Как и зачем предпринимателю ездить в Китай. Детальная инструкция

5384
3

Поездка в Китай — отличный способ для предпринимателей расширить границы бизнеса. Здесь можно найти новые товарные направления, отследить тренды и завести новые партнерства. Роман Кривошеев, CEO компании Fialan в Китае, приводит детальную инструкцию о том, зачем предпринимателям ехать в Китай, как подготовиться к поездке и чем она может быть полезна бизнесу. 

Китай — это мировая фабрика, страна, где производятся товары для всех стран мира. Надпись Made in China можно без труда найти в любой стране мира на каком-то из окружающих вас предметов. Десять лет назад словосочетания «сделано в Китае» и «китайское производство» ассоциировались с плохим качеством и низкой ценой. Сейчас же в Китае можно купить товары любой ценовой категории – от самых дешевых до премиум-сегмента.

Почему так? В 80-90-е годы иностранные компании начали размещать производство продукции в Китае. Появление и развитие десятков тысяч производственных предприятий стало следствием новой экономической политики властей страны, создания свободных экономических зон, а также финансирования местных компаний со стороны государства.  

Ключевым фактором была дешевая рабочая сила. Это привело к тому, что теперь на территории Китая выпускается большинство мировой электроники, мебели, оборудования и многого другого. Сегодня стоимость рабочей силы здесь выросла в разы, соответственно выросли и цены на продукцию, но по-прежнему Китай остается самой привлекательной страной для размещения производства или закупки готовой продукции.

Зачем предпринимателю ехать в Китай

Основные причины для поездки следующие:

  • посетить выставки;
  • посетить фабрики;
  • лично познакомиться с партнерами;
  • найти новые товарные направления;
  • заняться закупками;
  • получить новые впечатления и вдохновение.

Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.

Посещение выставок

Ежемесячно в Китае проводятся сотни выставок, посвященных различным товарным направлениям – от продуктов питания до высокотехнологичного сложного оборудования. Выставки делятся на специализированные и универсальные.

Специализированные посвящены узкой специализации или товарному направлению, например, электронике, игрушкам, индустрии красоты, мебели и так далее. А на универсальных представлено множество товарных направлений или собраны производители из одной провинции. Самая известная универсальная выставка — Кантонская ярмарка в Гуанчжоу (Canton Fair).

На выставки в Китай приезжают, чтобы найти новых поставщиков, новые идеи, ноу-хау или чтобы встретиться с партнерами. Сегодня иностранные компании также приезжают в Китай для демонстрации собственной продукции. Таким способом они находят новых партнеров среди местных предпринимателей или посетителей из других стран. Учитывая масштабы выставок в Китае, это приводит к успеху.

Существуют и подводные камни при посещении выставок. Китайское правительство активно стимулирует и финансирует проведение международных выставок. Поэтому выставок в Китае организовывается много, но не все из них способны привлечь достаточное количество участников и посетителей. Иногда организаторы выставок даже нанимают иностранных студентов как посетителей, чтобы создать массовку. Поэтому к выбору выставки подходить нужно внимательно: изучите историю ее проведения и итоги прошлых выставок, чтобы понять, подойдет ли она для достижения поставленных целей. 

Кантонская ярмарка

Посещение фабрик

Часто наши клиенты приезжают в Китай чтобы осмотреть производство, если это новый партнер, или проконтролировать процесс производства заказа, если тот уже размещен в работе у фабрики. Если контракт еще не подписан и производство не начато, во время поездки стоит совместить обсуждение требований к продукции и согласование контракта. Это позволит осмотреть производственные мощности на месте, изучить образцы продукции, согласовать с производителем важные нюансы, оформить и подписать контракт.

Личное знакомство с текущими партнерами

Иногда сотрудничество с китайскими производителями начинается без личного знакомства. Китайских поставщиков находят в интернете, по рекомендации или с помощью специализированных консалтинговых компаний, согласовывают условия по телефону и электронной почте, обмениваются подписанными договорами при помощи курьерских служб и начинают работу.

Когда такое сотрудничество становится постоянным и долгосрочным, стоит познакомиться с партнерами лично, приехать к ним в офис, на производство, установить неформальные отношения.

Китайцы придают особое значение традициям и культуре деловых отношений. Для них важно личное знакомство и возможность провести переговоры за ужином в ресторане. Часто именно во время таких встреч закладывается фундамент долгосрочного партнерства и решаются важные вопросы, связанные с условиями сотрудничества. У многих китайских компаний даже заложены в бюджет расходы на совместные походы в рестораны с иностранными партнерами.

Поиск новых товарных направлений

В Китай часто едут с целью найти новинки или расширить ассортимент реализуемой продукции. Китай сотрудничает с большинством стран мира, и ассортимент товаров часто отличается для покупателей из разных стран. Вы можете даже не знать какие товары пользуются спросом сегодня, например, в США или странах Европы.

Схожие тренды формируются во всех странах, но в разные сроки. Это означает, что популярные товары из Китая или США, могут получить распространение в вашей стране через месяц или два. И изучить такие тренды можно, приехав в Китай. Помимо посещения выставок, зайдите на товарные рынки, где популярные новинки появляются в первую очередь. 

Закупки в Китае

Предприниматели, которые владеют собственными магазинами, до сих пор предпочитают самостоятельно формировать ассортимент, выбирать товар и делать оптовые закупки в Китае. Эта страна идеально для этого подходит — она предлагает многообразие и доступность товаров в сочетании с развитой логистической инфраструктурой.

Новые впечатления и воодушевление

Китай – это колоритная страна, которая не похожа ни какую другую. Поездка в Китай — это способ познакомиться с новыми традициями, погрузиться в многовековую культуру и обычаи. Здесь много колоритных мест и неповторимых природных пейзажей. Смена обстановки и новые впечатления дадут заряд эмоций и воспоминаний на несколько лет вперед.

Сколько времени стоит провести в Китае

Продолжительность поездки в Китай зависит от целей и задач и обычно составляет от 4 до 14 дней.
Для деловой поездки, когда установлены конкретные цели и задачи — например, посетить 1-2 локации (офис, фабрика), обсудить с вопросы с партнерами, провести с ними время за обедами и ужинами — хватит 2-3 полных рабочих дня. При выборе дат и планировании поездки, стоит выбирать даты поездки так, чтобы они не выпадали на выходные, праздничные дни (которых Китае много) и на периоды проведения крупных выставок.

Если цель поездки — посетить несколько производственных площадок и согласование условий сотрудничества, которые будут обсуждаться при личной встрече, нужно планировать поездку на 5-7 дней. Предварительно согласуйте даты и время встреч, составьте план и маршрут поездки, заранее забронируйте гостиницы и билеты — это поможет рационально использовать время. 

Самый оптимальный вариант — совместить в одной поездке посещение выставок и фабрик. Если сотрудничество с Китаем только начинается, и партнеров еще нет, вы можете найти их на выставке и тут же договориться о посещении производства. Для такой поездки рекомендуется запланировать 10-14 дней. Несколько дней понадобится на выставку, а оставшиеся дни для посещения отобранных поставщиков. Часто производства расположены в тысячах километров от места проведения выставки и далеко друг от друга.

Такие поездки расширяют кругозор и помогают найти новые ниши или товары. Однажды наш клиент прилетел на выставку в поисках поставщиков стройматериалов, а улетел с образцами павербанков, партию которых впоследствии заказал у поставщика.

Часто посещение Китая совмещают с отдыхом. Это удобно делать когда вы планируете поездку в отпуск в страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины или в Австралию и Новую Зеландию. Во многих аэропортах по прилету можно оформить транзитную визу в Китай на срок от 72 до 144 часов.

Для оформления безвизового пребывания в Китае в течение 72 часов необходимы: электронный билет или посадочный талон на следующий рейс, отрывной купон посадочного талона с предыдущего рейса, загранпаспорт, в котором имеется одна чистая страница для визы в Китай, и виза в страну конечного следования (если необходима).

Занимает оформление транзитной визы в аэропорту не больше 1-2 часов. Во время пребывания в стране по такой визе запрещено покидать провинцию, в которой она выдана. Безвизовый транзит можно оформить во многих аэропортах, самые удобные для транзита из Украины — Гуанчжоу, Шанхай и Пекин. 

Как подготовиться к поездке в Китай

Интернет-ограничения 

В Китае заблокированы некоторые нужные сервисы и приложения. Не работают Facebook, Instagram, Telegram, сервисы Google, в последнее время нестабильно работают Viber и WhatsApp. Обойти интернет-ограничения в Китае можно с помощью VPN-приложения. Самым стабильным и популярным в Китае является сервис под названием Astrill VPN — его годовая подписка стоит около $100. 

Мобильная связь

Самый простой способ не остаться без связи в Китае – подключить у своего мобильного оператора льготный пакет интернет-трафика в роуминге. Если же подходящего пакета нет, или объема трафика не хватит, можно купить сим-карту в Китае. Стоимость такой карты составляет 150-200 юаней ($20-$30 ), где, как правило, есть 2-3 гигабайта предоплаченного интернет-трафика и 200-300 минут для звонков по Китаю. Этого хватит на 2 недели пребывания в стране.

В Китае два GSM-оператора China Telecom и China Unicom. Подключиться к ним можно двумя способами. Первый – прийти в салон связи с паспортом и оформить договор. Второй — купить уже оформленную на другого человека сим-карту. Если китайский номер телефона не понадобится в будущем, то подойдет второй вариант.

WeChat 

WeChat – один из самых популярных сервисов в Китае. Изначально он создавался как мессенджер, но в стране его используют и для покупки билетов на поезд, самолет, в кино, для вызова такси, аренды велосипедов и так далее. Также в WeChat есть функция встроенного переводчика, чтобы напрямую общаться с китайцами. Пока качество перевода хромает, поэтому лучше обмениваться простыми короткими сообщениями.

Пассажир оплачивает такси с помощью WeChat

Если Viber и WhatsApp используют 10% китайских пользователей смартфонов, то WeChat установлен в Китае почти на каждом смартфоне и соответственно есть у каждого китайца, с которым вы будете контактировать. WeChat уже заменил многим людям визитницы – ими не пользуются, если вы добавили контакты друг друга в приложении.

Обязательно перед поездкой зарегистрируйте себе аккаунт в WeChat для удобства общения с партнерами из Китая.

Онлайн-переводчик или словарь в смартфоне

Несмотря на то, что Китай работает со многими странами мира, уровень владения английским языком здесь пока не высок. Чтобы было легче общаться, установите переводчик для перевода с и на китайский язык. Это поможет объясняться с теми, кто не понимает по-английски. Во многих онлайн-приложениях для переводов доступна функция скачивания словарей с нужными языками, и их использования, даже, если смартфон не подключен к интернету. А в некоторых есть функция перевода текста с фотографии.

Деньги 

Собираясь в Китай, помните, что наиболее распространенной там является китайская платежная система UnionPay, аналог Visa и Mastercard. Из-за этого в Китае платежные карты Visa и Mastercard практически нигде не работают, но с них можно снимать наличные юани в банкоматах. При снятии наличных курс обмена хороший, а комиссия снимается небольшая. Оптимальный вариант — брать с собой наличные доллары, чтобы поменять в банке или обменном пункте на юани, так как долларами в Китае рассчитываться нельзя.

Адреса

При планировании поездки в Китай позаботьтесь о том, чтобы адреса посещаемых мест были у вас под рукой на китайском языке. Китайцы не используют названия адреса на английском языке, поэтому, если сказать или показать название на английском, они не поймут. Например, в Гуанчжоу есть район, который называется ZhuJiang XinCheng, а по-английски на картах пишется как Pearl River New Town.

Гостиницы

На популярных сайтах для бронирования гостиниц, таких как Booking.com и Aibnb, можно без труда подобрать и забронировать себе гостиницу в любом городе Китая. Но мы рекомендуем пользоваться Trip.com — здесь выбор гораздо шире, так как этот сайт создан в Китае и начинал с местных гостиниц.

При выборе гостиницы обратите внимание на наличие завтрака, а также на его тип – китайский или европейский — так как местная кухня может оказаться несъедобной для вас.

 

Билеты на поезда и самолеты 

Купить билет на поезд или самолет в Китае можно на том же Trip.com. Электронные билеты на самолет после покупки будут доступны в личном кабинете, а также будут отправлены на указанную электронную почту. С поездами в Китае сложнее, так как для поездки понадобятся бумажные билеты. Их также можно купить на Trip.com, но нужно забрать на вокзале перед отправлением в отдельном окне билетных касс. Либо, как вариант, воспользоваться платной услугой доставки билетов по указанному адресу. 

Между некоторыми городами Китая скоростные поезда курсируют постоянно. Например, поезда из Гуанчжоу в Шэньчжэнь и обратно ходят каждые 8-12 минут. В таком случае билет на ближайший поезд можно купить на вокзале, они всегда есть в наличии.

Визы 

Для поездок в Китай подойдут следующие типы виз:

  • однократная бизнес-виза (категория М);
  • многократная бизнес-виза (категория М);
  • однократная туристическая виза (категория L);
  • многократная туристическая виза (категория L).

В зависимости от типа у вас будет право на один, несколько или неограниченное количество въездов страну. Впрочем, документ всегда ограничивает период въезда и продолжительность пребывания в Китае. Оформить визу в Китай можно самостоятельно, собрав необходимый пакет документов, заполнить анкету и подать все это в ближайшее посольство или консульство или же обратиться к специализированным компаниям, которые предоставляют соответствующие услуги.

Как сохранить информацию

Главная задача бизнес-поездки в Китай — полнота и полезность собранной информации. Если едете в страну впервые, будет сложно запомнить все, поэтому важно правильно структурировать и фиксировать то что вы узнали — особенно контакты, собранные на выставках, в торговых центрах или на рынках.

Мы советуем фотографировать визитки и каталоги на фоне стенда или шоурума, в которых представлены образцы продукции. Это позволит вам потом легко восстановить в памяти информацию об этом поставщике. Также можно отправить эту фотографию и краткое содержание переговоров в диалог с этим поставщиком в WeChat. Не лишним будет здесь же указать цены, которые назвал поставщик, чтобы избежать дальнейших разногласий. Можно также записать видео с нужными голосовыми комментариями.

Все также можно фиксировать в блокноте, главное — не забудьте прикреплять визитные карточки поставщиков и партнеров. Если же у поставщика есть каталог, прикрепите визитку к каталогу и делайте записи в нем.

Эти способы сэкономят много времени при обработке информации после возвращения из Китая.
Если на выставке вас сопровождает переводчик, договоритесь о том, чтобы он фиксировал информацию в процессе сопровождения и по окончании составил и прислал вам отчет. 

Кантонская ярмарка

Как уже упоминалось выше, Кантонская ярмарка (Canton fair) – это самое крупное и популярное в Китае профильное мероприятие. Она проводится два раза в год – весной и осенью. Выставка делится на три фазы по пять дней каждая. На каждой из фаз представлены поставщики различных категорий товаров.

На Кантонской ярмарке продается все — от электроники до строительной техники

Первая фаза Кантонской ярмарки:

  • Электроника и бытовая электроника;
  • Осветительное оборудование;
  • Транспортные средства и запчасти к ним;
  • Машины и производственное оборудование;
  • Оборудование и инструменты;
  • Стройматериалы;
  • Химическая продукция.

Вторая фаза:

  • Товары народного потребления;
  • Подарки;
  • Декор для дома.

Третья фаза:

  • Текстиль и одежда;
  • Обувь;
  • Канцелярские товары и принадлежности;
  • Чемоданы и сумки;
  • Рекреационные продукты;
  • Медикаменты, медицинские устройства и товары для здоровья;
  • Продукты питания.

Самыми популярными являются первая и вторая фазы.

Кантонская ярмарка хороша огромным выбором товаров, присутствием поставщиков и производителей со всего Китая, а также возможностью найти новые идеи и увидеть тренды. Впрочем, у выставки есть минусы, один из главных — наличие большого количества посредников. Кантонская ярмарка будет полезна двум типом предпринимателей: новичкам в бизнесе с Китаем — для выбора идеи и ниши, и опытным торговцам — для выхода на прямые поставки от китайских производителей. 

Бизнес-поездка в Китай при правильной организации принесет максимальную пользу вашему бизнесу. Не игнорируйте эту возможность. 

Автор: Роман Кривошеев, CEO компании Fialan в Китае

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Типичная статья от маркетолога. Общие фразы и никакой полезности. «Кантонская ярмарка будет полезна двум типом: новичкам и опытным» ммм, ок.

    • Игорь, спасибо за комментарий. А какой полезности не хватает статье? Телефонов переводчиков? Расписания авиарейсов в Китай через разные страны? Номер стендов на Кантонской ярмарке где 100% крутой товар можно купить? Мы провели не один десяток интервью и более 150 бизнес-туров за 2017 год, и вот те кто в Китае уже не первый раз в один голос заявляют что Кантон это для новичков — собрать впечатления, и для опытных — отследить конкурентов и сделать срез кто еще покупает тоже самое что и он. То есть, посещать Кантон каждый год не имеет никакого смысла, об этом и написано в статье.
      Буду признателен и благодарен за обратную связь. Спасибо.

  • Игорь, спасибо за комментарий. А какой полезности не хватает статье? Телефонов переводчиков? Расписания авиарейсов в Китай через разные страны? Номер стендов на Кантонской ярмарке где 100% крутой товар можно купить? Мы провели не один десяток интервью и более 150 бизнес-туров за 2017 год, и вот те кто в Китае уже не первый раз в один голос заявляют что Кантон это для новичков — собрать впечатления, и для опытных — отследить конкурентов и сделать срез кто еще покупает тоже самое что и он. То есть, посещать Кантон каждый год не имеет никакого смысла, об этом и написано в статье.
    Буду признателен и благодарен за обратную связь. Спасибо.

Поиск