Netflix в числах это:
- 130 млн платящих подписчиков по состоянию на сентябрь;
- $14,9 млрд дохода за последние 12 месяцев;
- $1,3 млрд прибыль за тот же период;
- 7,6 млн — ожидаемое количество новых подписчиков до конца 2018 года;
- 23 награды «Эмми», как и у телесети HBO.
И вот еще одна сумма: $18,6 млрд.
Столько Netflix уже вложил в производство собственного контента, включая множество сериалов, которые не появятся на стриминге в течение ближайших месяцев или даже года. Это, например, новые сезоны «Короны» и «Очень странных дел», а также серия проектов от продюсера Шонды Раймс, ответственной за шоу «Анатомия страсти» и «Частная практика».
$18,6 млрд — гораздо больше, чем традиционные компании вроде Walt Disney Company, HBO или NBCUniversal готовы в общей сложности потратить на развлекательный контент.
Именно поэтому инвесторы так сходят с ума по Netflix. Компания делает ставку на необычную бизнес-модель: нужно хорошо потратиться сейчас, а заработать огромную пользовательскую базу (и большие деньги) удастся позже. Возможно, сильно позже. У сервиса ныне 130 млн платящих подписчиков, но инвесторы с Уолл-стрит намекают на 300 млн и не меньше.
Эта статистика и объясняет, почему Netflix, в сравнении с другими развлекательными компаниями, оценивается так высоко. Рыночная капитализация сервиса — $156 млрд. Для сравнения, корпорация Disney оценивается в $174 млрд. При этом, их доходность несопоставима. Netflix получил $14,9 млрд выручки и $1,3 млрд прибыли, в то время как Disney сгенерировала $58 млрд и $10,1 млрд соответственно за период с июля 2017 по июль 2018-го.
Иными словами: Disney заработала в восемь раз больше денег, но оценивается всего на 12% выше. Еще одна альтернатива: инвесторы Netflix платят $120 за каждый доллар дохода, инвесторы Disney — около $17.
Почему все хотят скопировать Netflix
Netflix — пионер стриминга, но вокруг нарастает все большая конкуренция.
Disney, находясь под руководством Роберта Айгера, уже запустила спортивный стриминговый сервис ESPN Plus и в следующем году откроет развлекательный проект. Компания потратила $71,3 млрд на покупку большей части медиаимперии Руперта Мердока.
В сделку вошли телевизионное и киноподразделение 20th Century Fox, сеть кабельных сетей и, что самое важное, контрольный пакет акций в стриминговом сервисе Hulu. Вскоре Disney сможет продавать доступ к просмотру хитов вроде «Черной пантеры», «Аватара» и оригинальной трилогии «Звездных войн» напрямую, без посредника в виде Netflix.
Netflix — еще и одна из причин, по которой AT&T потратили $85,4 млрд на Time Warner. Компания представит стриминговый сервис, построенный вокруг продукции HBO, к концу следующего года.
Эти астрономические траты выставляют $18,6 млрд, которые ушли у Netflix на продакшн, в другом свете.
Как работает негативный кэшфлоу в случае Netflix
Контентные аппетиты Netflix означают, что компания много тратит — и получает так называемый отрицательный кэшфлоу. Иными словами, она убыточна, а разницу покрывает за счет займов. Но Netflix, при этом, формально остается прибыльным бизнесом, поскольку благодаря специфике бухгалтерского учета, может вносить съемочные расходы гораздо позже.
Сериал вроде «Очень странных дел», который самостоятельно производит и финансирует Netflix, обходится примерно в $8 млн за эпизод. Компания выплачивает все заранее, но не учитывает это в расходной части, пока проект не появится в публичном доступе. Обычно эта отсрочка — около года после окончания съемок. Следующий сезон «Очень странных дел» должен выйти летом 2019-го.
Умножьте это на сотни часов оригинального контента, который Netflix выпускает ежегодно, и выручка начнет таять на глазах. В прошлом году Netflix «ушла в минус» на $2 млрд. В 2018 году ожидается рост отрицательного кэшфлоу до $3 млрд. На том же уровне он должен сохраниться в 2019 году.
Для Netflix это все — часть одного плана. Агрессивная контент-стратегия, которая подогревает успешный маркетинг, приводящий больше подписчиков.
Почему контент — все еще король
Модель эксклюзивного размещения контента («это можно посмотреть только на Netflix») спровоцировала появление конкурентных сервисов. Это может привести к «контентной холодной войне», в которой студии откажутся свободно предоставлять свои релизы в угоду собственных стримингам.
Disney, например, планирует изъять фильмы Marvel, вроде «Черной пантеры» и «Мстителей», с Netflix после исчерпания текущих лицензионных соглашений. Зрителям, вероятно, придется переходить на сервис от Disney или Hulu для просмотра этих картин.
AT&T готовится поступить так же со своими блокбастерами вроде «Чудо-женщины» или хитовыми сериалами вроде «Друзей». Остается только дождаться исчерпания срока действия лицензий.
Все это значит, что на Netflix будет доступно меньше контента. Но также — что Disney и AT&T останутся без прибыли от лицензирования. Этот источник дохода может и не перекрыть стриминговый сервис по цене подписки в $10-$20 в месяц. Взгляните хотя бы на доходность Netflix.
В руководстве самого Netflix не унывают — CEO компании Рид Хастинг указывает, что еще никогда в истории не было такого всплеска производства фильмов и шоу: «Это нас очень впечатляет. Это отлично для покупателей. И просто невероятно для продюсеров».