную Корею, только без трудовых лагерей». В компании царила культура беспрекословного согласия с тогдашним CEO Мартином Винтеркорном. Оспаривать его решения не могли даже ведущие менеджеры. 

Винтеркорн настаивал, что дизельные автомобили станут ключом к успеху Volkswagen. Под его руководством, компания увеличила долю в этом сегменте на американском рынке. VW даже запустила рекламу «самого чистого дизеля». Об успехе Tesla, которая к тому времени продавала Model S, Винтеркорн отзывался презрительно.

Винтеркорн ушел из VW в 2015 году после дизельгейта. Оказалось, что автопроизводитель годами подделывал данные о количестве атмосферных выбросов. Компания продала 11 млн дизельных машин с ПО, подделывающим объемы эмиссий. Но несмотря на громадные штрафы и репутационные потери, скандал может спасти немецкий автопром. До дизельгейта, VW была не слишком заинтересована в электрокарах, автономных технологиях или мобильных сервисах. И не она одна.

Audi E-Tron

Прежде немецкие автопроизводители только присматривались, с какими сложностями встретятся другие компании, внедряя инновации. Традиционно, страна на годы отставала от темпа, заданного японскими фирмами. К примеру, Toyota освоила процесс «бережного производства» еще в 80-х, а Volkswagen начал лишь в 90-х. Все та же Toyota представила первый гибридный Prius в 1997 году, а Volkswagen ждал до 2010-го, обновив Touareg.

Скандал заставил Volkswagen, Daimler и BMW реагировать на вызовы оперативнее. Примеров немало: Audi и Mercedes-Benz начнут продавать свои первые серийные электромобили в 2019 и 2020 годах. Volkswagen Group уверяет, что четыре ее дочерние бренда в общей сложности покажут 27 электрических моделей к 2022 году. В рамках «первой волны», концерн хочет продать 10 млн таких машин. В свою очередь BMW, у которой уже есть электрический i3, недавно представила очередной футуристический концепт-кар. 

Изменения обусловлены не только сменой руководящего состава. После скандала дизельные автомобили продаются в Европе хуже. В Германии их рыночная доля в первой половине 2018 году упала до 30% против 40% годом ранее.

BMW i3

Но ситуация не так однозначна. Дело в том, что в ЕС с 2021 года начнут действовать ужесточенные нормативы по выбросам CO2. По ним установлены ограничения на максимальное среднее количество выработки углекислого газа в пересчете на одну машину одного производителя. Продажи дизеля падают, а бензиновые двигатели еще менее экологичны. Электрокары — единственное спасение компании и она должна продавать их как можно больше.

Электрификация — не единственное свидетельство инновационного курса немецких компаний. Daimler и BMW объединили свои каршеринговые платформы  Car2Go и DriveNow для глобальной конкуренции с Uber. Volkswagen строит завод в африканской Руанде с прицелом на каршеринг продукции. Mercedes и BMW разрабатывают собственных виртуальных ассистентов для автомобилей на базе ИИ.

Изменения проходят и внутри компаний. The Verge указывает, что атмосфера страха внутри компании сменилась открытым настроем. Подразделение инженеров дизельных двигателей теперь менее влиятельно, а вот специалисты по устойчивому развитию и защите окружающей среды обрели авторитет. При Винтеркорне они боялись открывать рот.

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о характеристиках электрического кроссовера Audi E-Tron.