Каждый пузырь сопровождается анекдотичной ситуацией — на пике стоимости кто-то заявляет о невозможности падения рынка. Во времена Великой депрессии этим человеком был экономист Ирвинг Фишер, говоривший о выходе стоимости акций «на вечное плато высоких цен» за несколько дней до коллапса и потери 89% стоимости. В 2007 и 2008 годах, оптимистические прогнозы нынешнего главы Национального экономического совета США Ларри Кудлова оказались невероятно неуместными – грянул кризис.
В пузыре 2017 года этот титул принадлежит Джону МакАффи, создателю компании McAfee LLC и верному криптовалютному евангелисту. В декабре 2017 года он писал, что при стоимости биткоина в $16 600 считать его пузырем — глупость. Спустя несколько дней, биткоин достиг цены в $19 511 перед началом невероятного падения. К началу декабря, криптовалюта потеряла 82% пиковой стоимости.
Bitcoin now at $16,600.00. Those of you in the old school who believe this is a bubble simply have not understood the new mathematics of the Blockchain, or you did not cared enough to try. Bubbles are mathematically impossible in this new paradigm. So are corrections and all else pic.twitter.com/go9v0w92zk
— John McAfee (@officialmcafee) December 8, 2017
Означает ли это смерть биткоина? Не обязательно. Криптовалюта уже переживала несколько предыдущих падений и обвалов. Например, в 2011 динамика была не намного лучше.
Также стоит отметить, что ранние инвесторы все равно пока что выходят в плюс — с начала 2017 года по нынешнее время они могли утроить вложенное. Если продали сбережения на пике цены, то чувствуют себя еще лучше в финансовом плане.
Однако для обычных инвесторов, которые не запрыгнули в лодку первыми, обвал биткоина должен стать хорошим уроком. Главный вывод здесь: финансовые пузыри реальны и они могут уничтожить ваши сбережения на жизнь, если не проявлять аккуратность.
Формально, пузырь — просто внезапный рост и неожиданное падение стоимости актива. Защитники гипотезы эффективного рынка аргументируют, что ценовые подвижки базируются на том, насколько инвесторы верят в реальную стоимость актива. В этом случае, непросто понять причину, по которой они так внезапно пересмотрели взгляды на долгосрочный заработок крупных компаний в 1929 году, или актуальность дотком-стартапов в 2000, или будущую стоимость жилья в 2007 году.
Точно так же нет ни одной очевидной причины, по которой биткоин считался валютой будущего в 2017 году, но сохранил всего 1/5 этой уверенности сегодня, в декабре 2018-го. Биткоин не подвинули конкуренты — основные альткоины еще сильнее просели в цене.
Регуляторы тоже не обрушились на монету — по факту, они скорее начали подстраиваться под новую технологию. Наконец, не случилось технических проблем. Да, биткоин-сеть подвергается перегрузкам, но эту проблема была очевидна задолго до обрушения стоимости.
Смит аргументирует, что вероятная причина роста биткоина — комбинация стадного инстинкта, цинических спекуляций и выхода на рынок множество слабо-информированных инвесторов. Таких людей, которые прогорели и наполнили интернет историями о растрате своих скромных жизненных сбережений.
Как избежать пузыря
Поймите, что гарантированных инвестиций не существует. Евангелисты биткоина говорили, что монета заменит фиатные деньги в качестве общемировой валюты. Этому предположению всегда не хватало аргументов.
Объекты с высокой волатильностью и высоким уровнем долгосрочной прибыли — плохая замена валюте. Их краткосрочные колебания затрудняют платежи. Например, никто не покупает пиццу в обмен на золотые слитки или акции Apple. Кроме того, криптовалютным технологиям нужно преодолеть вопросы безопасности и удобства пользования, чего они пока не добились.
Раз уже ничто не гарантирует прибыли, инвесторы должны диверсифицировать активы. Это нормально — вложить часть средств во что-то вроде биткоина, на случай подъема цены. Главное, не слишком увеличивать долю. Потенциальная угроза падения цены всегда перевешивает страх «вовремя не запрыгнуть в лодку».
В конце концов, пузырь биткоина может оказаться исключительно полезен для общества. Общее количество вовлеченных туда средств — а это несколько сотен миллиардов долларов — сравнительно невелико против пузырей 2000 и 2007 годов. Так что проблемы от разорений будут невелики. При этом опыт такого классического, идеального пузыря научит поколение миллениалов тому, что их предки узнали на гораздо более болезненном опыте. Если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, так обычно и бывает.