Когда компаниям стоит инвестировать в обучение сотрудников, а когда – нет

5135

Корпоративное обучение – популярный тренд среди современных компаний. Считается, что оно помогает сплотить коллектив и повысить уровень его профессионализма. А это, в свою очередь, увеличивает конкурентоспособность на рынке. Но иногда тренинги и семинары совсем не приносят желаемых результатов. О том, как не выбросить деньги на ветер, недавно написал портал HBR. Редакция AIN.UA приводит сокращенный перевод статьи.

Согласно одному из недавних отраслевых отчетов, американские компании потратили более $90 млрд на развитие и обучение своего персонала в 2017 году. Рост по сравнению с 2016 годом составил 32,5%. В то время как эксперты отмечают важность и преимущества развития персонала (более конкурентная рабочая сила, уменьшение текучести кадров и активное вовлечение персонала), критики говорят о недостатке ощутимых результатов подобного рода инвестиций. В итоге, обе стороны в чем-то правы. Обучение очень полезно, но часто оно не приносит ожидаемых плодов, особенно если используется неправильно.

Многие руководители видят в развитии персонала панацею, которая поможет разрешить целый ряд проблем. Например, недавно одна крупная финансовая компания инвестировала в разработку курса для своих сотрудников, призванного научить персонал быстрее принимать решения и не ждать одобрения от босса, а выбирать собственную инициативу. Но, по большому счету, подобный тренинг – это не совсем то, что научит коллектив этой корпорации быть активнее.

Обучение – это мощное средство в том случае, когда у аудитории есть потребность в развитии того или иного навыка, или дефицит знаний. В такой ситуации грамотно разработанный курс с выстроенным контентом, подбором кейсов и оцениванием успеваемости даст свои результаты. Но проблема руководителей финансовой компании крылась совсем не в недостатке скиллов у сотрудников. Оказалось, что причин сложностей с организацией работы коллектива было сразу несколько:

  • неэффективный процесс принятия решений, в котором непонятно, кто и какие решения принимает;
  • власть, сконцентрированная только у топ-менеджмента;
  • отсутствие ожиданий принятия решений от сотрудников;
  • отсутствие технологии быстрого обмена информацией среди тех, кому она нужна для принятия решений.

Учитывая подобные системные проблемы, можно предположить, что обучение вряд ли принесло бы продуктивный и устойчивый результат. Кроме того, оно могло бы даже навредить.

Обучение – это следствие мышления, а не того, что именно преподается. Оно происходит в тот момент, когда сотрудники осознанно делают выбор в пользу нового образа поведения. Но если он не поддерживается руководителем, то эффекта не будет.

Ниже приведены 3 обязательные условия, которые нужно выполнить менеджменту компании, чтобы быть уверенным, что обучение не прошло впустую:

Наличие внутренней системы поддержки нового поведения сотрудников

Зачастую, как это и описано в примере выше, причина безынициативности персонала кроется не в отсутствии скиллов, а в том, что компания неправильно подошла к организации процесса принятия решений. Активное поведение сотрудников зависит от множества факторов, а именно: насколько понятно ведет себя руководство, как оно коммуницирует, каковы особенности корпоративных ценностей, разработана ли схема поощрений и т.д. До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, обучение не даст результата.

Готовность к изменениям

Важно, чтобы менеджмент компании не только делал попытки изменить что-то, но и был готов к новому формату работы. Обучение будет эффективным только в том случае, если руководство признает имеющиеся ошибки и работает над их исправлением.

Учебная программа должны вписываться в общую стратегию компании

Обучение без конечной цели, скорее всего, не будет стоить затраченных на него сил и средств. Кроме того, эта цель должна совпадать с общим вектором движения компании. Так, в одной из корпораций менеджмент принял решение провести семинар, который поможет персоналу избавиться от стресса и переутомления. Сотрудники оценили курс как интересный, но так и не внедрили его идеи на практике. Причина – неправильный подход руководителя, посчитавшего, что тренинг пойдет подчиненным на пользу, но игнорировавшего вопрос о том, почему они испытывают стресс на работе, и что можно с этим сделать с практической точки зрения.

Одним словом, если вы планируете инвестировать круглую сумму в обучение персонала, убедитесь, прежде всего, в том, что и вы, и компания готовы к потенциальным переменам. Если же вы в этом не уверены, не тратьте деньги зря.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск