«Мясо» из растительных компонентов (синонимы — plant-based meat, МРО) стремительно завоевывает кухни по всему миру. Причин две. Во-первых, у человечества есть проблемы с тем, чтобы обеспечить продовольствием более 7 млрд людей, и традиционным путем их не решить. Во-вторых, в развитых странах все больше людей сознательно отказываются от мяса или ограничивают его потребление — по индивидуальной рекомендации врача, ради бережного отношения к природе или по этическим соображениям.

Plant-based meat — стремительно растущая сфера производства продуктов питания, к которой присматривается все большее число инвесторов и фондов.

Насколько велик кусок пирога

Согласно исследованию Business Wire, рынок мясных заменителей в 2018 году составляет $4,63 млрд, а к 2023 году он достигнет $6,3 млрд. При этом, как сообщает Fast Company, за предыдущий год розничные продажи «мяса» на основе растительных ингредиентов выросли на 17%, хотя общий рост продаж продуктов питания составил только 2%. Среднегодовой рост всего сегмента plant-based meat составляет 5,8%.

Наиболее популярным plant-based-заменителем мяса все еще остается тофу, следующие по популярности продукты — темпе (ферментированный продукт из соевых бобов) и сейтан (продукт из пшеничного белка). Приобретают популярность в качестве сырья для заменителей мяса локальные растения. Скажем, в Австралии темпе все чаще готовят из местного растения — люпина (другое название — волчьи бобы).

По данным World’s Top Exports, Украина занимает 7 строчку в мировом рейтинге экспортеров сои и 6 место в рейтинге экспортеров пшеницы. Учитывая такие объемы, наша страна должна быть заинтересована в развитии индустрии plant-based meat — как на территории Украины, так и за ее пределами.

Почему будущее за «растительным мясом»

Генеральный директор Alphabet Эрик Шмидт на Milken Institute’s Global Conference заявил, что plant-based meat является одной из шести важнейших инноваций, которые улучшат жизнь человечества в десять раз в ближайшем будущем. Шмидта цитирует The Fortune. Растительное «мясо» сможет накормить высококачественным белком развивающийся мир, требуя гораздо меньше ресурсов и гораздо меньше загрязняя окружающую среду, чем обычное мясо.

Фунт «мяса» на растительных компонентах, по информации CB Insights, позволяет сэкономить 5500 литров воды, если сравнивать с выращиванием фунта традиционного животного мяса. Кроме того, производство заменителей мяса выделяет в атмосферу в 4,5 раз меньше парниковых газов. Вопрос только в снижении стоимости производства: сегодня plant-based meat почти в 12 раз дороже животного стейка.

Рост спроса на растительное «мясо» обусловлен несколькими факторами: все больше людей приходят к выводу, что чрезмерное потребление животного белка негативно сказывается на здоровье, а массовое производство, скажем, говядины — один из крупнейших виновников глобального потепления. Прибавим к этому достижения в области науки и техники, которые превратили альтернативы мяса из довольно сухих и безвкусных продуктов в полноценные блюда для гурманов.

Цель многих foodtech-компаний, производящих «мясо» на основе растительных компонентов, — сделать plant-based meat настолько вкусным, чтобы потребители предпочитали его традиционному животному аналогу из-за вкусовых качеств. И, похоже, все идет к этому: по данным Good Food Institute, около 12% домашних хозяйств в США уже выбирают альтернативы мяса на основе растительного белка.

Компании, меняющие представление об МРО

В целом, plant-based meat существует уже десятки лет, но осведомленность и активный спрос на него появились лишь в последние годы — благодаря компаниям Impossible Foods и Beyond Meat, которые сегодня, по инсайдерской информации, оцениваются в более чем $1 млрд каждая.

Такие оценки подтверждаются значительным спросом и масштабированием компаний:

  • Impossible Foods — продали 13 млн бургеров, продаются в более чем 5000 ресторанов, а также в 377 ресторанах быстрого питания White Castle в США.
  • Beyond Meat — продали 25 млн бургеров, продаются в 32 000 розничных точек, планируют запуск продаж в Европе в ближайшие месяцы, наняли J.P. Morgan, Goldman Sachs и Credit Suisse для проведения IPO в следующем году.

Impossible Foods использует молекулярную инженерию для создания растительного «мяса», которое пахнет и «кровоточит» как настоящее. Инженеры компании обнаружили молекулу животного белка, которая придает заменителям мяса настоящий «мясной» аромат. В августе этого года Impossible Foods закрыли раунд в $75 млн на расширение производства и стимулирование каналов сбыта. Компания объявила о расширении дистрибуции в университетских столовых, кафе в музеях и торговых центрах.

Сегодня основной продукт Impossible Foods — котлеты для гамбургеров, но компания ведет разработки по созданию заменителей свинины, ягнятины и морепродуктов.

У стартапа более $400 млн привлеченного капитала. Среди инвесторов стартапа — Open Philanthropy Project, Билл Гейтс, Khosla Ventures, Horizons Ventures, Сингапурский государственный фонд Temasek и китайская частная акционерная компания Sailing Capital.

Компания Beyond Meat из Калифорнии производит растительную колбасу, куриное «мясо» и самый популярный продукт — Beyond Burger, готовый гамбургер с котлетой на основе растительного белка.

Beyond Meat была основана в 2009 году и поддерживается Биллом Гейтсом и соучредителем Twitter Бизом Стоуном. В компанию уже инвестировали множество инвесторов и фондов: от Tyson New Ventures и Kleiner Perkins Caufield & Byers до Леонардо Ди Каприо. Общая сумма инвестиций за семь раундов, по данным CrunchBase, составляет $122 млн, включая последнюю сделку на $50 млн (в октябре).

16 ноября этого года Beyond Meat подали заявку на IPO для размещения акций на Nasdaq в размере $100 млн. Соответствующий документ можно найти на сайте SEC. По заявлению компании, чистая выручка за девять месяцев до 29 сентября 2018 года, составила $56,4 млн, что на 167% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Чистые убытки до 29 сентября 2018 года составили $22,4 млн.

Кто еще делает plant-based meat

Помимо указанных «первопроходцев» на рынке присутствуют две категории игроков: устоявшиеся «старые» компании с большими линейками продукции МРО и новые ранние emerging компании.

В первой категории происходит активная M&A-активность: Gardein (куплен крупным производителем консервированных и замороженных продуктов Pinnacle Foods в 2014 за $155 млн), Field Roast, LightLife Foods (обе компании купил крупный канадский игрок мясопереработки Maple Leaf Foods в 2017 году за $120 млн и $140 млн соответственно, вдобавок к поглощению Entomo Farms — производителя белка из сверчков), Quorn Foods куплены крупным филиппинским пищевым производителем Monde Nissin за $726 млн в 2015 году.

Из представителей второй категории можно выделить такие компании, как Good Dot, Sunfed Meats, Alpha Foods, Seattle Food Tech. Первые три, как и большинство остальных, имеют узкий локальный ФОКУС и В2С-модель, то есть выходят на рынок как «очередное МРО на полках магазинов», а последняя фокусируется на B2B.

Инвестирование в plant-based meat

В 2018 прогнозируется рост рынка на 24%, что в 12 раз выше роста рынка животного мяса. Высокие оценки игроков рынка и M&A-активность на рынке свидетельствуют о высоком инвестиционном интересе и потенциале рынка.   

В этом сегменте активно работают фонды New Crop Capital, Blue Horizon, Stray Dog Capital. Крупные фонды — Khosla Ventures ($3 млрд под управлением), Google Ventures ($2 млрд), Kleiner Perkins ($7,4 млрд) — инвестируют в индустрию, понимая неизбежность роста данного рынка и ожидая высоких ROI, а стратегические инвесторы (Tyson Foods, General Mills, Pinnacle Foods) активно участвуют в развитии рынка и готовятся к переменам в трендах потребления пищи.

Феномен диверсификации белка делает агропромышленность более конкурентной сферой. В конечном итоге это благоприятно влияет на финансовую устойчивость всей экосистемы.

Инвесторы оценивают риски, связанные с интенсивным производством и потреблением животных белков, а также берут во внимание возможности, которые приносит сдвиг в сторону альтернативных источников белка.

Стоит сказать, что сегодня инвесторы и фонды хотят не только увеличить капитал, но также заинтересованы в том, чтобы построить «этичный» портфель, который бы отвечал Целям устойчивого развития ООН. Об этом писал, например, приглашенный профессор Saïd Business School Оксфордского университета доктор Боб Экклз в своей колонке для Forbes. Инвестиции в plant-based meat считаются устойчивыми и социально значимыми.

Возможности и риски рынка

По словам исполнительного директора Good Food Institute Брюса Фридриха, инвестиции венчурных фондов и корпораций дают сегменту plant-based meat значительное ускорение. Однако, по его мнению, развитием сферы растительного «мяса» должны быть обеспокоены в первую очередь правительства. Фридрих приводит такие аргументы в пользу того, «дружественный планете белок» — стратегически важная область для человечества:

  • Замена классического животноводства на производство plant-based meat позволит правительствам добиться целей Парижского климатического соглашения.
  • Специальный корм и прививки скоту делают некоторые бактерии устойчивыми к антибиотикам, что может повлечь пандемию.
  • Реформация сельского хозяйства создаст новые рабочие места.
  • Страна, которая первой внедрит на общенациональном уровне plant-based-meat-промышленность, будет в авангарде следующей промышленной революции в сфере агро.

Стоит сказать, что некоторые страны уже финансируют разработки в направлении plant-based meat. Например, федеральная программа Канады инвестирует около $150 млн в plant-based пищевую промышленность, пишет VegNews.

Среди препятствий для отрасли — отсутствие открытых исследований для легкого доступа большего числа компаний на рынок и дефицит научных кадров. Однако многие инновационные отрасли в свое время сталкивались с подобными ограничениями, и надо полагать, индустрия plant-based meat сумеет их преодолеть.

Развитие plant-based meat индустрии — «win-win» стратегия для компаний, потребителей и инвесторов. Растущий спрос на МРО мотивирует стартапы изобретать новые технологии для оптимизации производства, а инвесторы с оптимизмом поддерживают перспективные компании в этой отрасли.

Мы в GR Capital видим интерес к теме plant-based meat (в том числе и со стороны украинского бизнеса), изучаем вопрос, общаемся с инвесторами и компаниями в этом направлении. Понимая перспективы индустрии, мы готовы работать над ее развитием. Возможно, вскоре договоримся с одним из проектов об инвестировании. И, конечно, будем рады поддержать его запуск в Украине.

Рост сегмента plant-based meat позитивно скажется на потреблении ресурсов (воды и почв, в первую очередь), а также даст потребителям более широкий ассортимент продуктов для здорового питания.

Автор: Денис Дмитренко, старший специалист венчурного фонда GR Capital