История Ники Лауда — от гоночных треков к взлетным полосам
В 2004 году миллиардер хорватского происхождения Ронни Печик основал авиакомпанию Amira Air. Она поставляла самолеты для чартерных рейсов представительских компаний, обслуживающих европейские и международные направления.
В начале 2016 года у компании сменился владелец. Amira Air выкупил Андреас «Ники» Лауда. Во сколько обошлась покупка, Ники не признавался, говоря лишь, что это была «очень дорогая сделка».
Сам Андреас Лауда — бывший трехкратный чемпион «Формулы-1», выступавший за Ferarri и McLaren в 70-80-х годах. В 1976 году, на Гран-при Германии в Нюрнберге, Лауда угодил в серьезную аварию. Гонщик едва не сгорел заживо в болиде, получив серьезные ожоги лица, головы и рук, а также отравившись дымом. Первые четыре дня после катастрофы Лауда лежал в коме, однако спустя 40 дней отправился на новое гран-при в итальянский Монца.
В 2013 году о том, как Лауда пытался отстоять чемпионский титул в противостоянии с Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года сняли фильм «Гонка». Картина получила две номинации на «Золотой глобус».
После провального сезона 1979 года за команду «Брэбем», Андреас решил завершить карьеру гонщика и заняться бизнесом, реализовав свое давнее увлечение авиацией. Так, в 1979 году он основал авиакомпанию Lauda Air, а в 2003 году — Niki.
От банкротства к Ryanair
Оба бизнеса (Lauda Air и Niki) к моменту, когда Лауда купил Amira Air, сменили владельца. Еще в 90-х, на фоне замедления развития пассажирских авиаперевозок в Европе, Ники продал значительную долю в Lauda Air в пользу Austrian Airlines — австрийской дочки Lufthansa. Основанная в 2003 году Niki появилась на базе поглощенной Aero Lloyd Austria, а к 2011 году прошла процедуру слияния с Air Berlin. Но у немецкого авиаперевозчика дела тоже не ладились — после серии неудачных сделок по продаже бизнеса, Air Berlin прошла процедуру банкротства.
Вслед за материнским предприятием, подалась на банкротство и Niki. Планы на покупку фирмы оглашала Lufthansa и британская IAG, однако обе сделки последовательно прогорели из-за антимонопольных претензий. Известно, что британцы из IAG предлагали за Niki, с ее флотом из 20 Airbus SE A321, около 20 млн евро «чистыми» деньгами и около 16 млн евро в форме капитальных инвестиций. Но спас бизнес в январе 2018 года сам Лауда.
После приобретения Amira Air в 2016 году, Лауда провел ребрендинг проекта — перевозчик получил характерное название LaudaMotion. Поначалу компания занималась чартерными деловыми перелетами на бизнес-джетах. Затем, в январе 2018 года, Laudamotion поглотила неприбыльную Niki и переквалифицировалась в авиаперевозчика-лоукостера. По итогам слияния и оптимизации, новая компания получила флот из 15 самолетов. Ориентировочная сумма сделки — 25 млн евро.
Уже через месяц, 20 марта, ирландский лоукостер Ryanair объявил о покупке 24,5% акций LaudaMotion с возможностью повышения своей доли до 75% при одобрении антимонопольным комитетом. Сумма изначального контракта составила 50 млн евро. Еще 50 млн Ryanair обязалась потратить за первый год на поддержание бизнеса. Цель Ryanair — достичь прибыльности к третьему году эксплуатации и собрать парк из 30 самолетов. Это всего второе официальное поглощение в истории дублинского лоукостера. Предыдущее — покупка британского Buzz у KLM в 2003 году — закончилось закрытием купленного бизнеса спустя год. С тех пор Ryanair безуспешно торговалась за ирландскую Aer Lingus и немецкую Air Berlin.
Уже в августе Ryanair выкупила свои 75% в LaudaMotion и заявил о расширении парка AirBus с 9 до 18 самолетов. Причем старые машины использовать не будут, к лету 2019 года LaudaMotion получит 18 новых Airbus. К слову, сам Лауда вошел в совет директоров LaudaMotion и занимается перестройкой бизнеса поглощенной Niki.
Что LaudaMotion предлагает украинцам
Киев — одно из 9 новых направлений для LaudaMotion. Помимо аэропорта «Борисполь», авиаперевозчик с начала 2019 года начнет летать в Марракеш, Штутгарт и на греческие курорты Ираклион, Родос, Кос, Корфу, Миконос и Закинтос.
Билеты на рейс «Вена-Борисполь» продаются на сайте Ryanair по цене от 9,99 евро. Полеты будут совершаться 5 дней в неделю: по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и субботам. Средняя цена оператора по другим направлениям составит 19,99 евро.
В стоимость билета включен провоз двух единиц ручной клади. Меньшую (до 35 х 20 х 20 см) можно взять с собой в салон, а сумку побольше (до 55 х 40 х 20 см) разрешено бесплатно сдать в багажный отсек. Оплатив услугу Priority, на борт позволять пронести обе клади. Стоимость при онлайн-заказе составит 6 евро, в аэропорту — 8 евро. Более детально с условиями авиаперевозок можно ознакомиться на сайте и в таблице сборов.