Два одессита за 2 года открыли 16 клубов виртуальной реальности Cube. Доход с каждого — до $5000 в месяц

24724
11

Богдан Никитин и Сергей Мих много лет работают в IT-бизнесе. В Одессе у них есть компания Nikitin Team, которая занимается разработкой сайтов, дизайна и ПО. Однако в 2016 году они загорелись идеей создать собственный VR-клуб.

Сегодня CUBE - самая большая сеть VR-клубов в СНГ, по крайней мере, в этом уверены основатели. Она насчитывает 16 заведений по Украине - 4 свои и еще 12 по франшизе (также на стадии открытия клубы в других странах). Каждый клуб в сезон приносит до 130 000 грн дохода в месяц. 

Как устроен CUBE

Все клубы выполнены в едином стиле: помещение с черными стенами, полом и потолком, и мерцающим неоновым освещением. Во-первых, это красиво, а во-вторых, по словам Миха, черный сильно удешевляет ремонт и декорирование помещения.

Здесь и далее фото: Ольга Закревская

Попасть в клуб можно только по предварительной записи, зная слово-пароль. Запись оформляется онлайн. Это сделано для того, чтобы случайные посетители не мешали игрокам погружаться в виртуальную реальность.

«Когда ты в игре, на тебе шлем и ты не видишь и не слышишь, что происходит вокруг в реальном мире, ты чувствуешь себя уязвимым. Поэтому мы запираемся изнутри, чтобы никто не мог просто вломиться посреди сеанса», — рассказывает Сергей.

В дверях клиентов встречает некто Матвеич — молодой человек с низким голосом, одетый во все черное, глаза прикрыты темными очками.

В реальном мире таких людей называют администраторами, но в CUBE это унифицированный персонаж (все «матвеичи» выглядят и ведут себя одинаково), который помогает человеку перенестись в виртуальную реальность и достичь максимального погружения без риска разбить себе нос о стену.

Помещение клуба разделено на две комнаты, в которых находятся по две игровые зоны. В каждой — по два шлема, а для маневренности отведено пространство площадью примерно 3*3 м или 9 кв. м. Одновременно здесь может находиться до 4 человек, которые могут играть в одной команде.

В большинстве клубов вместимость именно такая, хотя есть и побольше — на 8 шлемов. Для команд еще больше есть возможность играть из двух разных клубов — например, вы находитесь в клубе на «Арсенальной», а ваши тим-мейты — на Подоле (или вообще в другом городе), но при этом вы видите, слышите и можете взаимодействовать друг с другом в виртуальном мире в режиме реального времени.

В CUBE эту технологию используют также для внутренних рабочих совещаний. Очень удобно, если часть команды находится в Киеве, еще часть в Одессе, Харькове и других городах — все могут в любой момент повидаться и обсудить рабочие моменты в виртуальной реальности. Такие совещания команда CUBE проводит еженедельно, на них встречаются до 30 человек (по 2 сотрудника от клуба) — у каждого свой узнаваемый аватар, причем некоторые сотрудники, которые никогда не виделись в реале, знают коллег только по этим аватарам.

Сеанс для клиента длится час. За это время человек успевает максимально погрузиться в виртуальный мир, побывать в разных локациях, попробовать разные игры, но при этом не успевает слишком сильно отвыкнуть от реального мира. Редактор и фотограф AIN.UA протестировали предложение CUBE на себе: побывали на дне океана в TheBlu, поиграли в лучников в ELVEN ASSASSIN, полетали над мегаполисами в Richies Plank.

Всего в ассортименте CUBE — с десяток игр, которые покупают в Steam. Цена варьируется от $5 до $30 за игру. Одни из самых популярных — Arizona Sunshine: там игрокам нужно спасаться от зомби в условиях Дикого Запада. По словам Сергея, ее обожают фанаты сериала «Ходячие мертвецы».

Эта игра имеет сюжет более чем на 12 часов, с миссиями — таких, к сожалению, на сегодня очень немного.

VR-игр больше полутора тысяч, но мы используем только те, за которые не стыдно брать деньги с людей — качественные, с хорошей графикой, которые позволяют ощутить себя в другом мире. К сожалению, большинство игр примитивны и сводятся к тому, что ты взял что-то, поднял, куда-то перенес.

Клубы работают с 14:00 до 23:00/24:00. В зависимости от города, стоимость составит 200 грн за час с человека. В выходные дни и после 19:00 цена возрастает до 250 грн/час. В городах-немиллионниках тарифы немного ниже — 150 и 200 грн соответственно.

С ценообразованием ребята поступили просто: «Мы посмотрели, какую цену устанавливают самые дорогие квест-комнаты, и сделали немного дороже».

История CUBE

Все началось с того, что на первом этаже бизнес-центра, в котором на тот момент располагался Nikitin Team, открылся VR-клуб. Сергей с Богданом сходили туда поиграть и так впечатлились, что сразу же заказали шлемы в офис — для сотрудников. А потом решили попробовать сделать собственный клуб.

Сергей Мих

Первый CUBE открылся в Одессе в 2016 году, вложили в него примерно $13 000, 80% из которой пошли на оплату оборудования — компьютеры и шлемы. Прибыльным он стал в первый же сезон — кассы в месяц достигали 60 000 грн, и ребята решили, что это — успех.

«Тогда мы думали, что это круто — больше мы и не соберем. Сегодня клубы в сезон приносят до 130 000 грн в месяц. А затраты на рекламу уменьшились в разы», — делится Богдан.

Богдан Никитин

Окрыленные финансовым успехом, начали думать о том, чтобы открыть клуб в другом городе, а дальше — замахнуться на сеть. Но тут начались проблемы. Закончилась зима, пришла весна — люди начали выходить на улицу, а для клуба это означает спад сезона. Кассы CUBE уменьшились больше чем втрое.

«Падение длилось около пяти месяцев и было настолько сильное, что мы думали закрываться. Это было очень депрессивное состояние, мы не понимали, что делать — не было индустрии как таковой, спроса на эти услуги, мы его сами создавали.

Единственное, что нас удерживало на плаву — восторженные отзывы гостей. Они очень сильно заряжали. И мы приняли решение потянуть еще несколько месяцев — если результата не будет, закроемся», — рассказывает Сергей.

В первые месяцы после открытия для привлечения клиентов Сергей не использовал платную рекламу — «серых» методов Instagram было достаточно (на сегодня на CUBE в Instagram подписано почти 17 000 человек). «Это мастлайкинг, мастфоллоуинг, по сути — спам. Но в 2017 году весной Instagram изменил алгоритмы. И наши активности начали резко терять результативность, а впереди нас ждало лето — не самое благоприятное время для нашего бизнеса», — рассказывает Мих.

До этого также пробовали традиционные методы: листовки, визитки, объявления в лифтах, трамваях. «Но люди не понимают, что это такое — тяжело это объяснить в печатной продукции. Плюс эффективность такой рекламы невозможно отследить».

В апреле 2017 года решили попробовать рекламу во «ВКонтакте». Вложили в нее немного денег — создали паблик, наполнили контентом, запустили кампанию. И как назло, только стартовали — социальную сеть заблокировали в Украине. «У нас и так настроение не супер, а тут такое», — вспоминает Богдан.

Параллельно начали заниматься полноценной таргетированной рекламой в Facebook и постепенно научились эффективно находить через соцсеть своих клиентов. На сегодня у CUBE почти 4500 фоловеров в Facebook.

«Сегодня мы можем отследить каждый визит гостя, каждое бронирование, и мы знаем, во сколько оно нам обошлось. Мы знаем, кому стоит показывать нашу рекламу, и какие люди к нам никогда не придут. Наша ЦА — это в основном айтишники, которые знают, что такое VR, геймеры, любители квест-комнат, молодые люди 20-30 лет, которым просто становится интересно и они, увидев нашу рекламу, думают: «Вау, это что-то новенькое, я должен это попробовать!»», — рассказывает Мих.

Например, мы рекламируем клуб в Кременчуге через Facebook и Instagram — это аудитория общим количеством 180 000 человек. Мы уже по восемь раз им всем показали свою рекламу, но я не могу найти среди них тех самых 10 айтишников или любителей квест-комнат — слишком маленькая выборка. Поэтому наша задача в городах-немиллионниках — убедить людей вне зависимости от интересов, что им стоит попробовать виртуальную реальность.

Именно выработанную за годы стратегию рекламного продвижения Сергей и Богдан считают главным фактором успеха их VR-сети. «Сегодня каждый вложенный доллар в рекламу приносит нам $3. Рекламный алгоритм — это самое ценное, что на сегодня есть в этом бизнесе», — признается Сергей.

Как построить сеть, если мало денег

Поборов кризис, ребята приступили к реализации задумки с сетью. «У нас была амбициозная цель — мы хотели, чтобы наши клубы стали частью эпохи виртуальной реальности в Украине. Быть пионерами отрасли. Чтобы через 10 лет, когда VR-клубы исчезнут, как в свое время интернет-клубы, нас вспоминали, как историю», — рассказывает Сергей.

Для этого нужно быстро открываться в разных местах. Вторым и третьим стали клубы в Киеве и в Днепре. Дальше — сложнее, ведь каждый клуб стоит денег. К тому времени клиенты клуба начали интересоваться, как можно открыть подобное заведение. Это натолкнуло партнеров на мысль предложить таким людям франшизу. Такой подход позволил бы развивать сеть под единым брендом, не привлекая инвестиции.

Франшизы начали продавать в 2018 году. Партнеры в основном приходят сами — продажу франшизы Никитин и Мих пока целенаправленно не рекламировали. Вместе с тем, далеко не по каждому запросу основатели готовы продать франшизу: сперва они стараются убедиться, что смогут загрузить будущий клуб.

«Например в Киеве пришло 10 запросов на франшизу, но продали мы всего две. Посмотрим, как у них будут идти дела и сможем ли мы открывать здесь еще. Еще один пример: ребята хотели открывать клуб в Одессе, но мы не увидели такой возможности, поэтому предложили им переехать в Николаев и открыть клуб там. Бизнес настолько автоматизированный, что его можно вести удаленно», — говорит Богдан.

Сегодня сеть CUBE насчитывает 16 клубов, через которые ежемесячно проходит больше 3000 человек. Из них только четыре — свои, то есть в собственности Сергея и Богдана: два в Киеве, и по одному в Одессе и Днепре. В ближайшее время также планируют открыть собственный клуб в Харькове. Еще 12 «Кьюбов» работают по франшизе в Киеве (2), Одессе (2), Николаеве, Херсоне, Запорожье, Суммах, Кременчуге, Львове, Харькове (2), а также в Днепре, Виннице, Ирпене.

«Сейчас мы выходим на Россию — уже ведется ремонт помещения в городе Сочи, на очереди Петербург, в планах Казахстан. Это тоже франшиза», — делится Богдан.

Свой клуб vs франчайзи

Стоимость франшизы CUBE составляет $3000. При этом покупателю нужно будет вложить еще до $13 000 в аренду, ремонт, покупку оборудования и зарплаты. Богдан и Сергей взимают роялти в размере 7% от выручки (раньше он был фиксированный — $150). Таким образом, клуб с доходностью 100 000 грн в месяц приносит основателям 7000 грн/мес, не считая первоначального взноса.

Как бизнес, франшиза нам не выгодна и носит скорее спортивный интерес. Мы сделали очень доступную цену паушального взноса и роялти. Инвестиций в развитие франшизы пока больше, чем клубы франчайзи нам приносят. Примерно после 15 франшизных клубов франчайзинг будет приносить прибыль.

Если бы мы сами открывали клубы, это было бы выгоднее, но мы бы тогда не смогли так быстро развиваться — формат франшизы помогает быстрее завоевывать рынок», — поясняет Сергей.

Фото из Instagram CUBE

Для франчайзи команда CUBE закрывает все организационные вопросы, начиная от поиска помещения и заканчивая подбором персонала. Также помогают с поставкой оборудования. «У нас есть скидка от компании-поставщика в США. В Украине такие шлемы стоят около $1000, но за счет крупных партий мы доставляем шлемы нашим франчайзи по цене $700», — утверждает Сергей.

Окупаемость клуба по франшизе, по расчетам предпринимателей составляет 8-12 месяцев в зависимости от города. Однако приносить деньги, по словам Сергея, они начинают с первого месяца с момента открытия.

«Наши собственный клубы начали приносить деньги только через год после открытия, потому что на то время у нас не было опыта в этой сфере, понимания рынка, мы не умели продавать эти услуги в интернете так, чтобы была возможность загружать клуб.

На сегодня клубы уже полностью окупились. Даже в не сезон бизнес остается чуть выше нуля, в некоторых случаях прибыль доходит до $500 в месяц. А в сезон — от $1200 и до $2500 в миллионниках.

Неконкурентная среда

Конкурентов, по словам Богдана, у CUBE нет. Большинство VR-клубов на постсоветстком пространстве быстро закрываются или не развиваются.

«В этот бизнес заходят простые предприниматели, которые думают, что снимут помещение, поставят четыре приставки — и все, можно сидеть ждать клиентов. А на самом деле, чтобы создать такую загрузку, как у нас, нужно делать очень многое», — говорит Сергей.

По его словам, в месяц VR-клуб тратит примерно 50 000 грн — это аренда, фонд заработной платы, коммуналка, налоги и рекламные расходы. «Если ты их не зарабатываешь, ты уже в минусе. Не отбил вложения за год — все, до свидания. У нас в сезонное время доход составляет 120 000-130 000 грн, у конкурентов кассы максимум доходят до 45 000 грн», — утверждает он. Такие данные у Сергея — от самих владельцев клубов, у которых партнеры выкупали оборудование после их закрытия.

Вбиваешь «клуб виртуальной реальности» и видишь: «Продам успешный бизнес с наработанной клиентской базой». Мол, нет времени этим заниматься. Но мы же понимаем, что если бизнес успешный, то нет смысла его продавать.

Отсутствие конкуренции с одной стороны расслабляет, с другой мотивирует развиваться, говорит Богдан: «Все, кто запускаются, сразу смотрят на нас. Некоторые даже не стесняются копировать, вплоть до того, что берут наш контент, фотографии. Но мы не реагируем на это — если копируют, значит, мы все делаем правильно».

Оставить комментарий

Комментарии | 11

  • Ох уж эти статьи, сначала утверждают что доход в 5к/месяц, а к концу уже в сезон 1200-2500$ и то только в миллионниках. Концепция по всей видимости у вас не очень далеко ушла, вам бы посмотреть опыт в других странах. К примеру на Пхукете очень пользуются спросом VR гонки (автомобильное кресло, руль + шлем), стрелялки с пушками в руках, так же мне показались интересными кресла для 2х (аналог известные нам 5D фильмы что стоят в ТЦ), ну и самый интересный на мой взгляд был автомобиль, который при поворотах наклонялся. Конечно тут туристическая зона, другой спрос… Но как по мне VR пока одноразовая игрушка, не хочется еще и еще… А даже 30 минут поиграть — это уже серьезное испытание для вестибулярного аппарата)

    • Вы попробуйте HTC Vive в любом клубе вр, и тогда сразу получите ответ на все свои вопросы и по поводу 30 минут игры (что крайне мало, минимум надо брать 1 час), и по поводу вестибулярного аппарата. Да и вообщем поймете почему это лучше чем автомобиль и кресло 🙂

      А по поводу заголовка. Многие люди далёкие от бизнеса считают «прибыль» и «доход» синонимами. Но это не так.
      Доходом называются все средства, которые получает физическое или юридическое лицо, государство или организация, в течение определенного периода.

      Прибыль – это финансовый результат. Иными словами, это средства, которые остаются у физического/юридического лица после того, как из суммы, полученной в результате продажи продукта, вычитаются затраты на его изготовление и реализацию.

      Доход = Выручка за определенный период времени
      Прибыль = Доход – Расходы на изготовление и продажу

      Как то так.

    • хз, я не почувствовала никакого напряга в сторону вестибулярного аппарата, но когда ко мне вплотную подошла виртуальная хрень, стало действительно страшно :))
      Хожу в Cube раз в неделю, пока не надоело. После 2-х часов ощущения, как после хорошей тренировки — эмоциональная и физическая встряска. Это точно не одноразовая игрушка.

  • Молодцы! Только в статье написано про доход до $5000, а потом про до $2500 в милионниках — маленькая нестыковка.

    • Обратите внимание на то, что идет речь о доходе в $5000, а ниже в статье раскрывается прибыль от $1200-2500. Вы наверняка знаете в чем отличие этих двух экономических терминов)

  • А сколько стоит лицензировать 1 игру для такого клуба ? И требуется ли для VR устройств лицензия на использование в клубах ?
    У меня у самого PS VR и подтверждаю, что гонки — лучшая штука для VR в настоящий момент, остальное либо не интересно либо напряжно для вестибулярки

    • На сегодняшний день для Украины не выдвигается никаких строгих правил касаемых лицензирования контента со стороны разработчика, поэтому об этом вопросе можно не беспокоиться. А что каксается PS VR, гарнитуры Vive, Oculus и PS очень отличаются друг от друга, у каждой есть свои сильные стороны. Но в случае с бизнесом мы взяли фокус именно на Vive и на обслуживании гостей, которые приходят провести время в компании своих друзей, поэтому мы уверены, что наш формат клуба наиболее подходящий вариант для таких людей

  • На третій рік війни відкривати сторінку в ВК …

  • Странно.. тут написано, что в Харькове планируются открывать, а я уже 2-й месяц хожу стрелять в Cube 🙂 Это не ваша франшиза?

Поиск