Предыстория
Cегодня IT-компания Dev-Pro отмечает седьмой день рождения. К этому моменту она имеет центры разработки в Харькове, Шарлотте, Киеве, Львове и Днепре, реализует долгосрочные проекты для 15+ клиентов в США и Европе силами команды из более чем 470 специалистов.
Основана компания американским предпринимателем Джеффом Бьянко, который более 20 лет работал с украинским аутсорсингом в роли клиента. В 2011 году, тогда команда составляла всего 20-30 специалистов. С 2014 Dev-Pro насчитывала около 200 человек – с появлением новых и уходом старых аккаунтов эта цифра держалась около трех лет. Процессы, оргструктура, инфраструктура оптимально поддерживали такой коллектив.
В 2016 году один из проектов стал требовать гораздо больше внимания: началась активная фаза роста аккаунта, связанная с глобальными изменениями на стороне клиента – присоединение к большей компании – и развитием партнерских отношений между заказчиком и Dev-Pro как вендором. Компании доверили написание продукта с нуля и дальнейшее масштабирование проекта.
Риски или возможности?
В 2017 году компания решила за год совершить скачок в лигу топ-50 IT-компаний Украины и расширить команду до 500 человек. Это звучит как мечта многих CEO, но за амбициозной целью скрываются риски и инвестиции.
Как решиться на такой шаг?
Весь бизнес компании базируется на построении долгосрочных отношений с клиентом, одна из ключевых ценностей и часть сервиса – это надежность (reliability). Чтобы продолжать успешно работать с заказчиком как партнер, а не рядовой вендор – нужно было принять риски. Тем более, компания имела опыт масштабирования в рамках одной локации. Научиться в такие сроки набирать, адаптировать и развивать большое количество людей в распределенной команде – навык, который станет еще одним конкурентным преимуществом компании – его удалось развить за год, открыв 4 новых офиса: в Киеве, Львове, Днепре и Шарлотте.
От одного офиса к распределенным командам
Наличие всей команды в Харькове бесспорно имеет ряд плюсов: менеджмент максимально оперативно реагирует на возникающие проблемы и вопросы. Но есть и минус: за шесть лет существования компания уже познакомилась с большинством специалистов нужного уровня, рынок был изучен досконально и не предвиделась возможность нанимать с нужной скоростью. Опыта же управления распределенной командой и построения коммуникации между локациями у компании не было. К счастью, это все решаемые задачи! Практика других компаний показывает, что с этим можно справиться, а как – читайте в пошаговой инструкции далее.
Как выбрать следующий город для нового офиса?
- Оценивали объем рынка специалистов: компания знала, каких людей будет искать, старалась понять сколько их в тех или иных городах Украины.
- Географическая доступность к Харькову – главным центром разработки должен был остаться первый офис: здесь сосредоточен операционный менеджмент и большая часть команды, а значит нужно найти опцию, при которой добираться из Харькова в новый офис будет удобно. Например, именно этот критерий стал решающим, чтобы Днепр стал первым в списке: два часа на машине и вы уже решаете любой вопрос на месте.
- Стоимость – затраты на содержание/аренду офиса, средний уровень компенсации по региону, стандартный набор бонусов. Оценивая локации по этому критерию, в Dev-Pro пришли к выводу, что Киев не соответствует изначальным критериям, но позже адаптировали их, учитывая возможности, которые давал город.
- Опыт других компаний: топ-менеджмент регулярно проводил встречи с представителями других компаний, которые прошли тот же путь, кроме того общались с рекрутинговыми агентствами на местах и IT-кластерами.
Результатом подобного анализа стали данные, которые позволили компании принять решение открыть офисы в Днепре и Львове – спустя год, в компании делают вывод: все ожидания и риски по этим локациям оправдались.
Днепр оказался комфортным в вопросах логистики и стоимости, но меньший объем рынка привел к тому, что офис действительно растет медленнее, чем в других городах.
Офис в Днепре
Львов – активно развивающийся IT-город, стратегически интересная локация, много специалистов, но там, например, решения по смене компании люди принимают медленнее.
Офис во Львове
Эти причины послужили толчком к пересмотру решения по киевской локации. Плюсы в виде большого количества хороших специалистов, готовых к новым подвигам, перевесили минусы – высокую конкуренцию и стоимость аренды. Сегодня офис в столице растет очень быстро, инвестиции оправдывают себя.
Офис в Киеве
Чтобы успешно открыть новый офис, вам пригодятся эти советы:
- Сделайте тестовый режим. Для каждой локации у компании был “пробный период”, когда проводились PR-события, оценивался отклик и реальные шансы быстро собрать команду.
- Адаптируйтесь под ситуацию и не бойтесь менять планы. Киев исключался из первоначальной стратегии, но оценив скорость найма, другие факторы, постоянно анализируя то, что происходит на “пробном периоде”, в Dev-Pro поменяли подход и не пожалели об этом. Это же иллюстрирует решение все-таки продолжить работать над львовским офисом, несмотря на долгий поиск первых членов местной команды. Изначально его рассматривали под один проект, но в результате подготовили для другого – там на момент появления площадки не “горели” позиции, но в перспективе аккаунт должен был увеличиться: компания как раз успела найти необходимых профессионалов к “буму”!
- Опыт глубоко погружения. Перед полноценным запуском той или иной локации, компания проводила 3-4-дневные сессии на местах. Группа из основных стейкхолдеров направлялась в выбранный город в рамках PR-события, назначала ряд собеседований, сразу же принимала решение по этим специалистам, общалась с локальным сообществом и собирала информацию у рекрутинг-агентств. Так за три насыщенных дня можно было понять, перспективно ли развивать офис, например, в Днепре или нет.
- Стройте доверительные отношения. Специалисты Dev-Pro не нашли сразу подходящий львовский офис – пошли на больший риск, взяв на себя ремонт с нуля. И открылся офис, когда уже была набрана команда. Кандидаты могли только на слово поверить, что будут классные условия по такому-то адресу. Как решили эту проблему? Создали сайт, где показывали дизайн-проект и выкладывали фото с прогрессом ремонта – снимки регулярно обновлялись, а каждый кандидат мог пойти на “экскурсию” по ремонтируемому помещению, чтобы убедиться в правдивости данных.
Dnipro JS TechTalk
Активная фаза: сложности и решения
Компания шесть лет существовала только в Харькове – соответственно, HR-маркетинг был сосредоточен в этой локации. Но неизвестность в других городах сыграла на руку Dev-Pro. Когда заходишь на рынок – есть возможность вызвать вау-эффект.
Отличное комбо: компания с многолетней историей, но при этом можно поучаствовать в новой фазе ее развития. Всегда есть люди, которые ищут перемен, пути попробовать что-то новое, взять на себя вызов и реализовать амбиции, а Dev-Pro такие и нужны! Чтобы привлечь внимание к этим аспектам, Dev-Pro проводила PR-мероприятия, рассказывала об истории, наработках в Харькове, демонстрировала уровень экспертизы коллег – они были спикерами на митапах, стремилась через эти встречи транслировать культуру, а также рассказать о новых возможностях.
Первые люди в офисах занимали лидирующие роли, находились у старта этого направления, влияли на формирование команды и сейчас их голос важен при принятии решений для этих городов.
Meetup Lviv
Офис в Америке
Уникальная для компании с украинскими центрами разработки ситуация, когда специалисты отсюда открывают центр разработки в США. Локация: город, где находится штаб-квартира крупнейшего проекта.
Параллельно с тремя офисами в Украине, компания взялась за открытие офиса в Шарлотте. Снова – возможность! Клиенту нужна была помощь с наймом новых специалистов, как к себе в компанию, так и у нас появился шанс собрать американскую команду на этот проект. Dev-Pro нашла ресурсы и людей, которые снова за два месяца создали полноценное офисное пространство. Оно предназначается не только для новых американских коллег, но и техспециалистов из Украины, которые отправляются в бизнес-поездки в этот город. Чтобы сделать этот опыт еще более комфортным, компания арендовала и полностью оборудовала две квартиры, чтобы ребятам было удобнее проводить в Америке более долгие поездки, а также купила две машины для совместного использования. Так нашим коллегам обеспечивается мобильность на месте. Подобные инвестиции оправданы не только формированием инфраструктуры для наших коллег, но и направлены на улучшение коммуникации с клиентом, ведь каждый бизнес-трип помогает более эффективно общаться с заказчиком и его командой. Это одна из целей, которая полностью оправдывает себя.
Централизованное управление из Харькова
Когда открываешь новую локацию, стоишь перед выбором: ехать и настраивать процессы или найти человека на месте, который займется этим. Это должен быть руководитель, а как показывает опыт, полностью погрузиться и начать транслировать культуру человек на такой позиции начинает не менее чем через шесть месяцев. Офис нужен через два. Вопрос решился просто: компания остановилась на том, что управление идет из Харькова, а первыми людьми в новых офисах стали HR и рекрутеры, которые при должном уровне поддержки, могли настроить базовую среду. Плюс в города отправлялись “амбассадоры” компании, которые помогали с развитием офиса и транслировали культуру компании, а также могли быстро реагировать на проблемы/передавать информацию в Харьков.
Амбассадоры – это лояльные специалисты с максимально высоким уровнем доверия от компании, которые давно с ней. Люди, способные эскалировать нужные вопросы в нужный момент, полностью разделяют ценности Dev-Pro, могут сформировать их на местах. При этом, нет привязки к позиции, уровню их текущей должности: для Днепра этим человеком стала Head of Event & PR Department, для Киева – PM, во Львове – HR. Они приступали к работе еще до появления, собственно, офисов и помогали на этапе открытия. Они становились связующим звеном с операционным центром в Харькове. А после того как базовая команда формировалась, люди проходили адаптацию, они возвращались домой.
В Dev-Pro все еще работают над вопросом, как транслировать корпоративную культуру в новых офисах правильно, когда и в Харькове она постоянно меняется, ведь это динамический процесс. Dev-Pro размером до 50 человек, 200 человек и 450 человек – это отличающиеся друг от друга организмы. Процесс все еще в статусе “work in progress”.
Net TechTalk Lviv
Чтобы успешно развивать корпоративную культуру в новом офисе, вам пригодятся эти советы:
- Найдите амбассадоров, которые смогут корректно сформировать корпоративную культуру компании на местах.
- Разработайте программу адаптации для новичков, которая поможет им понять эту культуру. В данном случае первые шесть месяцев все специалисты, которые присоединялись к команде в других локациях – приезжали на две недели в Харьков. Им обеспечивалось 100% погружение: встречали на вокзале, селили, знакомили с командой, обеспечивали культурную программу, чтобы они узнавали не только компанию, но и город, в котором она появилась. Сейчас система изменилась, потому что людей на местах стало больше, локальная команда уже транслирует ценности и атмосферу. Тем не менее, поездки для всех членов команды, независимо от роли, постоянно происходят: в любой момент специалисты едут в бизнес-трип, если есть запрос или проводятся тренинги, тимбилдинги, ежеквартальные сборы команды.
Что происходит спустя год после решения расти
Dev-Pro меняется, проходит через бизнес-трансформацию и продолжает масштабирование процессов. Начала с формирования правильной оргструктуры, которая сможет поддерживать новый размер. Главное изменение: выделили уровень middle-менеджмента, который включает в себя позиции Delivery Director, Delivery Manager, руководителей отделов. В том числе, поняли необходимость формирования отдела процессуального менеджмента. Уже нашли Head of Facilities – это новый человек, который занимается управлением командой офис-менеджмента – раньше это была часть HR-команды. В ней тоже произошли изменения: появился Head of HR Department, появилось разделение на уровни и роли, многое другое. Интересно, что многие новые позиции в оргструктуре были закрыты “внутренними” кандидатами – ребятами, которые работают с Dev-Pro не первый год, и это гордость компании. Много специалистов развили свои навыки и смогли занять ключевые роли: 70% – это те, кто уже был в компании, 30% – новые люди, которые представляют ту экспертизу, которой в компании раньше просто не было.
Некоторые позиции все еще свободны, например Head of Process Management и даже C-level позиция Chief Administrative Officer.
Таким образом в Dev-Pro формируется культура возможностей. Как компания она использует возможности от клиентов, как коллектив – дает возможность расти. И это при том, что компания поддерживает высокие стандарты для перехода на следующий уровень.
Главной причиной успеха этого масштабного проекта – из 200 в 500 специалистов – стали люди, готовые достигать амбициозных целей, уверенность и 100% поддержка от топ-менеджмента на пути к достижению этого. То есть без команды, которая настроена на успех, ничего бы не вышло. Главное – желание получить результат и добиться цели. Когда есть люди – экспертизу можно будет приобрести.
Summer Party
Чтобы поддержать команду на пути к успеху, вам пригодятся эти советы:
Helper policy: даже самые амбициозные люди устают – им нужно оказывать поддержку и давать возможность перевести дух. Именно поэтому в компании появилось много новых бонусов, в том числе “политика поддержки” – оплата такси, если человек задержался в офисе после 20:00, ужин, обед в выходные.
Пересмотрите бонусный пакет в целом: в Dev-Pro вместе с офисами появились и новые “плюшки” – возможность удаленной работы до двух недель в году, возможность работать из другого офиса компании, медицинская страховка для всех коллег, которые с компанией более пробного периода. Изменения происходят на всех уровнях – это помогает быть конкурентоспособным на разных рынках.