«Когда у вас будет хотя бы 5 сотрудников, мы сможем поговорить о слиянии», — такой ответ я получил в результате затяжных переговоров со стратегическим инвестором, когда в нашей компании уже работало около 20 человек. Просто они были «на удаленке».
В разное время у нас насчитывалось 30-60 абсолютно удаленных сотрудников, не считая подрядчиков и сотрудников двух других компаний, входящих в общую группу. Более 5 лет мы занимаемся круглосуточной разработкой, поддержкой интернет-магазинов и их бэк-офисов. И работаем в remote-режиме.
В этой индустрии заказчик почти всегда находится на расстоянии тысяч километров, в другом часовом поясе, говорит и думает на другом языке. Клиент привлекает подрядчиков со всего мира. Нам нужно взаимодействовать каждый день, находя пересечения рабочих часов.
Удаленность стала частью жизни.
Как все начиналось
Клиент попросил создать для него круглосуточную команду поддержки. Мы ее сделали и пришли к стратегии follow the sun: стали нанимать разработчиков в часовых поясах, комфортных для работы в необходимом шифте.
Компания стала меняться. Начав строить круглосуточную поддержку, стало понятно — нужно нанимать удаленных сотрудников. В течение года «удаленными» стали все и мы закрыли офис в Киеве. Изначально, в стратегических планах переход на remote-работу не был обозначен. Решение приняла случайность и оно нам понравилось.
Команда одиночек
Со своим бизнес-партнером Андреем Самиляком и семьями мы переехали в Литву. Там мы поняли, насколько все изменилось. Живя в Киеве, казалось что OpsWay — такая же компания как и любая другая. Я встречался с коллегами и партнерами, у нас был офис и мы даже набирали туда продавцов.
В Вильнюсе все оказалось иначе. Находиться одному крайне непривычно, особенно для менеджера. Со случайными соседями в коворкинге или кафе не обсудишь трудовые будни. Одиночество — первое, чему учит удаленность. Как директору, важно понимать, что с этим сталкивается каждый сотрудник компании. Иногда это сильно сказывается на людях: например, суровые интроверты еще больше забираются вглубь себя.
Но есть и плюсы. В какой-то момент прекращаешь ощущать границу между офлайн и онлайн-общением. Общение меняется, становится более осознанным. К сожалению, очень многие не доходят до такой перестройки и возвращаются обратно в офис. Это нужно понимать — и очень важно помогать таким людям вернуться как можно быстрее.
Удаленность точно не для всех. И индийская кухня не для всех, и бег не для всех. Мы разные и это нормально.
Те, кто остался, получают очень комфортные условия для того, чтобы работать максимально эффективно. Разумеется, если есть такое желание.
«Включившись» в режим удаленности, не тратишь время на фигню. Берешь и делаешь задачи, пока отведенное на работу время не закончится. Конечно же, нужно всегда знать когда «уходишь» с работы.
Общаешься только тогда, когда в этом есть смысл. Многих менеджеров после ухода из офиса удивляет то, как мало они работали. Такой режим стоит попробовать хотя бы на месяц — это точно будет полезно.
Главные вызовы «удаленки»
Удаленки боятся. Даже в моем окружении менеджеры со страхом говорят о сотруднике, который находится за рамками отведенного рабочего пространства. Это звучит абсурдно — многим по-прежнему кажется, что у них есть физический контроль над людьми, занятыми умственным трудом.
Плюс, можно считать свою харизму и лидерские качества главным критерием успеха. А для них якобы нужен офлайн. Но так ли это? Действительно ли не команда, а вы являетесь причиной успеха?
Удаленность помогает расставить все на свои места и задать правильные вопросы. Она как бы оголяет менеджерскую неполноценность и показывает, что неэффективны именно процессы. Ваше видение может интересовать только друзей, а сотрудникам вы зачастую не нужны.
Менеджер на удаленке начинает искать себя. Так что даже вводить в компании холакратию не нужно — она приходит сама собой, только под другим названием.
Благодаря удаленности, мы поняли, что столкнулись с проблемами больших компаний намного раньше. Разорванность коммуникаций, недостаток менеджерских ресурсов для контроля, потребность в процессах — в небольшой офисной компании это обычно скрывается, благодаря «геройству» директора.
Преодолеть такие вызовы непросто. Вы как бы еще не выросли, чтобы решать проблемы «больших дядей», а уже надо. Можно и не дорасти до момента, когда все получится. Пока у нас не получилось все исправить, но мы не прекращаем «геройствовать».
Очные переговоры с клиентом
«Когда мы можем прийти к вам в офис?» — наверное, самый страшный вопрос, который может услышать продавец OpsWay. Мы все еще боимся на него отвечать, хоть и приходится.
Благодаря родственной компании Ephyros мы можем частично использовать их офис для своих целей. Но иногда клиент хочет увидеть всю команду, а люди живут в 5-ти городах и не готовы приехать на месяц. Бывает, что клиент — консерватор, а заказ очень нужен.
Приходится ежедневно доказывать миру, что мы не дураки. В последнее время удаленность становится трендом, но идти на уступки все еще приходится.
В начале года мы отказались от участия в хорошем enterprise-проекте из-за удаленности. Требовалось на длительный период собраться вместе с клиентом. Несколько раз из-за remote работы срывались M&A переговоры. А недавно даже пришлось писать письмо в банк с просьбой не закрывать счет и примерами удаленного сотрудничества в компаниях.
Как удаленность влияет на образ жизни
В статьях о remote графике часто говорят, что работа под пальмой — миф. Трудиться так якобы невозможно и неэффективно. По-моему, некорректна сама формулировка. Работа «под пальмой» возможна не для всех. Если вы недисциплинированны, не можете контролировать свое рабочее время, зоны ответственности и разделять труд и отдых — в таком режиме ничего не получится. Но из дому тоже работать не получится: удаленность просто не для вас.
Если вы именно «тот» человек, открывается много возможностей. Например, я с семьей много путешествую. Могу на 1-2 месяца уехать из дома и работать в другом месте, не ощущая дискомфорта. Идеальная модель путешествия: переезды по выходным, после которых можно всю неделю работать с нового места. В среднем, 4-6 месяцев в году мы находимся в разъездах, если это позволяет ситуация.
Конечно, бывают непредвиденные ситуации. Однажды мы выбрали квартиру в Греции, под Салониками. Место не подходило для отдыха с детьми и это значительная проблема. Если дети весь день дома, то о работе речи быть не может. Пришлось поехать в другой городок и снимать номер в отеле в более комфортной местности. Там окружение было прекрасным для детей — но на следующий же день во всем городе пропал интернет. При этом, мобильная сеть работала плохо. В это же время на работе шел очень ответственный момент, требовалось участвовать в переговорах с корпоративным клиентом. Пришлось ежедневно ездить по 200 км между двумя арендованными квартирами, чтобы комфортно работать. В первой интернет был прекрасный.
Дополнительный бонус — ремоут дает возможность выбирать страну по желанию, а не по бизнес-привлекательности. Мы сейчас переместились в Польшу. Живем тут уже почти три года и нам очень нравится. Нравится осознание, что при желании и отсюда можно беспрепятственно уехать.
Немного сложнее обстоят дела со школами, садиками и другими олдскульными институциями, с которыми вам придется сталкиваться. Тут уже нет каких-то конкретных рецептов, надо решать проблемы в каждом кейсе отдельно.
В чем же преимущества
У вас мог возникнуть вопрос: «Зачем это все нужно? Столько же проблем!». Так формулировать тоже неправильно. Remote — способ организации бизнеса, оптимальный в строго отведенных случаях. Он не должен являться самоцелью, вы же достаточно зрелый менеджер, чтобы не поддаться хайпу.
В нашем случае сформировалась конкретная бизнес-потребность. Удаленность стала наиболее оптимальным ответом на требования рынка. Со временем мы стали воспринимать ее как данность, не пытаясь найти в remote-режиме корень всех проблем. Точно так же не стоит думать, что он станет панацеей.
Автор: Сергей Морин, CEO&Founder компании OpsWay