Однажды в начале моей карьеры меня пригласили на мероприятие для СМИ в Лос-Анджелесе. Когда я ходила по залу и видела журналистов из крупнейших изданий мира, я чувствовала себя так неуместно, что пряталась в ванной, пока не приехал мой лучший друг.
Я вспоминаю этот инцидент как один из своих худших приступов синдрома самозванца — этого вездесущего и иногда чрезмерно используемого термина для описания чувства небезопасности, уязвимости и дискомфорта во время развития карьеры. Например, когда человек устроился на работу своей мечты и убедил себя, что ему просто повезло или он как-то обманул менеджера по найму. Или когда получил новую должность и смеется при виде своей новой визитки, так как ему кажется это забавным.
Некоторые известные люди, с которыми я говорила о синдроме самозванца, — бизнесмены, ученые-исследователи, работники телевидения — отмечали, что со временем он становится все хуже.
Чем дальше вы идете по карьерной лестнице, тем больше чувствуете себя обманщиком. Но как бы ужасно это ни казалось, синдром самозванца не так уж и плох. Главное — использовать его в свою пользу. Если вы чувствуете себя неуверенно, то больше знаете о своих слабостях — а, следовательно, становитесь на шаг ближе к их решению.
Это знак, что вы на правильном пути
Амбициозные люди могут быть особенно склонны к синдрому самозванца. Этот термин впервые был упомянут в исследовании 1970-х годов, которое изучало эту черту у женщин. Его авторы — психологи Полин Кланс и Сюзанна Имес — отметили, что синдром самозванца «особенно распространен среди определенной выборки женщин, которые достигли больших высот». В недавнем же исследовании указывается, что синдром самозванца — главный страх руководителей.
Есть несколько причин, по которым амбициозные люди могут быть более склонны к ощущению этого синдрома. С одной стороны, они с большей долей вероятности будут выполнять новые задачи, и при этом, естественно, чувствовать себя неуверенно. С другой — амбициозные люди склонны обесценивать свои способности.
«Когда человек хорош в чем-то — потому что усердно работает и достигает мастерства или, возможно, имеет особый талант — то для него его работа становится интуитивно понятной, — говорит Келси Рамсден, автор книги Success Hangover («Похмелье от успеха»). — И тогда он задается вопросом: „Я что, обманул их? Мне это сошло с рук?“. Например, у человека может быть настолько развита способность генерировать идеи, что он не может представить себе, чтобы кто-то ценил этот навык.
Это помогает думать о синдроме самозванца как об уязвимости — потому что на самом деле так оно и есть. А амбиции порождают уязвимость: требовать увеличение зарплаты, вести переговоры о новых предложениях по работе и стремиться к повышению — все это сложные и неудобные вещи. Но если вы хотите добиться прогресса, то регулярно будете чувствовать себя неловко, поэтому учитесь получать от этого выгоду.
Синдром самозванца может мотивировать вас
Когда вы чувствуете себя самозванцем, вы можете сделать две вещи: убежать и спрятаться или доказать миру — или, по крайней мере, себе — что вы действительно чего-то стоите. Если вы выберете второе, это ощущение может стать мощным мотиватором. Вы будете стараться, учиться новым вещам, приобретать новые навыки и задавать правильные вопросы, пока вам не станет достаточно комфортно в своей роли, и вы не перестанете чувствовать себя обманщиком.
Помимо этого, вы можете утешить себя тем, что тот тип людей, которые сомневаются в своем потенциале, часто, наоборот, более компетентны. Скорее всего, вы слышали об эффекте Даннинга-Крюгера — когда малоквалифицированные специалисты склонны к переоцениванию своих навыков. Но эффект работает и в обратную сторону: компетентные люди часто недооценивают свой уровень знаний.
Так что, если вы чувствуете себя немного неуверенно, это не обязательно плохо. Вы, вероятно, более компетентны, чем вы думаете. Примите свой синдром самозванца и используйте его как дополнительную мотивацию.
Синдром самозванца держит вас в тонусе
Стремление к определенности (cognitive closure) часто не дает признать людям свои ошибки — а соответственно развить способности, расширить кругозор и развить креативность, то есть, сделать те вещи, которые необходимы для успеха. Когда мы чувствуем себя самозванцами, то часто хотим просто спрятать это ощущение — от окружающих и нас самих.
Но это быстро приводит к неприятным последствиям. На одной из моих первых работ начальник дал мне электронную таблицу — он думал, что я знаю, что с ней делать. Но это было не так. Вместо того, чтобы признать свою неуверенность и попросить о помощи я целый час просидела в попытках расшифровать файл.
Когда вы опираетесь на свой синдром самозванца, то можете избежать подобных ситуаций. Быть спокойным с некоторой долей неуверенности — это хорошо: такая установка помогает вам быть сосредоточенным, наблюдательным и быстро адаптируемым.
Синдром самозванца позволяет сосредоточиться на работе
Синдром самозванца имеет прямое отношение к тому, как мы видим себя. «Многие из нас, наиболее опытные и целеустремленные, склонны считать, что мы — это то, что мы сделали, — говорит Рамсден. — Если мы ассоциируем себя с нашими достижениями, то чувство самозванца появляется тогда, когда мы совершаем что-то, что не соответствует нашим ожиданиям».
Допустим, вы получили повышение и новую престижную должность. В этой ситуации легко начать беспокоиться о том, что этой роли нужно соответствовать. Но на самом деле сама должность пугает нас больше, чем фактическая работа, которую она предполагает.
Если вы достигнете момента в своей карьере, когда вас повысят до уровня, предполагающего определенную власть, стоит помнить: вы, скорее всего, уже выполняли многие задачи, связанные с этой должностью.
Конечно, вы будете узнавать что-то новое. Но вам не нужно соответствовать новой роли. Просто делайте свою работу.
Важно отделить работу от личности. Это будет полезно как для психики, так и для дальнейшего развития: без сильной привязки к работе вы сможете смотреть на нее объективно — а это только поспособствует качеству выполнения задач. И затем вы посмотрите на свои достижения со стороны и поймете, что действительно заслужили свою должность.
Ранее AIN.UA приводил текст о том, почему миллениалы притворяются, будто любят работу.