Почему Spotify хочет быть новым Netflix — разбор Quartz

3359

Издание Quartz проанализировало бизнес-стратегию Spotify и рассказало, почему сервису нужно делать ставку на оригинальный контент. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала. 

С момента основания в 2006 году, Spotify следовала простой бизнес-модели. Компания брала музыку, принадлежащую исполнителям и лейблам, позволяя людям слушать ее бесплатно с рекламными вставками или без рекламы, но за ежемесячную подписку. Большая часть дохода перераспределялась между владельцами музыки, сервис забирал себе меньшую долю.

Как показывает пример Netflix и других контент-площадок, роль такого посредника не очень прибыльна и надежна. В случае Spotify, большой вес имели лейблы, которые могли заблокировать контент на платформе, после чего сервис будет обречен. Имея такой рычаг, они получали примерно 75% выручки. Пока что это оборачивается убыточностью сервиса.

Доходность Spotify с 2013 года

Чтобы заработать, Spotify должна выпускать контент самостоятельно. Поэтому на днях компания объявила о покупке двух подкаст-фирм: продакшена Gimlet Media и сервиса для создания подкастов Anchor. По оценкам, одна лишь Gimlet обошлась в $200 млн. Компания делает популярные в США аудиошоу: Reply All, Homecoming, Startup и The Mystery Show. Это не первый заход Spotify на территорию подкастов. В прошлом году сервис выпустил оригинальное шоу от комедийно актрисы Эми Шумер и радиоведущего Гая Раца.

В экономической терминологии, новый шаг Spotify — переход к вертикальной интеграции. Это означает, что одна и та же компания владеет несколькими звеньями в цепочке поставок продаваемого продукта. Автомобильная компания, использующая много стали, может купить сталелитейный бизнес. Это может снизить риски и обезопасить поставки. Но здесь кроются и риски: если материнская компания не сможет эффективно управлять предприятием, это обернется большими затратами и сложностями, чем простая закупка на рынке. 

Для платформы вроде Spotify, вертикальная интеграция означает производство и дистрибуцию контента. Помимо снижения расходов, оригинальный контент убедит людей выбирать Spotify вместо Apple Music, ее главного конкурента. Риск заключается в том, чтобы эффективно работать как контент-компания. Эту проблему и решает поглощение — Gimlet уже доказала свою способность выпускать хиты. 

Netflix и другие стриминги уже прошли этот путь. Их подтолкнуло то, что обладатели прав могут изъять проекты с других площадок для своих стриминговых сервисов — так, например, поступает Disney накануне запуска Disney+. Конечно же, Spotify не хочет оказаться в такой же ситуации, хотя и вступает на территорию оригинального контента позже Hulu или Amazon. 

Компания Год основания Выпуск первого ориг. шоу Первое ориг. шоу
Netflix 1997 2013 House of Cards
Amazon Video 2006 2013 Alpha House
Hulu 2007 2011 A Day in the Life
Spotify 2006 2018 Amy Schumer Presents

Напрашивается вопрос о том, почему Spotify делает упор на подкасты вместо запуска музыкального лейбла. Большую часть прослушиваний на платформе занимает именно музыка. На самом деле, компания уже начинает соперничать с лейблами, но они по-прежнему остаются ее ключевыми поставщиками контента и могут угрожать разрывом контрактов. Подкасты — менее развитой и более фрагментированный рынок, в котором можно не испытывать такого же беспокойства о конкурентах.

CEO Spotify Даниэль Эк оценивает, что на подкасты в будущем будут приходиться 20% всех прослушиваний. И компания только начинает исследовать эту нишу, заявляя инвесторам о намерении потратить около за год $400-500 млн на другие поглощения, связанные с подкастами. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск