Историческое противостояние: бизнес, РРО и ГФС
Сейчас украинские предприниматели вынуждены вести бизнес в крайне бюрократизированных условиях в вопросах кассового учета и регистрации данных в ГФС.
Согласно внесенным изменениям в закон «Про применение регистратора расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 18 декабря 2017 года, каждый субъект хозяйствования с годовым объемом расчетных операций выше 500 000 грн или структурное подразделение (пункт продаж) с объемом расчетных операций больше 250 000 грн обязаны приобрести сертифицированный кассовый аппарат для регистрации расчетных операций и передавать данные по проведенным операциям в ГФС.
Этого же требования должны придерживаться плательщики единого налога второй и третьей группы, чьи годичные расчетные операции превышают 1 млн грн.
Сложности заключаются не только в высокой стоимости оборудования (от 4000-20000 грн) и расходов на его ежемесячное обслуживание, но также в самой процедуре регистрации кассового аппарата. Чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предпринимателям приходится собирать обширные пакеты документов: договор с поставщиком оборудования, соглашение с арендатором, где будет стоять аппарат, и контракт с сервисной компанией, которая займется его обслуживанием.
На выходе — невероятно трудоемкая процедура, требующая существенных временных и финансовых затрат, чтобы зарегистрировать кассовый аппарат в соответствии с законодательными нормами.
Существующая процедура регистрации и использования кассовых аппаратов несколько ограничивает количество предпринимателей в Украине, которые их используют. Для многих бизнесов они изначально финансово невыгодны, а также внушают опасения постоянных налоговых проверок.
Зачастую штрафы от ГФС касаются не факта отсутствия кассового аппарата или неуплаты налогов, а неправильного соблюдения бюрократических требований закона — например, некорректного ведения бумажной книги расчетных операций и подклейки в нее чеков, что в 2018 году выглядит абсолютно бессмысленным процессом. По этой причине множество небольших предприятий предпочитают работать «в темную».
Появление системы электронных чеков предполагает упрощение и оцифровку процедуры регистрации кассовых аппаратов. Концепция, предложенная рабочей группой при Министерстве финансов Украины, предусматривает полную автоматизацию всего процесса: от регистрации кассового аппарата до передачи данных в фискальную службу Украины. Данная инициатива лояльна к украинскому предпринимателю и будет практически бесплатной.
Электронный чек — возможность для масштабирования
Внедрение системы электронных чеков не подразумевает какой-либо отмены кассовых аппаратов. По сути, в использовании кассовых аппаратов заинтересованы сами предприниматели, чтобы обезопасить себя от неправомерной работы сотрудников и избежать подделывания финансовой отчетности. С упрощением формальностей и внедрении новой, гибкой методологии от ГФС, украинский бизнес наконец-то вдохнет полной грудью.
Есть несколько преимуществ в использовании новой системы электронных чеков.
Рост «белого» бизнеса в Украине
Сегодня ГФС заинтересована увидеть учет поступлений тех средств, которые ранее не учитывались. После изменения процедурных нюансов использования РРО-аппаратов, предприниматели смогут упростить ведение кассового учета, сделать его менее затратным и более прозрачным. У компаний, которые ранее игнорировали необходимость использовать кассовый аппарат, появится возможность легализовать свою деятельность с помощью новых технических решений.
Повышение эффективности украинского бизнеса
Используя дополнительное программное обеспечение (облачная бухгалтерия, товароучетные системы, программы лояльности, платежные сервисы) интегрированное с системой электронных чеков, предприниматели будут не только работать в рамках закона, но анализировать и улучшать эффективность их компании, отслеживая прибыль и расходы, контролировать работу персонала. Некоторым фирмам будет более чем достаточно внести проданный товар/услугу в приложение через планшет и чек мгновенно зарегистрируется на сервере ГФС.
Решение проблемы использования кассовых аппаратов в сфере электронной коммерции
Согласно закону о РРО, уже четвертый год интернет-магазины обязаны в общем порядке использовать фискальные чеки при осуществлении расчетных операций с покупателями. Несмотря на растущее количество вопросов предпринимателей, можно ли не использовать РРО в некоторых случаях, от ГФС все еще ждут прояснения этих формальностей.
В это же время, отсутствие прозрачных и понятных механизмов существенно усложняет корректное исполнение законодательных норм и усложняет контроль операций со стороны государства. Один из примеров сложностей применения фискальных чеков среди интернет-магазинов — передача расчетного документа покупателю, когда физического контакта между ним и магазином нет.
Так, с начала 2018 года ГФС оштрафовало украинские интернет-магазины на полмиллиона гривен по факту отсутствия кассовых аппаратов
Внедрение системы электронных чеков сможет решить вопрос с узакониванием расчетных операций в сфере электронной коммерции и перевести ее на электронный учет. В свою очередь, интернет-магазин сможет отправлять фискальные чеки покупателю по почте или на телефон, после получения подтверждения об успешной оплате от банка-эквайера или платежного провайдера.
Снижение конечной стоимости товара
Как известно, все сопутствующие расходы, связанные с уплатой налогов, ведением кассового аппарата, закладываются в стоимость товара и ложатся на плечи конечного потребителя. С упрощением процедур кассового учета появится возможность снизить конечную стоимость товаров и услуг с одной стороны и защитить права потребителя с другой. Имея электронный чек, покупатель может в ту же минуту проверить его с помощью приложения и убедится, что данная покупка зафиксирована на серверах ГФС и налоги уплачены.
Подводные камни и потенциальные сложности
Как и с любой инновационной технологией, сложностей в процессе внедрения не избежать. Практически невозможно угодить всем участникам рынка, учитывая разноплановый характер их деятельности. В вопросе разработки пилотной версии системы электронных чеков E-Receipt, разработчикам необходимо применять сегментированный подход, чтобы решение в равной степени удовлетворяло потребности разных предпринимателей.
Зональность интернета в Украине
Сегодня на территории Украины отсутствует стопроцентное интернет-обеспечение, а в некоторых областях доступ частично ограничен. Если обязать всех предпринимателей использовать кассовые аппараты, для функционирования которых необходим интернет, сложности возникнут незамедлительно. В некоторых странах аналогичные проблемы решались привлечением операторов сотовой связи. Они обеспечивали доставку информации о проведенных операциях в инфраструктуру налоговой службы.
Высокий порог входа в область технической разработки
Одна из важных составляющих технологических решений при взаимодействии с государственными сервисами — сертификация программного и аппаратного обеспечения. Чтобы гарантировать максимальную надежность передачи данных в налоговую, необходимо использовать специальные алгоритмы защиты информации, в частности формирования ЭЦП и безопасного обмена данными с серверами ГФС. Для этого требуются сертифицированные решения. Но очень часто условия получения сертификации перегружены бюрократическими формальностями.
На данный момент рабочая группа при Минфине разработала черновой вариант концепции, которая определяет список обязательных к подаче документов для желающих принять участие в проектировании решения.
Чтобы поучаствовать в разработке инновационных комплексов по регистрации расчетно-кассовых операций, компании-разработчику аппаратного обеспечения необходимо подать пакет из 20 документов, а разработчику программного решения — из десяти. Кроме того, нужно пройти обязательную сертификацию по криптографии и другим смежным экспертизам.
Из чернового варианта концепции видно, что авторы попытались разделить разработчиков аппаратного и программного обеспечения на две группы. Такое разделение, надеюсь, упростит порог входа и избавит от лишних бюрократических сложностей разработчиков ПО, которые не работают напрямую с «железом», а к примеру, предлагают мобильное приложение для бизнеса по работе с E-Receipt.
Например, при необходимости приема платежей через интернет, наша платежная платформа готова предложить бизнесу интеграцию с ГФС решением «из коробки», как только ГФС опубликует технические спецификации API.
В свою очередь оператор фискальных данных обязан работать исключительно с сертифицированным оборудованием для безопасного хранения и передачи данных на API ГФС. Это хардверное устройство (фискальный накопитель), в котором безопасно хранятся все сведения по кассовым операциям для защиты от изменений или удаления.
Оно предназначено на случай плановых или непредвиденных технических работ на серверах фискальных органов, когда центральная база данных временно не может обрабатывать информацию. После возобновления штатной работы – сервера снова синхронизируются.
Пример, как может выглядеть автоматизированный процесс регистрации интернет-покупок в системе E-Receipt
Что дальше?
Сегодня пилотную версию системы электронных чеков E-Receipt тестируют представители рабочей группы при Минфине. 19 сентября на заседании Межведомственной комиссии ее конструктивно доработали, но все же ключевым остается вопрос обнародования технической документации с детализацией разработки API и его открытие со стороны ГФС. Основной централизованной системой, которая будет оперировать всеми данными, станет Государственная фискальная служба Украины.
Одним из препятствий на пути разработки и внедрения системы электронных чеков было наличие несоответствий в законодательной базе, которые не позволяют использовать бумажные чеки наравне с электронными, а также требуют ведение бумажных расчетных книг. С первого октября вступил в действие приказ №773 Министерства финансов Украины, который отменяет обязательное ведение бумажных книг. Но вместе с этим остается актуальной проблема различной юридической силы у электронной и бумажной версии чеков.
Дальнейший план по разработке и полномасштабному запуску электронного чека выглядит следующим образом:
- Доработка законодательной базы в вопросах использования электронной версии чека.
- Разрешение бюрократических формальностей и создание упрощенных требований для разработки будущих программных решений и аппаратов.
- Письменное оформление технических требований к решению и публикация открытого API ГФС.
- Подача заявок IT-компаниями, которые захотят реализовать технологическое решение.
- Тестирование заявленных решений и сертификация определенных решений на государственном уровне.
- Полномасштабное внедрение системы электронного чека в Украине.
В повсеместном запуске системы электронного чека в Украине заинтересованы все: от государственных органов и предпринимателей до конечных потребителей. Сегодня процесс разработки концепции будущего решения выглядит очень оптимистично и уже к 2019 году можно ожидать первых пилотных запусков системы электронного чека в украинских компаниях.
Автор: Максим Козенко, CTO сервиса интернет-эквайринга Fondy