-
Судебный иск от братьев Уинклвоссов
TheFacebook.com было всего семь месяцев от роду, когда стартап ConnectU, основанный Кэмероном и Тайлером Уинклвоссами, выдвинул против него иск за нарушение условий контракта в 2004 году. Эта юридическая битва затянулась на годы и отразилась в сюжете оскароносного фильма «Социальная сеть»: Уинклвоссы утверждали, что Марк украл их идею и нарушил устное обязательство разработать социальную сеть для гарвардских студентов под названием HarvardConnection.
Цукерберг, как позже стало ясно из судебных документов, работая над HarvardConnection, одновременно разрабатывал Facebook. Судебная тяжба закончилась в 2011 году выплатой истцам $65 млн. Этот процесс показал, как Facebook еще в начале своей истории управлялся с конкурентами.
-
Запуск ленты
В начале Facebook был обычным собранием профилей пользователей. Проводить время там означало прыгать от одного профиля друга к другому. Запуск ленты в 2006 году навсегда изменил этот опыт, создал централизованный поток контента на всех страницах пользователей, где они могли видеть все апдейты от друзей. Поначалу это ужасно раздражало пользователей – что бы они ни делали, это становилось видно всем друзьям. Это был один из первых скандалов вокруг Facebook, связанных с приватностью.
-
Facebook начинает работу с брендами
Цукерберг объявил о запуске рекламы и страниц для брендов в ноябре 2007, на ивенте, где присутствовали сотни маркетологов. Facebook не просто создавал успешную бизнес-модель, он менял парадигму для этого рынка. Вместо предложения общей аудитории (как печатные медиа и ТВ) он обещал рекламодателям найти именно тех людей, к которым они хотели бы дотянуться.
-
Прием на работу Шерил Сэндберг
Цукерберг встретил Шерил Сэндберг, тогда еще – топ-менеджера Google, на вечеринке в Кремниевой Долине в 2007 году. Именно она помогла превратить масштабный, но неприбыльный проект в успешный бизнес. Шерил также взяла на себя задачу по общению компании с государством. Ранее мы публиковали подробный рассказ о ее карьере.
-
Запуск Facebook Platform
Решение делиться данными своих пользователей с третьими сторонами уходит корнями в запуск Facebook Platform в 2007 году, которая позволяла сторонним разработчикам создавать игры и приложения, интегрированные с сетью. Годом позже сеть запустила Facebook Connect – способ логиниться на другие сайты с помощью учетной записи Facebook. Со временем Platform и Connect развились в то, что сейчас называется Graph API, позволявшая разработчикам собирать множество типов данных о пользователях сети.
-
Запуск кнопки Like
Когда Facebook запустил кнопку Like в 2009 году, компания создала новую валюту интернета. Просто делиться с другими деталями своей жизни было уже недостаточно. Эта кнопка питала человеческое стремление к признанию, превращала каждый пост в соревнование за популярность. «Лайки» начали влиять на принятие решений в бизнесе, на вирусные темы, на политические исследования.
-
Расследование FTC, связанное с приватностью
Федеральная торговая комиссия США в результате расследования пришла к выводу, что в Facebook используются сомнительные практики обращения с частными данными пользователей. В 2011 году компания подписала соглашение, по которому обязалась не манипулировать настройками приватности и получать согласие пользователей прежде, чем менять их. Сейчас, по неофициальным данным, комиссия может оштрафовать компанию на солидную сумму за нарушение этого договора.
-
Подстройка бизнес-модели под мобильный мир
Развитие социальной сети совпало с ростом популярности смартфонов. В 2012 году Цукерберг задумался о смене бизнес-модели сети в связи с этим. В частности, требовать от разработчиков закупать рекламу, чтобы получить доступ к пользовательским данным. С 2012 года, компания начала показывать рекламные посты в ленте, тогда же запустила Custom Audiences, инструмент, позволяющий точнее таргетировать рекламу. В прошлом квартале доход от мобильной рекламы составил 93% всего дохода от рекламы компании.
-
Покупка Instagram
Приложению Instagram было всего 2 года, когда Facebook выложил за него $1 млрд. Эта сделка не только позволила контролировать потенциального конкурента, она помогла компании удержать связь с более молодым поколением пользователей, которые забрасывали Facebook ради новых сервисов. Сейчас в Instagram – более 1 млрд пользователей.
-
Запуск Internet.org
Этот проект, запущенный в 2013 году, имел своей целью принести интернет-доступ в развивающиеся страны, в места, где с интернетом проблемы. Интернет предполагалось раздавать с помощью дронов, продвигать проект через партнерские соглашения с мобильными операторами, которые давали бы бесплатный трафик на ограниченное количество приложений. Однако в ряде стран эту идею раскритиковали, как нарушающую сетевой нейтралитет.
-
Изменение в настройках приватности
В 2014 году компания объявила, что ее Graph API больше не будет разрешать разработчикам доступ к данным друзей пользователей и официально закрыла эту опцию в апреле 2015 года. Разработчики приложений не оценили этот шаг, одна из компаний под названием Six4Three до сих пор участвует в судебных разбирательствах с Facebook по поводу этого решения.
-
Конфликт вокруг Trending Topics
Эту функцию запустили в 2014 году для того, чтобы показывать пользователям актуальные новости дня. Списки новостей составляли алгоритмы сети, однако окончательные их версии редактировали люди. В 2016 году, в разгар президентской кампании СМИ обвинили сеть в том, что она с помощью этого инструмента препятствует распространению новостей консерваторов. В конце-концов Facebook закрыл эту функцию.
-
Признание того, что с помощью сети иностранцы влияли на президентские выборы
Осенью 2017 года компания объявила, что нашла около 5000 рекламных объявлений на общую сумму в $150 000, оплаченных и размещенных российской «фабрикой троллей». Со временем сеть признала, что с помощью Facebook и Instagram «фабрике троллей» удалось достичь аудитории в 150 млн американцев и повлиять на их решения.
-
Скандал с Cambridge Analytica
В марте оказалось, что Cambridge Analytica, консультирующая президентскую кампанию Дональда Трампа, собирала данные десятков миллионов американских пользователей Facebook без их ведома, из-за попустительства сети в отношении пользовательских данных, которые собирают разработчики.
-
Выступление Цукерберга перед Конгрессом
Указанный выше скандал повлиял на акции компании, а высшее руководство отвечало на вопросы Конгресса о том, как это вообще могло произойти.