Киевский Подол. В двухэтажном старом доме за огромным столом, размером во всю комнату, трудится десять человек за компьютерами. На стене висит не менее огромная доска, вся исписанная именами клиентов и названиями изданий, в которых скоро они получат публикацию. Приглядываться не приходится: каждый журнал или онлайн-медиа — известный на весь мир бренд. Для того, чтобы публикация состоялась, и трудится большая команда под названием Public Kitchen.

Public Kitchen-1

Евгения Cкибина и Анастасия Ивченко. Фото: Антон Кулаковский.

Основатели компании — 25-летняя Анастасия Ивченко и 27-летняя Евгения Cкибина. Ранее они работали в пиаре и маркетинге украинских компаний наемными PR-менеджерами, но чуть более года назад решили, что было бы неплохо запустить свое дело. Опыт был, навыки общения с прессой местной и западной — тоже. По ощущениям, клиенты также были готовы платить за качественный пиар: по-настоящему сильных местных агентств, работающих с иностранной прессой и инфлюенсерами в Украине нет.

Предположение оказалось верным. Агентство с первого дня основания начало зарабатывать, выстроилась очередь из клиентов. Основная цель Ивченко и Скибиной на ближайшее будущее — стать ведущим агентством в сфере fashion и lifestyle в Восточной Европе. Все возможности для этого у них есть.

***

Ивченко – киевлянка. Со школы планировала пойти в университет им. Шевченка на кафедру пиара. Вариант был только один — поступить на бюджет, так как оплачивать дорогое обучение не было возможности. Все экзамены Ивченко успешно сдала. Первая работа появилась на втором курсе, молодая студентка занималась журналистикой в издательском доме «Вавилон». На магистратуре Ивченко уже не училась — не было необходимости.

Карьеру журналиста решила не строить. В какой-то момент она поняла, что быть журналистом не хочет, как и писать. После длительного перерыва дело нашлось в другой сфере. Близкая подруга Катерина Зубарева, одна из двух основателей бренда Sleeper, запустила свою компанию. Ивченко предложила себя на роль ответственного за коммуникацию. «Не зря же я в университете провела четыре года», — смеется Ивченко.

У вчерашней студентки были знания, но практика – это другое дело. К тому же, не было у кого поучиться: специалисты нужно уровня на рынке отсутствовали. Днем девушка писала релизы в прессу на нескольких языках, вечером собирала базу журналистов и редакторов иностранных СМИ, кому новости о бренде могут быть интересны. Бессонные ночи дали свой результат: об украинской компании написали The New York Times и The Guardian, появились публикации в Vogue. В какой-то момент стало очевидно, что есть потолок, в который Ивченко уперлась. С брендом, в котором она выросла, разошлись без обид: все понимали, что ей пора двигаться дальше.

Следующим этапом, как понимала Ивченко, должно было стать собственное агентство: другого бренда, на который ей хотелось работать, в стране не было. «Я хотела сделать свою большую историю», — резюмирует теперь уже основательница Public Kitchen.

***

Евгения Скибина родилась в Днепре. За высшим образованием отправилась в Киев, поступив в КНУ им. Шевченка на экологию. «Я действительно планировала строить свою карьеру как эколог», — говорит Скибина. На что она могла рассчитывать? Студенткой она изучала продажу квот на выброс вредных веществ Украиной другим странам и искала соответствующую интернатуру. Но, как оказалось, никто не хочет работать со вчерашним студентом, брать его на стажировку и обучать.

Работа нашлась в другом направлении — fashion, где она занималась пиаром. Как девушка из эколога попала в новую для себя сферу? Еще в студенческие годы она вела свой блог о моде, сотрудничала с магазинами и брендами. «Мне было понятно, как делать локальный пиар», — рассказывает Скибина. Следующие несколько лет она проработала в маркетинге Asthik (и смежных монобрендах) и Helen Marlen Group.

«Это была мечта — поработать в крупнейшем люксовом ритейлере страны», – вспоминает Скибина о работе в Helen Marlen: она отвечала за офлайн-активности и спецпроекты, занималась рекламой и организацией событий в магазинах сети. «Там все работают по 10 лет. У тебя есть свобода действий, ты сам принимаешь решения и сам же отвечаешь за результат, – рассказывает Скибина, которой в будущем этот опыт сильно помог. – Но у меня появились личные амбиции».

Public Kitchen

Ивченко и Скибина, которые не были большими друзьями, но проводили время в одной компании, вместе с друзьями уехали в Одессу на майские. После дня на пляже девушки, выпив вина, пошли гулять. Во время разговора оказалось, что их цели сходятся: имея хорошую работу, каждой из них хотелось двигаться дальше. «Как-то так получилось, что просто рассуждая, мы на словах выстроили структуру агентства и поделили сферы ответственности», — смеется Скибина. «И даже по цифрам прикинули, сколько нам нужно. Сидя у Оперного в Одессе, составили черновик бизнес-плана. — добавляет Ивченко. — Хотя тогда это казалось нереальным и смешным».

Спустя полгода появилось агентство Public Kitchen.

«После нашего разговора я поняла, что думаю только об агентстве. Стало ясно, что тянуть больше некуда», — вспоминает Ивченко. В начале сентября Скибина взялась считать расходы, составлять списки необходимых для старта документов, а также других вещей: айдентика, сайт, сотрудники и офис. Обсудив все вопросы, девушки оставили свои работы и стали партнерами. Стартовать помогло и то, что обе любят цифры больше творчества и четко понимали, во что ввязываются. «Мы не были закадычными друзьями. Поэтому четко понимали, что спрашивать друг с друга будем в равной степени», — уверяет Ивченко.

Public Kitchen

Фото: Антон Кулаковский.

Стартовый капитал составил $5000. Месяц ушел на регистрацию компании, поскольку делали все «по-белому». Сняли офис, взяли первых клиентов. Название придумала Ивченко. «Кухня — это место, где проходят все обсуждения, куда ты приглашаешь гостей. К тому же, мы любим готовить», — объясняет название предприниматель.

***

Отбить вложения удалось за день до официального анонса, первого ноября 2017 года. Помог предыдущий опыт. Будущих партнеров уже знали на рынке, к ним часто обращались за помощью в пиаре: не так много людей в Украине могут обеспечить публикации в международной прессе. Благодаря этому клиенты выстроились в очередь сразу же, узнав о возможности получить хороших специалистов.

Чем привлекают клиентов? Как уверяют в Public Kitchen, они гарантируют результат наперед: N-ое количество публикаций в прессе, рассылка, публикации у инфлюенсеров и PR-консультации. Если план перевыполняется, клиент ничего не доплачивает. Если нет — в следующем месяце должны сделать больше. Недовольных пока нет.

Клиенты получили публикации в The New York Times, американском Forbes и Vogue, New York Post, Hyperbeast, The Times, Le Figaro, WWD и других. Это достигается за счет наличия базы журналистов и выстраивания коммуникации с ними. Например, понимая тематику Forbes, журналисту не будут отправлять историю в стиле Vogue. База прессы — динамичная, команда постоянно отслеживает переходы журналистов между изданиями, собирает их контакты и следит за актуальностью списка.

За год компания набрала 13 сотрудников, они ведут 15 клиентов Public Kitchen. Высокая стоимость услуг не стала проблемой. «Сейчас у нас очередь из 30 потенциальных клиентов», — уверяет Скибина. Наличие спроса позволяет выбрать того, с кем работать: если продукт или бренд не симпатичен, его не будут брать просто для заработка. К тому же, клиенты приходят не только из Украины, но и из других стран ближнего зарубежья. Например, есть уже два клиента из Грузии.

В планах компании на ближайшее будущее — стать ведущим коммуникационным агентством в своей сфере в Восточной Европе. Спрос на их услуги есть и вне Украины: местные агентства часто не дают никаких гарантий и берут деньги за рассылку шаблонных пресс-релизов. На этом фоне у Public Kitchen есть неплохие шансы, что отлично понимают Ивченко и Скибина. Спустя год после запуска они выросли из своего первого офиса и съехали в более крупное помещение. Тоже на киевский Подол.