Что такое гоустинг
Гоустинг – акт внезапного прекращения всех коммуникаций с человеком, с которым субъект встречается, но больше не хочет этого делать. Гоустер делает это в надежде, что объект сам все поймет и оставит его в покое, потому что просто не хочет лично сказать, что больше не заинтересован во встречах с ним или с ней (Urban Dictionary).
Увольте меня, пожалуйста
Юхиширо Оказаки и Тошиюки Ниино – профессионалы в увольнениях. За последние 18 месяцев они уволились с более чем 1500 работ.
На самом деле оба токийца ни разу не оставляли своих рабочих мест – они сооснователи стартапа, который помогает людям, желающим уволиться, сделать это вместо них.
“Большинство из них боятся своих боссов. Они знают, что те скажут: “Нет, ты не можешь уйти”. Я думаю, причина в японской культуре: бросить что-то – это плохо. Когда они хотят уйти, они чувствуют себя плохими”, – говорит Оказаки.
И здесь им приходит на помощь сервис Exit. Всего за 50 000 иен или $457 Exit позвонит боссу и обеспечит сотруднику увольнение. Иногда придется совершить несколько звонков. Часто компании не хотят иметь дело с Exit и настаивают, чтобы сотрудники явились и уволились лично. Но если все проходит хорошо, клиенты Exit на седьмом небе от счастья.
“Один клиент сказал нам, что мы – Мессии”, – говорит Оказаки.
Этот мужчина мечтал уволиться 10 лет и “очень страдал на работе”.
По оценке Оказаки, в Японии похожие услуги оказывают как минимум 30 компаний. В этой стране культура не одобряет частую смену мест работы – традиционно японцы работают в одной компании всю жизнь. Но за последние годы все больше людей отваживались выходить на рынок труда в поисках лучших возможностей для развития карьеры.
“Люди меняются, но культура не меняется и не меняются компании. Поэтому людям нужны мы”, – говорит Оказаки.
Казалось бы, в чем проблема сообщить боссу о своем увольнении? До последнего времени это был самый привычный способ покинуть компанию. Но все больше людей чувствуют дискомфорт от одной мысли о подобном разговоре. А что, если вместо неудобной беседы взять, и просто исчезнуть?
Уйти и не вернуться
Этот феномен известен в мире под термином “гоустинг” (ghosting от слова ghost – призрак). Изначально он получил распространение в контексте романтических свиданий и означал резкий и ничем не обусловленный на первый взгляд обрыв всех контактов с человеком. Сегодня гостинг пробрался в деловой мир. В конце прошлого года Федеральный резервный банк США в своем регулярном отчете о состоянии американской экономики упомянул этот феномен.
Владелец студии веб-дизайна в штате Вирджиния Крис Йоко на личном опыте знает, что такое гоустинг. У него был такой опыт с контрактником, который должен был вести проект из дома. “Этот парень пришел к нам устраиваться на работу и поначалу произвел самое благоприятное впечатление. Мы дали ему достаточно простой проект. Он согласился, но к первому дедлайну просто пропал”, – рассказывает Йоко.
Парню писали и звонили, но он ни разу не ответил. На очередную встречу по проекту он не пришел. В конце концов, после продолжительного молчания контрактника, проект передали другому сотруднику.
Спустя какое-то время на Йоко вышел человек, представившийся другом того контрактника. Он сказал, что парень разбился в автокатастрофе и попросил кое-какие налоговые документы, которые якобы были нужны его семье. Но Йоко заподозрил неладное и решил просмотреть Twitter-аккаунт “погибшего” сотрудника. И конечно, в социальных сетях тот был живее всех живых. Прямо на глазах у изумленного работодателя он ответил на твит двоюродной сестры по поводу какой-то семейной встречи.
“Он ответил ей фотографией себя с бутылкой виски в руке и подписью: “Я приду сам и принесу вот это”. Я заскринил твит и перенаправил его в ответ с припиской: “Хорошие новости! Кажется, с ним все в порядке”.
Кто кого гоустит
Одна менеджер среднего звена в ритейл-компании в Великобритании призналась, что однажды “прогоустила” своего работодателя, потому что нашла другую работу. Там ее попросили выйти незамедлительно, поэтому она просто перестала приходить на старую работу. Тогда она поняла, насколько хрупкими могут быть взаимоотношения между сотрудником и работодателем.
“У меня были коллеги, которые однажды просто не появлялись на работе после годового отчета – их уволили по сокращению. Когда ты видишь, каким безжалостным может быть работодатель, ты, как сотрудник, думаешь: “На самом деле я не обязан завтра сюда приходить””, – пояснила она.
Действительно, гостингом промышляют не только сотрудники. Часто после собеседования кандидаты не получают ни слова, ни полслова от работодателя. Один мужчина рассказал, что работодатель стал его гоустить уже после прохождения трех уровней собеседования, выполненного тестового задания и даже подписания стратегических документов.
По мнению управляющего директора рекрутинговой компании Manpower UK Криса Грэя, гостинг со стороны сотрудников объясняется перенасыщенным рынком труда в сфере технологий. Низкий уровень безработицы в США и Великобритании приводит к тому, что людям “проще выпрыгнуть из процесса и вскочить на другую лошадь”.
Как быть, если вас гоустят
Грэй уверен, что лучшее, что можно сделать, если вас прогоустили – просто двигаться дальше: “Вы и так уже потратили время на этого человека. Зачем вам тратить еще больше времени на выяснения причин, по которым он ушел в подполье?”
“Я думаю, единственное, что может сделать работодатель, чтобы избежать гоустинга, постараться более проактивно строить талант-пулы. Выстраивайте отношения как можно раньше. Узнайте человека прежде, чем станете нуждаться в нем”, – говорит Грэй.
Что касается сотрудников, хотя обрыв связей может быть им полезен в настоящий момент, но нельзя не учитывать возможные последствия. Потому что, как и в мире свиданий, люди не могут хорошо относиться к тем, кто уходит, не попрощавшись.
“Это очень непрофессионально. Я никому не рекомендую, будь-то сотрудник или работодатель, когда-либо кого-либо гоустить”, – говорит Доун Фэй, президент направления найма в консалтинговой компании Robert Half.
Она подчеркивает, что причина, по которой люди гоустят друг друга, заключается в нежелании кого-то обижать или конфликтовать. Впрочем, иногда они просто теряют интерес и поэтому исчезают. Все, что могут сделать компании – сделать свои процессы найма максимально быстрыми, говорит она.
Вместе с тем, гоустинг как бумеранг – всегда возвращается обратно.
“В будущем это может вам аукнуться и больно ударить по карьере. Никогда не знаешь, где окажешься, так что лучше всегда вести себя профессионально, что бы ни случилось”.