Опубликована внутренняя переписка Facebook: соцсеть шпионила за конкурентами, хотела незаметно собирать данные

8164

Руководству Facebook в этом году сильно не везет. Скандал с Cambridge Analyticа, слушания в Конгрессе, а теперь - еще и выложенные в публичный доступ 250 страниц внутренней переписки топ-менеджеров сети. Судя по содержанию писем, цели компании довольно далеки от романтических идеалов, о которых ее руководство говорит публично

Ранее эти документы фигурировали в судебной тяжбе между компанией Six4Three и Facebook. В Калифорнии доступ к документам был закрыт, однако британские законодатели получили эти же документы от основателя Six4Three, когда он посетил Британию в ноябре этого года. На днях парламентская Комиссия по цифровым технологиям, культуре, медиа и спорту, выложила документы в открытый доступ. Дэмьен Коллинз, председатель Комиссии, пояснил в твите, что публикация документов является полезной для общества:

«Уверен, есть значительная общественная заинтересованность в публикации этих документов. Они поднимают важные вопросы о том, как Facebook относится к пользовательским данным, об их политике работы с разработчиками и о том, как они пользуются своим монопольным положением на рынке социальных медиа». 

По его словам, еще одной причиной публикации этих документов стало то, что парламент не получил прямых ответов от Facebook по важным вопросам вроде защиты пользовательских данных. 

Сам документ — довольно объемный, приводим несколько ключевых выводов, которые можно сделать из его содержания: 

  • В компании существовали «белые списки» компаний, которым давали доступ к данным. В 2015 году Facebook начала менять свою политику доступа к данным друзей пользователей для сторонних разработчиков. Перед этим, когда пользователь загружал приложение, работавшее с Facebook API, оно потенциально могло собирать данные о его друзьях. Но даже когда сеть начала ограничивать это, в Facebook существовали «белые списки» компаний, для которых такой доступ оставался открытым, среди них — Airbnb, Netflix и Lyft. 
  • Цукерберг лично одобрил закрытие доступа к данным для конкурентов.  В 2013 году Twitter, один из крупнейших конкурентов Facebook, представил видеосервис Vine. Когда в нем регистрировались новые пользователи, у них была возможность подписаться на своих друзей из Facebook через Facebook API. Цукерберг лично одобрил решение одного из своих помощников закрыть для Vine возможность такой подписки. Один из сооснователей Vine Рус Юсупов написал в Twitter, что помнит этот день до сих пор. Через месяц Instagram ввел собственную функцию для постинга коротких видео, Vine закрылся в 2016 году. 
  • Facebook шпионил за конкурентами. В 2013 году компания купила аналитическую компанию Onavo, которая разработала сервис Onavo Protect. Его представляли пользователям, как решение для приватного браузинга. Он также собирал данные обо всех приложениях, которые чаще всего применял пользователь. Таким образом топ-менеджеры Facebook получали данные о работе конкурирующих приложений. В том числе, это касалось и прогнозов, к примеру, одно из апрельских писем 2013 года говорит о бурном развитии WhatsApp — эти данные получены из Onavo, десять месяцев спустя Facebook объявил о покупке WhatsApp.
  • Компания работала над способами собирать данные Android-пользователей так, чтобы они этого не замечали. В феврале 2015 компания собиралась выпустить апдейт для своего Android-приложения. После этого оно начало бы собирать логи SMS и звонков пользователей. По правилам приватности Android,компания должна была уведомить пользователей об этом, и дать им возможность выключить такой доступ. В результате команда придумала, как обновить приложение, чтобы не показывать пользователям всплывающее окно с предупреждением. 
  • Facebook рассматривал возможность продажи пользовательских данных. В 2012 году Марк Цукерберг обсуждал с коллегами возможность взимать оплату со сторонних разработчиков за доступ к пользовательским данным и за возможность собирать их через API. «Если мы так поступим, разработчики будут генерировать для нас прибыль различными способами, и для нас будет более приемлемо брать с них больше за использование платформы», — писал Цукерберг.  

В компании прокомментировали опубликованные письма, с заявлением выступил и основатель сети. В Facebook отмечают, что это — избирательная подборка, и поэтому «она рассказывает историю только с одной стороны, вне важного контекста». Цукерберг в своем заявлении еще раз подчеркнул, что компания никогда не продавала пользовательские данные и что она годами ФОКУСировалась на борьбе с приложениями, злоупотребляющими доступом к таким данным. 

Напомним, ранее сооснователь WhatsApp дал первое интервью после ухода из Facebook, в котором характеризует сделку с Facebook так: «В итоге я продал свою компанию… Я продал конфиденциальность своих пользователей в большей степени». 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск