Каждому креативщику, в глубине души, хочется делать просто крутые вещи
арт-директор Banda Илья Почкун о рекламе, обучении и поездке в Канны
АВТОР: МИХАИЛ САПИТОН | ФОТО: АЛЕКСАНДР ЗАДНЕПРЯНЫЙ
Материал подготовлен при поддержке LG
Что это значит?
ИЛЬя ПОЧКУн

Арт-директор Banda Agency
Работал в агентствах Saatchi & Saatchi, Ekonomika+, Fedoriv. Сотрудничал с Concert.ua, «Епікур», Rozetka, Bodo, Borjomi, Boosh Boosh, Dirol, Softserve, ПУМБ.
За картиной всегда стоит художник, за фильмом — режиссер, за песней — исполнитель. Но о тех, кто создает рекламные кампании и меняет бренды, в широких кругах знают намного меньше людей. Редакция AIN.UA поговорила с арт-директором агентства Banda Ильей Почкуном.

В свои 22 года он успел бросить обучение в университете, закрепиться в рекламной индустрии, поработать над самыми громкими ребрендингами в Украине и посоревноваться за победу на каннском конкурсе молодых креативщиков. Илья рассказал, как прошел путь от сотрудника сети быстрого питания до человека, стоящего за сложнейшими креативными проектами.
Илья тестировал монитор LG 38WK95C. Это модель с диагональю 38 дюймов, соотношением сторон 21:9 и разрешением QHD+. У монитора безрамочный дизайн и корпус с использованием алюминия. IPS-дисплей имеет яркость до 300 кд/м², контрастность 1000:1, время реакции — до 5 мс. Это делает его универсальным устройством, которое одинаково хорошо подходит как для креативной работы, так и для просмотра контента. Кроме того, у LG 38WK95C изогнутая панель. Это минимизирует отвлечения по периферии и помогает лучше воспринимать информацию. Поддерживается подключение по HDMI, DisplayPort и USB-C (c возможностью зарядки ноутбука до 60 Вт).
Расскажи, в чем суть работы арт-директора? Что это за специалист?
Если честно, за 4 года работы я для себя так и не определил, в чем заключается суть профессии. У каждого свой подход к выполнению обязанностей — поэтому «типичный день» арт-директора описать невозможно, это сильно зависит от направления работы.

В рекламе ты — креативщик, придумываешь вместе с копирайтером идеи и отвечаешь за визуальную часть проекта. То есть, нужно сопровождать съемки, комментировать внешний вид материалов, качество анимации.
BODO, Fedoriv, 2018
Как ты пришел в профессию?
Я поступил в КПИ, на факультет «Реклама и связи с общественностью». Учеба мне не нравилась — мы все знаем, как обычно обучают в наших университетах. Помимо обучения, я еще подрабатывал в сети Vegano Hooligano: крутил фалафели, стоял на стендах «Уличной еды».

Однажды мне позвонил директор сети и сказал, что нужно приехать и сделать какое-то нереальное количество печенья за ночь. Я приехал, мы разговорились. Он когда-то уже работал арт-директором и заодно рассказал мне, в чем заключается профессия: придумываешь, рисуешь, создаешь ролики. Мне стало понятно, что это какая-то идеальная занятость — именно то, чем я хочу заниматься.

Тогда как раз открылась KAMA, Киевская академия медиа-искусств. Я стал выпускником первого набора по направлению Art Direction, и пошел стажироваться в агентство Saatchi & Saatchi.
Из университета меня к тому времени выгнали

Что больше всего ценишь в своей работе?
Возможность делать что угодно. Когда ты работаешь дизайнером — делаешь дизайн. Фотографом — занимаешься снимками. Режиссером — снимаешь ролики. В арт-дирекшне все не так просто, ты занимаешься всем: делаешь видео, сотрудничаешь с фотографами, дизайнишь, придумываешь digital-активации (рекламная кампания, ориентированная на конкретные задачи — прим.ред). Это возможность креативить в разных сферах.

Не нужно быть творческим только в фотографии и посвящать этому жизнь. Главное — придумывать идеи, а реализовать их можно совершенно по-разному. Никакая другая сфера такой свободы не дает.
STEM-школа Inventor, Fedoriv, 2018
Что насчет ключевых сложностей и вызовов?
Каждому креативщику, в глубине души, хочется делать просто крутые вещи. Но в действительности мы не вольные художники. Мы занимаемся не искусством, а его коммерциализацией во имя работы бизнеса и прибыли.
Не всегда сделать интересно и классно — то же самое, что сделать эффективно или помочь бренду увеличить продажи
Всегда есть конфликт. Хоть и можно делать что угодно, но существует множество маркетинговых ограничений. Иногда с этим сложно смириться.

Но за короткое время работы ты быстро выстраиваешь рабочие фильтры. Начинаешь понимать, что подойдет этому бренду, а что будет неуместно. Разрабатываешь правила, по которым играешь. Это нужно каждому креативщику, потому что быть в состоянии свободного полета фантазии попросту невозможно.
Какие качества обязательны для хорошего креативщика?
Чувство вкуса. Креатив — это не логическая штука. Его нельзя классифицировать на «классный» и «не классный» всегда используя простые логические аргументы. Иногда нужно просто чувствовать, что ты в действительности придумал. Внутреннее ощущение красоты просто необходимо, без него никак.
Технические навыки. Арт-директор не изучает какую-то область вглубь — например, фотографию. Нет, нужно просто научиться выдавать идеальный результат. Нужно знать, как сделать что-то лучше в любом проекте. Для этого требуется умение работать руками, содержательно комментировать.
Понимание маркетинга. Нельзя только рисовать постеры. Знание основ маркетинга поможет контролировать себя в креативе.
У каждой профессии есть своя область профдеформации. Как у тебя с этим?
Я уже не могу смотреть на рекламу с точки зрения потребителя. Начинаешь осмысливать ее намного глубже, упуская из виду общую картину. Иногда после просмотра рекламы ты восхищаешься гениальными мыслями авторов. Но в итоге осознаешь, что никто другой этого не поймет — о посылах нужно задумываться специально.

Есть проекты, которыми ты гордишься? Почему?
Есть! Например, мы делали ребрендинг билетного оператора Concert.ua. Создавали новый дизайн, ролики, сменили сайт, наладили структуру бизнеса. Этот кейс понравился тем, что было понятно — это успех на 100%. У заказчика выросли бизнес-показатели и узнаваемость на рынке.

Кроме того, часто гордишься не большими проектами, а маленькими достижениями. Например, бренд японской косметики Boosh Boosh однажды предложил создать пресс-релиз нового средства в виде газеты в японском стиле. Провели фотосессию с певицей Луной, написали текст рассылки. Я сверстал из этого такую страшную японскую газету: с разными шрифтами, странными оборотами, судоку, маленькой подборкой хайку, вырезным купоном.
Сoncert.ua, Fedoriv, 2017
Такая небольшая затея, всего на пару дней, часто дает больше всего удовлетворения от работы
Ты всегда оцениваешь успешность рекламы бизнес-показателями?
Многие рекламные кампании сложно оценивать в долгосрочной перспективе. Например, отснятый ролик действительно может подстегнуть продажи — но в момент трансляции. Если же у тебя кампания, где регулярные проекты создаются в рамках единой стратегии, то они отстраивают целосный бренд в головах людей. И это дает больше результов, чем просто набор разных роликов, которые хотят продать здесь и сейчас. Но для этого нужно время и сложно оценить на сколько это выйдет с первой кампании.

А креативщики, конечно, так или иначе оценивают свою работу по качеству — насколько это им нравится и «заходит». Но правильнее, безусловно, оценивать по бизнес-показателям.

Другое дело, что не всегда понятно, насколько сильно влияние креатива в рекламной кампании.

Любой креатив можно «вытащить» широчайшим медийным присутствием
Если потратить много денег — то реклама сработает. Но тогда будет сложнее понять, насколько хорошо потрудился ты.
Boosh Boosh, Илья Почкун, 2018
Как сегодня стать арт-директором, что ты советуешь?
Я советую всем просто брать и отправляться на стажировку. Конечно, можно пройти какие-то курсы. В конце концов, нужны базовые знания программ вроде Photoshop. Плюс, курсы полезны, если в интернете ты учиться не способен. У меня именно такая проблема.
Но большего не нужно — остальному научат на работе. Высшее образование сейчас никак не влияет на попадание в рекламную индустрию. Да, многие приходят в рекламу через школы KAMA или Projector. Но у меня есть примеры друзей, которые просто отправились на стажировку, учась в университете. Рекомендую делать то же самое.
В этом году ты ездил на конкурс Young Lions в рамках фестиваля «Каннские львы». Как это произошло?
Это конкурс для молодых креативщиков до 30-ти лет. Чтобы туда попасть, нужно выиграть конкурс в своей стране. Обычно это открытый конкурс, но в этом году украинский клуб арт-директоров пошел иным путем — они организовали «Школу молодых львов».

Мы с моим коллегой, копирайтером Романом Гурбановым, взялись участвовать и победили в отборе. Призом была поездка на фестиваль Eurobest в Лондон, а также попадание в саму школу. В Лондоне взять победу не удалось, мы вернулись на занятия в «Школу молодых львов».

Там регулярно выдавали задания, которые нужно было выполнить за сутки. Потом жюри собиралось и разбирало качество материалов. Мы победили в номинациях Print и Design, выбрали Print и отправились в Канны.

В самих Каннах все было тоже непросто. Нам дали бриф от организации Creative Spirits. Она занимается трудоустройством людей с особенностями развития — на общих началах, а не через льготы или выделенные места. Creative Spirits находят людей, изучают их сильные стороны, помогают сделать резюме и подготовиться к собеседованию. Потом человек в равной конкуренции соревнуется за должность.

Мы сделали свой вариант принт-продукции. Думали, что имеем шансы на успех — но проиграли и очень расстроились, особенно на фоне других работ. Потом, на встрече с жюри, можно было узнать детальное мнение о проектах. Оказалось, что наша работа соревновалась за третье место с Нидерландами, а жюри просило организаторов фестиваля о возможности дать две бронзы. Мы были близки к победе, а получили четвертое место — и кто нам теперь поверит? (смеется)
Какие гаджеты сопровождают тебя в течении рабочего дня?
У меня 15-дюймовый MacBook Pro, к нему подключаю графический планшет. Раньше работал за iMac или ПК, но со временем это стало неудобно. Арт-директору нужна мобильность, чтобы взять с собой компьютер на брейншторм или встречу. Поэтому я перешел на лэптоп.

Но там уже не хватает размера экрана. Если в Photoshop или Illustrator рисовать еще можно, то заниматься 3D-графикой или работать в After Effects очень сложно. Интерфейс этих программ требует больше места, там больше информационных панелей.

Мне кажется, что для арт-директора ноутбук и качественный монитор — идеальная комплектация.
Как тебе LG 38WK95C в работе?
Поначалу было забавно — я даже не знал, что такие мониторы существуют. Очень помогает то, что благодаря широкому формату, 38WK95C заменяет собой два обычных монитора. В одном окне можно без проблем запустить рабочую программу (например, Photoshop), рядом открыть Finder для поиска файлов, браузер или другой необходимый инструмент. Это очень удобно и ускоряет темп работы.
Кроме того, мне наконец-то хватает места для 3D-моделинга — такого не было даже на 27-дюймовом iMac. Теперь могу вывести все необходимые окна. Работа стала проще и легче.
Арт-дирекшн — это возможность не только придумывать идеи, но и воплощать их в жизнь. Как именно — посредством фотографии, текста или даже 3D-моделинга — зависит только от арт-директора.
Каждому креативщику, в глубине души, хочется делать просто крутые вещи
арт-директор Banda Илья Почкун о рекламе, обучении и поездке в Канны
АВТОР: МИХАИЛ САПИТОН
ФОТО: АЛЕКСАНДР ЗАДНЕПРЯНЫЙ
Материал подготовлен при поддержке LG
Что это значит?
Илья Почкун
Арт-директор Banda Agency

Работал в агентствах Saatchi & Saatchi, Ekonomika+, Fedoriv. Сотрудничал с Concert.ua, «Епікур», Rozetka, Bodo, Borjomi, Boosh Boosh, Dirol, Softserve, ПУМБ.
За картиной всегда стоит художник, за фильмом — режиссер, за песней — исполнитель. Но о тех, кто создает рекламные кампании и меняет бренды, в широких кругах знают намного меньше людей. Редакция AIN.UA поговорила с арт-директором агентства Banda Ильей Почкуном.

В свои 22 года он успел бросить обучение в университете, закрепиться в рекламной индустрии, поработать над самыми громкими ребрендингами в Украине и посоревноваться за победу на каннском конкурсе молодых креативщиков. Илья рассказал, как прошел путь от сотрудника сети быстрого питания до человека, стоящего за сложнейшими креативными проектами.
Илья тестировал монитор LG 38WK95C. Это модель с диагональю 38 дюймов, соотношением сторон 21:9 и разрешением QHD+. У монитора безрамочный дизайн и корпус с использованием алюминия. IPS-дисплей имеет яркость до 300 кд/м², контрастность 1000:1, время реакции — до 5 мс. Это делает его универсальным устройством, которое одинаково хорошо подходит как для креативной работы, так и для просмотра контента. Кроме того, у LG 38WK95C изогнутая панель. Это минимизирует отвлечения по периферии и помогает лучше воспринимать информацию. Поддерживается подключение по HDMI, DisplayPort и USB-C (c возможностью зарядки ноутбука до 60 Вт).
Расскажи, в чем суть работы арт-директора? Что это за специалист?
Если честно, за 4 года работы я для себя так и не определил, в чем заключается суть профессии. У каждого свой подход к выполнению обязанностей — поэтому «типичный день» арт-директора описать невозможно, это сильно зависит от направления работы.

В рекламе ты — креативщик, придумываешь вместе с копирайтером идеи и отвечаешь за визуальную часть проекта. То есть, нужно сопровождать съемки, комментировать внешний вид материалов, качество анимации.
BODO, Fedoriv, 2018
Как ты пришел в профессию?
Я поступил в КПИ, на факультет «Реклама и связи с общественностью». Учеба мне не нравилась — мы все знаем, как обычно обучают в наших университетах. Помимо обучения, я еще подрабатывал в сети Vegano Hooligano: крутил фалафели, стоял на стендах «Уличной еды».

Однажды мне позвонил директор сети и сказал, что нужно приехать и сделать какое-то нереальное количество печенья за ночь. Я приехал, мы разговорились. Он когда-то уже работал арт-директором и заодно рассказал мне, в чем заключается профессия: придумываешь, рисуешь, создаешь ролики. Мне стало понятно, что это какая-то идеальная занятость — именно то, чем я хочу заниматься.

Тогда как раз открылась KAMA, Киевская академия медиа-искусств. Я стал выпускником первого набора по направлению Art Direction, и пошел стажироваться в агентство Saatchi & Saatchi.
Из университета меня к тому времени выгнали
Что больше всего ценишь в своей работе?
Возможность делать что угодно. Когда ты работаешь дизайнером — делаешь дизайн. Фотографом — занимаешься снимками. Режиссером — снимаешь ролики. В арт-дирекшне все не так просто, ты занимаешься всем: делаешь видео, сотрудничаешь с фотографами, дизайнишь, придумываешь digital-активации (рекламная кампания, ориентированная на конкретные задачи — прим.ред). Это возможность креативить в разных сферах.

Не нужно быть творческим только в фотографии и посвящать этому жизнь. Главное — придумывать идеи, а реализовать их можно совершенно по-разному. Никакая другая сфера такой свободы не дает.
STEM-школа Inventor, Fedoriv, 2018
Что насчет ключевых сложностей и вызовов?
Каждому креативщику, в глубине души, хочется делать просто крутые вещи. Но в действительности мы не вольные художники. Мы занимаемся не искусством, а его коммерциализацией во имя работы бизнеса и прибыли.
Не всегда сделать интересно и классно — то же самое, что сделать эффективно или помочь бренду увеличить продажи
Всегда есть конфликт. Хоть и можно делать что угодно, но существует множество маркетинговых ограничений. Иногда с этим сложно смириться.

Но за короткое время работы ты быстро выстраиваешь рабочие фильтры. Начинаешь понимать, что подойдет этому бренду, а что будет неуместно. Разрабатываешь правила, по которым играешь. Это нужно каждому креативщику, потому что быть в состоянии свободного полета фантазии попросту невозможно.
Какие качества обязательны для хорошего креативщика?
Чувство вкуса. Креатив — это не логическая штука. Его нельзя классифицировать на «классный» и «не классный» всегда используя простые логические аргументы. Иногда нужно просто чувствовать, что ты в действительности придумал. Внутреннее ощущение красоты просто необходимо, без него никак.

Технические навыки. Арт-директор не изучает какую-то область вглубь — например, фотографию. Нет, нужно просто научиться выдавать идеальный результат. Нужно знать, как сделать что-то лучше в любом проекте. Для этого требуется умение работать руками, содержательно комментировать.

Понимание маркетинга.
Нельзя только рисовать постеры. Знание основ маркетинга поможет контролировать себя в креативе.
У каждой профессии есть своя область профдеформации. Как у тебя с этим?

Я уже не могу смотреть на рекламу с точки зрения потребителя. Начинаешь осмысливать ее намного глубже, упуская из виду общую картину. Иногда после просмотра рекламы ты восхищаешься гениальными мыслями авторов. Но в итоге осознаешь, что никто другой этого не поймет — о посылах нужно задумываться специально.
Есть проекты, которыми ты гордишься? Почему?
Есть! Например, мы делали ребрендинг билетного оператора Concert.ua. Создавали новый дизайн, ролики, сменили сайт, наладили структуру бизнеса. Этот кейс понравился тем, что было понятно — это успех на 100%. У заказчика выросли бизнес-показатели и узнаваемость на рынке.

Кроме того, часто гордишься не большими проектами, а маленькими достижениями. Например, бренд японской косметики Boosh Boosh однажды предложил создать пресс-релиз нового средства в виде газеты в японском стиле. Провели фотосессию с певицей Луной, написали текст рассылки. Я сверстал из этого такую страшную японскую газету: с разными шрифтами, странными оборотами, судоку, маленькой подборкой хайку, вырезным купоном.
Такая небольшая затея, всего на пару дней, часто дает больше всего удовлетворения от работы
Сoncert.ua, Fedoriv, 2017
Ты всегда оцениваешь успешность рекламы бизнес-показателями?
Многие рекламные кампании сложно оценивать в долгосрочной перспективе. Например, отснятый ролик действительно может подстегнуть продажи — но в момент трансляции. Если же у тебя кампания, где регулярные проекты создаются в рамках единой стратегии, то они отстраивают целосный бренд в головах людей. И это дает больше результов, чем просто набор разных роликов, которые хотят продать здесь и сейчас. Но для этого нужно время и сложно оценить на сколько это выйдет с первой кампании.

А креативщики, конечно, так или иначе оценивают свою работу по качеству — насколько это им нравится и «заходит». Но правильнее, безусловно, оценивать по бизнес-показателям.

Другое дело, что не всегда понятно, насколько сильно влияние креатива в рекламной кампании.

Любой креатив можно «вытащить» широчайшим медийным присутствием
Если потратить много денег — то реклама сработает. Но тогда будет сложнее понять, насколько хорошо потрудился ты.
Boosh Boosh, Илья Почкун, 2018
Как сегодня стать арт-директором, что ты советуешь?
Я советую всем просто брать и отправляться на стажировку. Конечно, можно пройти какие-то курсы. В конце концов, нужны базовые знания программ вроде Photoshop. Плюс, курсы полезны, если в интернете ты учиться не способен. У меня именно такая проблема.

Но большего не нужно — остальному научат на работе. Высшее образование сейчас никак не влияет на попадание в рекламную индустрию. Да, многие приходят в рекламу через школы KAMA или Projector. Но у меня есть примеры друзей, которые просто отправились на стажировку, учась в университете. Рекомендую делать то же самое.
В этом году ты ездил на конкурс Young Lions в рамках фестиваля «Каннские львы». Как это произошло?
Это конкурс для молодых креативщиков до 30-ти лет. Чтобы туда попасть, нужно выиграть конкурс в своей стране. Обычно это открытый конкурс, но в этом году украинский клуб арт-директоров пошел иным путем — они организовали «Школу молодых львов».

Мы с моим коллегой, копирайтером Романом Гурбановым, взялись участвовать и победили в отборе. Призом была поездка на фестиваль Eurobest в Лондон, а также попадание в саму школу. В Лондоне взять победу не удалось, мы вернулись на занятия в «Школу молодых львов».

Там регулярно выдавали задания, которые нужно было выполнить за сутки. Потом жюри собиралось и разбирало качество материалов. Мы победили в номинациях Print и Design, выбрали Print и отправились в Канны.

В самих Каннах все было тоже непросто. Нам дали бриф от организации Creative Spirits. Она занимается трудоустройством людей с особенностями развития — на общих началах, а не через льготы или выделенные места. Creative Spirits находят людей, изучают их сильные стороны, помогают сделать резюме и подготовиться к собеседованию. Потом человек в равной конкуренции соревнуется за должность.

Мы сделали свой вариант принт-продукции. Думали, что имеем шансы на успех — но проиграли и очень расстроились, особенно на фоне других работ. Потом, на встрече с жюри, можно было узнать детальное мнение о проектах. Оказалось, что наша работа соревновалась за третье место с Нидерландами, а жюри просило организаторов фестиваля о возможности дать две бронзы. Мы были близки к победе, а получили четвертое место — и кто нам теперь поверит? (смеется)
Какие гаджеты сопровождают тебя в течении рабочего дня?
У меня 15-дюймовый MacBook Pro, к нему подключаю графический планшет. Раньше работал за iMac или ПК, но со временем это стало неудобно. Арт-директору нужна мобильность, чтобы взять с собой компьютер на брейншторм или встречу. Поэтому я перешел на лэптоп.

Но там уже не хватает размера экрана. Если в Photoshop или Illustrator рисовать еще можно, то заниматься 3D-графикой или работать в After Effects очень сложно. Интерфейс этих программ требует больше места, там больше информационных панелей.

Мне кажется, что для арт-директора ноутбук и качественный монитор — идеальная комплектация.
Как тебе LG 38WK95C в работе?
Поначалу было забавно — я даже не знал, что такие мониторы существуют. Очень помогает то, что благодаря широкому формату, 38WK95C заменяет собой два обычных монитора. В одном окне можно без проблем запустить рабочую программу (например, Photoshop), рядом открыть Finder для поиска файлов, браузер или другой необходимый инструмент. Это очень удобно и ускоряет темп работы.
Кроме того, мне наконец-то хватает места для 3D-моделинга — такого не было даже на 27-дюймовом iMac. Теперь могу вывести все необходимые окна. Работа стала проще и легче.
Арт-дирекшн — это возможность не только придумывать идеи, но и воплощать их в жизнь. Как именно — посредством фотографии, текста или даже 3D-моделинга — зависит только от арт-директора.
© 1999-2018 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками "Новости компаний" и PR публикуются на правах рекламы.