«Уволим без обсуждений»: за кулисами бешеного роста финтех-единорога Revolut

15072
8

Лондонский финтех-стартап Revolut - почти эталонная история успеха. Основанный в 2015 году россиянином Николаем Строновским и украинцем Владиславом Яценко, уже в апреле 2018-го он стал единорогом. Сервис работает как онлайн-банк для путешественников, помогая людям не терять деньги на валютных конвертациях - его пользовательская база растет бешеными темпами.

Такой успех Сторонский объясняет замотивированностью команды на рост. Однако до последнего времени мало кто мог предположить, как на самом деле достигается такая замотивированность. Об этом впервые рассказал журналист Wired Эмилиано Мелино в своем расследовании.

«Вы для них просто цифры со знаками доллара» — так один из самых быстрорастущих финтех-стартапов Великобритании Revolut отзывался о традиционных банках, продвигая свои вакансии бизнес-девелоперов прошлой осенью. В рекламе сообщалось, что стартапу удалось заполучить более 2,8 млн клиентов, не потратив на их привлечение ни единого пенни.

Некоторые из бывших и несостоявшихся сотрудников знают, в чем секрет успеха Revolut. В трудовой эксплуатаии соискателей, недостижимых KPI, буллинге младшего менеджерского состава и бескомпромисном СЕО.

Фото: bitsonline

Бесплатный труд

В прошлом году Лаура (имя изменено) претендовала на вакансию бизнес-девелопера в испанском подразделении компании. Она была в восторге от продукта и возможности поработать в такой компании. Лаура прошла 30-минутное собеседование по Google Hangouts с главой по биздеву из Лондона Андрюсом Бисейка, который поспешил сообщить ей, что она успешно переходит на следующий этап. Но сперва Лауре предстояло выполнить «небольшое тестовое задание». Тут ее ждал сюрприз.

«Мне сказали, что я должна привести компании как можно больше клиентов, которые положат на депозит 10 евро»

В инструкции к заданию говорилось, что кандидаты должны привести как минимум 200 клиентов за неделю, чтобы получить шанс перейти на следующий этап по интервью. Никакой гарантии трудоустройства по достижению цели компания не давала, зато предлагала несколько советов, как выполнить задачу: например, делиться промокодами с друзьями, постить предложение в соцсетях и раздавать флаера в кампусах университетов.

Лора отказалась выполнять задание и заявила, что очень разочарована, что компания таким образом «извлекает выгоду из тех, кто ищет работу». На что Бисейка ответил, что она — единственная из 350 кандидатов, которые пожаловались на задание.

«Мне жаль, что вы не хотите показать, чего стоите», — написал он.

В ответ на вопрос о подобных задачах в Испании, глава по коммуникациям Revolut Чад Уэст заявил, что компания закрыла данную практику, как только ей стало об этом известно. Впрочем, помимо вакансии биздева в Испании компания искала людей на аналогичную позицию еще в 8 европейских странах, и Уэст не смог ответить на вопрос о том, насколько широко использовались подобные тестовые задания и как много клиентов Revolut привлекла таким образом. Он также не прокомментировал вопрос о том, скольким топ-менеджерам в стартапе было известно о данной практике.

Также в распоряжении редакции оказалось письмо, исходя их которого становится ясно, что в апреле 2018 года компания предлагала такое же тестовое соискателям на вакансии PR и коммьюнити-менеджеров. И если «привлечение клиентов» входит в обязанности биздева, то никак не пиарщика.

«Мысль была такая, что хоть это и не позволит нам найти наилучшего кандидата, мы получим много бесплатных лидов», — рассказал экс-менеджер, который попросил не называть его имя.

По его словам, за выполнение задания кандидатам не платили. А это нарушение законодательства Великобритании, в рамках которого за любую работу длительностью более одного дня, из которой заказчик извлекает реальную выгоду, полагается минимальная оплата.

Текучка кадров

Сразу несколько бывших сотрудников Revolut рассказали, что эксплуатация соискателей — это лишь вершина айсберга токсичной корпоративной культуры в стартапе, где требовалось достигать целей любой ценой.

«Прежде всего сам СЕО Николай Сторонский настаивал, что если работать с 9 до 5, ничего не получится… Все, что он говорил, было прямой дорогой к выгоранию», — рассказывает сооснователь Honest Work и HR-консультант многих стартапов Стиви Бакли.

Бакли помогал многим экс-сотрудникам Revolut нати новую работу и узнал от них, что выгорание и текучка кадров были здесь очень высоки. В компании на конкретные вопросы издания не ответили. Вместо этого представитель Revolut написал: «наша культура заключается в том, чтобы развиваться так же стремительно, как и наш бизнес». Он также сообщил, что за последний год штат вырос со 150 до 750 сотрудников при текучке ниже 2,6%, и что 40% штата — женщины.

Однако анализ информации из LinkedIn-аккаунтов 147 бывших сотрудников Revolut говорит о том, что более 80% не продержались и года, а больше половины ушло менее чем через 6 месяцев.

«Когда я пришел в Revolut, там было семь кантри-менеджеров, и только один из них остался работать в компании спустя год. Двоих уволили в первые же семь недель с момента поступления на работу», — рассказывает Мартин, экс-кантри-менеджер Revolut.

Если посмотреть в Linkedin, то кантри-менеджеры в Нидерландах, Италии, Ирландии, Испании и Германии — все работают в компании год или меньше.

Буллинг и ложные обещания

Мартину предложили занять должность летом 2017 года в европейском регионе, в котором компания до этого не имела физического представительства. Ему пообещали бюджет на команду и относительную независимость в управлении филиалом. Но он быстро понял, что бюджета не существовало, а буллинг со стороны старшего менеджмента — обычное дело.

Несколько кантри-менеджеров, которых наняли приблизительно в тот же период, делятся аналогичным опытом. Один рассказал, что работал каждый день с восхода до заката, по ночам и на выходных. В рабочие дни он реализовывал стратегии по продвижению приложения — организовывал ивенты, общался с местными журналистами. А в нерабочее время переводил приложение Revolut на язык своего региона.

Несмотря на сложности, которые приходилось преодолевать кантри-менеджерам, руководители никогда не делали им поблажек, если Мартин и его коллеги не выполняли план.

Прошлой весной СЕО Николай Сторонский разослал уведомление всем сотрудникам по Slack, в котором говорилось, что те, у кого «рейтинг производительности значительно ниже ожидаемого, будут уволены сразу после ревью без обсуждений».

Мартину и его коллегам регулярно напоминали про их КПИ. Два раза в неделю — в воскресенье вечером и в понедельник утром — вице-президент по операциям Алан Чанг требовал, чтобы каждый кантри-менеджер объяснил, чего он добился за эту неделю.

«Во время звонков Алан перебивал людей на середине предложения и говорил «следующий»», — вспоминает Мартин. Другой кантри-менеджер говорит, что Алан, который входил в доверенный круг Сторонского, постоянно говорил менеджерам, как они облажались с их КПИ и постоянно перебивал, когда те пытались объяснить причины невыполнения плана.

Первый кантри-менеджер уволился через несколько недель после прихода в компанию. Он написал Сторонскому письмо, в котором пожаловался на поведение Чанга и его управленческий стиль. А спустя неделю уволили еще двоих менеджеров-новичков.

Расти через боль

Примерно в тоже время, в интервью Business Insider Сторонский рассказывал, что философия Revolut может быть описана слоганом «get shit done». Этот слоган, выполненный в неоновых лампах, украшает стены лондонского офиса. Также Сторонский заявил, что компания привлекает людей, которые хотят расти, а «рост всегда происходит через боль».

Фото: Pracuj

По данным источников, экс-глава HR уволился после провалившейся попытки донести до Сторонского, что компании следует изменить подход к производительности и достижению КПИ. За последние три года департамент HR возглавляли три разных человека — последний ушел за два месяца до того, как вскрылась порочная практика с тестовым заданием в Revolut.

На то время у компании было открыто более 200 вакансий. Среди них — на позицию биздева, сформулированная практически идентично той, на которую подавалась Лаура.

Оставить комментарий

Комментарии | 8

  • жесть — явно дефективная в плане внутренней этики и комфорта контора, прямой кандидат на заметку для e#anoe.it

    • Я работаю в Revolut Senior Software Engineer в Краковском офисе с постоянными выездами в Лондон. Нигде не вижу сумасшедшего давления и проблем описанных в статье. Да, к биз. деву. могут быть сильные запросы, особенно когда один биз. дев за пол года работы приводит страну, в которой он работает, на второе место по объему рынка у нас, а другой, в стране с схожим колличеством населения, не может обогнать всякии Латвии и Эстонии, в которых населения с гулькин нос.
      Инженеры в Revolut — боги и к ним самое большое уважение, особенно если работа делается хорошо и прозрачно. Никто никогда не потребует сделать невозможного. Если ты постоянно рассказываешь свои проблемы и что сдерживает тебя и от тебя адекватная обратная связь НИКТО не скажет, что нам пофигу, сделай на вчера, никто не ставит дедлайнов, есть какие-то приблизительные планы, но обычно все делается when it's done, а не ради каких-то дат.
      Единственное, когда могут попросить поторопиться (оплачиваемо согласно законам Польши 50% за каждый овертайм час в будний и работу в субботу и 100% за каждый овертайм час в воскресенье от ставки), это когда близится дедлайн какого-то аудита от регулятора и надо показать новые наработки, которые обещали в прошлый раз уже иметь.
      В общем, да, частично правда в этой статье есть, да, люди делают ошибки и т.д. Но и рынок финтека особенно в Лондоне нынче, да и во всем мире, жутко конкуретный и надо работать.
      Мы, почти все в компании, трудоголики и тащимся от своей работы, но, подчеркиваю, «почти» т.е. есть полно, процентов 15-20% людей, которые просто делают свою работу в определенные часы и все. Пришли в 8 и ушли в 16 и все, никто за это их не уволит.
      И, на моей памяти (полтора года уже работаю), никого не уволили, хотя и был лютейший факап одного моего коллеги, его по голове не погладили, но пошли навстречу переведя в другую команду и с другим PO, который, возможно, подойдет ему лучше.

      В общем, как-то так. Работа в стартапах, это всегда стресс, но у нас, уже, благо, не тот масштаб, чтобы тут была какая-то лютая жесть и переработки на всех фронтах, как это вначале бывает. Сейчас все спокойно и детеременированно, а задачи и самая команда, лучшая в которой я когда либо работал (6 лет опыта в коммерческой разработке)

      Так что, делите драму на 2 и будет вам счастье.

      • Ждём ваш комментарий после увольнения. Интересно же!

      • Привет, неужели вочманство у нас оплачивается?

        > И, на моей памяти (полтора года уже работаю), никого не уволили
        А как же например разработчик с фамилией на букву Д, в публичной ругани с которым родилась знаменитая фраза Влада «feel free to remove your code and start from scratch»?

  • Спустя сутки в статье несколько опечаток, исправьте пожалуйста.
    «Но сперва ]лауре предстояло»
    «Преде всего сам СЕО»

  • Так это не новость, последнее интервью которое я смотрел со Стронским он прямо говорит что трудоголик, что в компании ожидает от всех больше чем просто отбывать часы и т.д. Когда ему на это возразили что это прямой путь к выгоранию, видно было что он просто даже не понимает о чем речь, говорил что не верит в выгорание.
    Он молод, у него сейчас куча энергии, и судит по себе, что раз он может так то и другие.
    Каждый кто идет в эту компанию должен хоть как то интерисовать что и как там, тогда и таких проблем не будет, цениш свое время игнорируешь такие компании, хочешь попробовать поработать в экспансивном и резвом коллективе идешь туда.
    Каждому свое.

  • Что вы носитесь с этим зашкварным ресурсом, везде вставляя в комментариях?
    Где Revolut, а где вечные нытики е#a…it . Собирающие популярность среди таких же нытиков.

Поиск