$40 млн за твит: в деталях объясняем, за что SEC наказала Илона Маска

2958
2

В конце сентября стало известно, что история с неосмотрительным твитом Илона Маска, основателя Tesla, о переводе компании из публичной в частную форму, завершится штрафом и потерей должности. Маск пошел на мировое соглашение с американской Комиссией по ценным бумагам и фондовым рынкам (SEC), условием которого стала выплата $20 млн штрафа предпринимателем (еще $20 млн заплатит сама компания) и уход Маска с поста председателя совета директоров. Почему SEC так жестко среагировала на обычный твит, что нарушил Маск и как это может сказаться на его компании - редактор AIN.UA спросила у американских юристов и специалистов по фондовому рынку.  

Твит, который обойдется Маску и компании в $40 млн, фактически был сообщением о возможности сделать Tesla снова частной, выкупив ее акции по цене в $420. 

Мы задали экспертам два вопроса: 

  1. В чем суть нарушения?
  2. Какими будут последствия для Tesla?

Предприниматель тем временем решил рискнуть и еще раз поддеть SEC, передразнив в одном из своих последних твитов название комиссии. 

Дмитрий Дубограев, managing partner & CEO Femida.us:

1. Когда компания выходит на IPO, она становится объектом регулирования законами США 1933 и 1934 годов о ценных бумагах и фондовых рынков. Эти законы регулируют, каким образом компании, вышедшие на публичный рынок, предоставляют отчетность. Что сделал Маск? Он, во всяком случае, с точки зрения комиссии по ценным бумагам США (SEC – Securities and Exchange Commission), нарушил нормы этих законов и подзаконные акты:

  • Есть формальные процедуры касательно того, как, по каким каналам и в каком объеме необходимо предоставлять информацию в случае, если руководство хочет перевести компанию из публичного в частный статус. Более того, несмотря на то, что регулирования по ценным бумагам носят в США уведомительный порядок, SEC строго следит за раскрытием достоверной информации, не вводящей людей в заблуждение. Это — первый аспект, и то, что мы называем compliance или соблюдение законных процедур.
  • Второй аспект – «мошенничество» или «обманные действия или действия, вводящие в заблуждение в сфере ценных бумаг» (fraud или misleading and deceptive practices), с точки зрения регулирования рынка ценных бумаг. Несмотря на громкость определения «фрода» — это не всегда именно сознательное мошенничество. Маск раскрыл информацию, которая была его мнением, не основанным на фактах, не подтвержденным какими-то фактами и без полноты раскрытия сопутствующей информации. 

Я долгое время занимался в США именно переводом компаний из публичных в частные — для этого существует целая процедура tender offers. Tender offer — это когда компания по большей цене скупает публичные акции, торгующиеся на рынке, голосует большинством голосов (обычно 80%) и из публичной превращает компанию в частную. Для юристов, которые хоть немного разбираются в корпоративном праве и ценных бумагах, ответ на вопрос «Что нарушил Маск?», наверное, прозвучит как «Он нарушил все». Я когда увидел этот твит, просто за голову схватился. Было понятно, что ему это с рук не сойдет, несмотря на то, что он — Илон Маск.  

«Отягчающим обстоятельством» является то, что он не просто сказал о таком переходе, но еще и назвал конкретную цену, но без какой либо иной конкретики. $420 за акцию на тот момент значительно превышала цену, которая была на рынке. Получается, он пообещал акционерам выкупить у них ценные бумаги по цене, сильно выше рыночной, это могло вызвать и положительную, и отрицательную панику.

Представьте, что вы купили акции Tesla по $300, а потом видите этот твит и начинаете в панике думать: сможет он выкупить по $420 или нет, или лучше сегодня их сбросить по $400, и так далее. Создается некий спекулятивный режим, когда цена акций зависит от слухов и одной строчки твита президента компании. Тем более, что было непонятно: Маск просто «ляпнул сгоряча» или это какие-то серьезные бизнес-планы, основанные на фактах, привлеченных фондах. Нужно было в SEC подать заявку о том, что происходит tender offer — открытая оферта по выкупу акций, в ней есть вся информация: откуда деньги на выкуп акций, по каким условиям он проходит и так далее. Либо (теоретически) можно было раскрыть информацию, в которой бы описывалось, что это лишь его личное мнение и что каких то конкретных мер пока нет.  Его твит на самом деле должен был быть документом на 50 страниц, описывающим все эти условия, чтобы инвесторы могли принимать информированное решение. Процесс tender offer по сложности почти такой же, как выход на IPO.

2. Илон Маск, видимо, подумал, что он Дональд Трамп 🙂 Он в какой-то степени — свободный художник, скорее всего, это было эмоциональное высказывание, сигнализирующее о том, что он хочет избавиться от «смирительной рубашки» регуляций рынка. Но то, что простительно политику, предпринимателю-главе публичной компании просто так с рук не сходит. 

Маск и компания пошли на соглашение в обмен на то, что комиссия не будет возбуждать уголовное и/или гражданское дело. В Америке есть такая поговорка «У каждой собаки есть один бесплатный укус». Фактически, это — очень мягкие санкции, ему сейчас просто погрозили пальцем. Следующее нарушение такого рода может привести уже к уголовному преследованию. Да и сейчас никто не мешает акционерам отдельно подать против него групповой иск. Не думаю, что текущая ситуация будет иметь большое значение для компании в долгосрочной перспективе. Будет ли имплементироваться решение о выкупе компании — пока никто не знает. Но, я полагаю, что ситуация послужит хорошим уроком не только успешным бизнесменам, но и начинающим предпринимателям о необходимости соблюдения закона, даже если ты «икона» бизнеса.

Василий Оксенюк, CEO Simex Inc.

1. Все действия SEC в этой ситуации — прозрачны и понятны. Есть несколько аксиоматических вещей, на основе которых построена вся система регулирования фондового рынка и публичных компаний в США. Во-первых, все права акционеров равны. Во-вторых, любое публичное заявление от руководителя публичной компании воспринимается как оферта. В-третьих, есть законы 1933 и 1934 года, регулирующие оборот ценных бумаг, их смысл в том, что все действия, производимые с ценными бумагами, либо подлежат регистрации в SEC, либо нет. К примеру, не нужно регистрировать любые частные размещения, но в ситуации с объявлением как у Маска — регистрация обязательна. 

Учитывая публичный статус компании Tesla и формулировку самого твита произошло следующее: Маск превысил служебные полномочия. В подобных случаях при желании перевести компанию из публичной в частную совет директоров должен подготовить резолюцию, затем собрание акционеров должно эту резолюцию одобрить и только потом произойдет сама сделка. Как пример, можно привести несостоявшуюся сделку Yahoo и Microsoft. Последняя предложила сумасшедшую рыночную премию, больше 50%, а совет директоров должен был подготовить рекомендации акционерному собранию, где их и отвергли. 

Маск действовал по принципу «государство — это я», возможно, это особенность такого инноватора, как Маск. Но ему, мне так кажется, немного начинает сносить крышу от приближенности к государству, от миллиардных госзаказов. Это — чисто эмоциональный поступок, мне кажется.  

Тем более, в твите фигурировала цена — это уже на грани фрода. Потому что когда инвестору компании объявили о некоей цене сделки, он автоматически может считать, что курсовая разница между рыночной ценой и ценой в оферте — это его прибыль, которую он может получить. Далее, рынок может частично отыграть эти условия. В том же случае с Yahoo и Microsoft было непонятно, примет Yahoo это предложение или нет, но рынок все равно на это очень активно среагировал. Твит звучал как обязательство реализации такой сделки. Даже если бы у Маска было подтверждение того, что у него есть инвестиции на реализацию этой сделки, он все равно бы нарушил законы (не было резолюции совета директоров, сама сделка не зафайлена в SEC и так далее). Поэтому у Маска не было особого выбора, когда в SEC ему предложили эту сделку. 

Само решение — очень красивое и правильное. Пример безукоризненной работы американской правовой системы. Я, если честно, думал, что его снимет сам совет директоров. 

2. Не думаю, что это как-то повлияет на операционную деятельность компании. А человек, который попадет на должность председателя совета директоров, думаю, будет все же прислушиваться к Маску, принимая решения. Скорее всего, Маск, владеющий акциями на баснословную сумму, сможет продать часть акций на $20 млн и заплатить штраф. На акциях, не думаю, что эта ситуация сильно отразится. Здесь, как и на криптовалютном рынке, есть какой-то пул фанатов-холдеров, которые будут держать акции Tesla до последнего.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск