Маск основал SpaceX, потому что был угнетен отсутствием прогресса в освоении Марса и беспокоился, что человечество «останется без второго шанса». Безос тоже беспокоится, что Земля станет непригодна к тому моменту, когда мы задумаемся о постройке инфраструктуры, чтобы ее покинуть. У него есть ракетная компания BlueOrigin.
Помимо обвинений в элитизме (спасти нескольких, обрекая на смерть миллиарды людей), к идеям миллиардеров есть и другие претензии. Удастся ли их вообще воплотить в жизнь?
Vox приводит слова космолога Мартина Риза из Кембриджского университета:
Я думаю, что это опасное заблуждение. Ведь Марс — гораздо более враждебное окружение, чем вершина Эвереста или Южный полюс. Бороться с изменением климата на Земле гораздо важнее, чем заниматься терраформированием Марса.
По словам автора материала, ту же точку зрения воспроизводили другие ученые. Даже худшие катастрофы не сделают Землю настолько непригодной, чтобы она сравнилась с безжизненной планетой, лишенной атмосферы, с меньшей гравитацией и ограниченным доступом к воде. Марс — не спасение от бедствия.
Ник Бэкстед, сотрудник организации Open Philanthropy Project, исследует наихудшие сценарии угроз, способных ударить по человеческой цивилизации. О марсианских колониях он говорит с восхищением, но осторожностью. По его словам, построить автономное поселение, которое не будет зависеть от поставок с Земли было бы отлично. Но таймлайн такого проекта — не десятилетия, а столетия.
По словам Бэкстеда, добиться идентичных с задумками Маска целей («посеять зерно цивилизации, чтобы вернуть людей назад») может бункер в Новой Зеландии. Место выбрано неслучайно — страна указана как маловероятная цель при обмене ядерными ударами, а ядерная зима не оставит ее непригодной для жизни.
При этом, даже по самым пессимистичным прогнозам, полноценный обмен ядерными ударами опустит температуру на Земле до -8 градусов по Цельсию. Жизнь в привычном виде исчезнет, но это все еще теплее, чем на Марсе. Из-за отсутствия плотной атмосферы, средняя температура там около -60 градусов.
Но есть и другие угрозы. Маск, например, беспокоится об атаке со стороны продвинутого ИИ. По словам Роба Бенсингера, главы отдела коммуникаций в Machine Intelligence Research Institute, исследователи боятся не открытого противостояния людей и машин. Самый вероятный сценарий угрозы со стороны ИИ — постепенное вытеснение человечества.
Если мы начнем обсуждать будущее человечества с более сильными компьютерными системами, которых не понимаем, то неизбежно проиграем. Бенсингер подчеркивает, что наличие еще одной планеты тут не столь важно. Нужно, чтобы у людей просто оставалось больше ресурсов, чем у машин.
Автор материала подчеркивает, что хотя исследователи с воодушевлением относятся к идее космических путешествий и открытий, в приоритете у них — работа на Земле. Проект Open Philanthropy Project раздает гранты именно таким проектам. В их числе: исследование последствий ядерной войны для ужесточения регулирования, работа над юридическим аспектом международного сотрудничества по климату, исследования пандемий и координация работы ИИ.
Ни один из ученых, стоящих за этим, не связан с ракетными запусками и не получает такого же внимания в прессе. Но их работа способна помочь нам «продержаться» до того момента, пока BlueOrigin, SpaceX или их компании-наследники, смогут забрать человечество к звездам.