Автор: Виктор Пичугин
Как Cisco собирается развивать здесь системы «умного города»
Smart-Харьков
Материал подготовлен при поддержке Cisco
Что это значит?
Автор: Виктор Пичугин
Как Cisco собирается развивать здесь системы «умного города»
Smart-Харьков
Материал подготовлен при поддержке Cisco
Что это значит?
31 января в Харькове компания Cisco и Харьковский городской совет подписали меморандум на три года. Его цель — цифровая трансформация города. Согласно положениям меморандума, в Харькове проведут ряд пилотных проектов по концепции «умного города» Cisco Smart+Connected City. Среди них: «умное» уличное освещение, замеры качества воздуха, элементы «умной» парковки и транспорта.

Мы поговорили с директором по продажам, направление «Умные города», Cisco в регионе EMEAR, Маркусом Виссманом (МВ) и советником городского головы Александром Поповым (АП), о том, что такое «умный город», роли технологий в развитии городских пространств, как Харьков будет становиться «умным», и почему это важно для его жителей.
Александр Попов
Советник Харьковского городского головы
Маркус Виссман
Директор по продажам, направление «Умные города», Cisco в регионе EMEAR
Расскажите, как концепция «умного города» изменилась за последние несколько лет?
МВ: Примерно 12 лет назад, в самом начале нашего путешествия, было множество идей и теорий на этот счет. Все искали лучшие практики, что уже воплощено в жизнь. Когда начинался бум прикладных решений, а интернет вещей становился реальностью, мы поняли: настало время, когда термин smart сity на самом деле обозначает «умный город», если речь о цифровых решениях.

Четыре года спустя города интегрировались в Silos. И каждый городской департамент инвестировал в собственную инфраструктуру. Это продолжается до сих пор, но кое-что изменилось. Городские власти поняли: чтобы действительно стать «умными», необходимы открытые платформы.

Благодаря открытой платформе приватный сектор, стартапы и публичный сектор могут работать вместе, развивая и усиливая инновации. Если у вас работает открытая платформа, и все к ней присоединяются, это дает возможность запускать новые сервисы, становиться самостоятельнее, создавать новые рабочие места. Все это, в конечном счете, пойдет на благо жителей.

Эта работа с платформами — действительно что-то новое. Что-то, что развивалось последние два года. Мы видим, как это отражается в запросах на данный сервис от городов.

Даже если речь идет только о сервисе для освещения или только для парковки, мы видим, что в 50% в муниципальной документации просят не одно вертикальное решение. Грубо говоря, их позиция звучит так: «Окей, мне нужно решение для смарт-парковки, однако у вас должна быть платформа, чтобы наш департамент, отвечающий за парковку, мог коммуницировать с департаментом, отвечающим за освещение».

И это — заметный сдвиг в концепции «умного города». До этого все интегрировалось вертикально, каждый департамент был сам по себе… Сейчас идет горизонтальная интеграция. Big data, аналитика, AI — все сливается в одной платформе.
Сегодня вы подписали меморандум с Cisco. Каков дальнейший план действий?
АП: После подписания мы встретимся с компанией Cisco: обсудим конкретные шаги по реализации меморандума, расширим выбранные направления и по ним сформируем дорожные карты.
Окей, а почему Cisco выбрал именно Харьков, а не Киев или Львов, к примеру?
МВ: У нас были переговоры с несколькими городами. Мы всегда проводим обсуждения, регулярно встречаемся с мэрами и смотрим, насколько они готовы участвовать, какая их цифровая повестка дня.

Прежде чем отправляться в такое путешествие, нужно удостовериться, что у вас есть все нужное. Необходимо иметь лидеров-визионеров, желание создать локальную экосистему и городские стартапы. Если собственных стартапов нет, можно поискать их в другом регионе. Но, конечно же, лучше, если в городе свои стартапы.

У Харькова все это есть — здесь сосредоточено множество инкубаторов, университетов. Здесь есть таланты и знания.

Но, в конце концов, эта история — о людях. Важнее всего — чтобы в городе были люди, которым действительно нужен «умный город». Люди «у руля», способные превратить это в успешную историю. Мы увидели все это в Харькове.
Каков потенциал Украины для воплощения концепции «умного города» в других городах?
МВ: В Украине — огромный потенциал. Каждый город обладает потенциалом, неважно, там 50 000 или несколько миллионов жителей. Если глобально смотреть на происходящее в мире, становится понятно: это — невероятная возможность. Нам нужно заменить 4 миллиарда уличных фонарей на LED-лампы, объединить их в сеть. Нужно установить сотни миллионов сенсоров, чтобы измерять качество воздуха...

В каждом городе доступна часть этой возможности. Мы, как жители, всегда должны заботиться о своем городе. Ведь нужно не только брать, но и отдавать что-то взамен.
Какие проекты концепта «умного города» в Харькове вы считаете наиболее многообе-
щающими? Почему?

МВ: На этот вопрос я сейчас не могу ответить, потому что мы еще не проводили оценку. Необходимо провести воркшопы с тщательным изучением этого вопроса, изучить наболевшие проблемы города, самые серьезные вызовы. Нужно понять, можно ли решить эти проблемы с помощью технологий. Но здесь речь не только о технологиях — прежде всего, это о людях. А технологии просто дают возможность что-то менять.

Когда это сделано, для решения проблем нужно создать инфраструктуру. Собрать за одним столом людей, которые обсудят эти проблемы и то, как технология может их решить.

Как только это сделано, станет ясно, какими будут следующие шаги. Мы увидели в Харькове фокус на освещении улиц, на парковке, на окружающей среде. И этому есть очень простое объяснение. Если в уличном освещении заменить обычные лампы на LED, это может позволить сэкономить до 60% на энергии. Если добавить к этому «умные» решения, это даст еще 20% экономии. Возможность менять город и экономить бюджеты — невероятная.

Второй пример — парковки. Если установить смарт-парковку, уменьшается трафик, ведь люди на машинах все время ищут парковочные места, и, помимо прочего, это ухудшает качество воздуха. То, что организация парковки и освещения влияют на окружающую среду — очевидно. И это одна из причин, по которой мы рассматриваем подобные проекты в качестве первого шага для города.
Какие проекты концепта «умного города» в Харькове вы считаете наиболее многообещающими? Почему?

МВ: На этот вопрос я сейчас не могу ответить, потому что мы еще не проводили оценку. Необходимо провести воркшопы с тщательным изучением этого вопроса, изучить наболевшие проблемы города, самые серьезные вызовы. Нужно понять, можно ли решить эти проблемы с помощью технологий. Но здесь речь не только о технологиях — прежде всего, это о людях. А технологии просто дают возможность что-то менять.

Когда это сделано, для решения проблем нужно создать инфраструктуру. Собрать за одним столом людей, которые обсудят эти проблемы и то, как технология может их решить.

Как только это сделано, станет ясно, какими будут следующие шаги. Мы увидели в Харькове фокус на освещении улиц, на парковке, на окружающей среде. И этому есть очень простое объяснение. Если в уличном освещении заменить обычные лампы на LED, это может позволить сэкономить до 60% на энергии. Если добавить к этому «умные» решения, это даст еще 20% экономии. Возможность менять город и экономить бюджеты — невероятная.

Второй пример — парковки. Если установить смарт-парковку, уменьшается трафик, ведь люди на машинах все время ищут парковочные места, и, помимо прочего, это ухудшает качество воздуха. То, что организация парковки и освещения влияют на окружающую среду — очевидно. И это одна из причин, по которой мы рассматриваем подобные проекты в качестве первого шага для города.
Если говорить о концепции «умного города», чем Харьков похож и чем отличается от других европейских городов?
МВ: Я думаю, когда дело касается проблем, все города похожи друг на друга. Не важно, сколько людей живет в городе, миллион или пять, в нем всегда будут сложности с трафиком. Это можно сравнить с холестерином: слишком много — это проблема, слишком мало — тоже ничего хорошего.

Конечно, нет одной модели, которая подходила бы всем, но вызовы, стоящие перед городскими властями, всегда одни и те же. Это — причина, по которой большинство городов обращаются к примерам внедрения технологий в других городах на первых этапах превращения в «умный город».

Мы недавно имплементировали концепцию «умного города» в Праге. Этот город также находится в Восточной Европе и похож на Харьков, если говорить о количестве жителей, трафике. Я недолго пробыл в Харькове, но уже вижу сходство. Пражский проект был весьма успешен. Там сейчас собирают данные по «умному» городу из восьми источников, которые позднее объединят на одной платформе. Выглядит многообещающе.
До этого Харьков работал над платформой «умного города»? Если да, то каким образом?
АП: Мы постоянно над этим работаем. В Харькове уже очень давно внедрен электронный документооборот, мы одними из первых в Украине запустили Центры предоставления административных услуг, два года назад запустили «Прозорий офис» — центр предоставления социальных услуг по субсидиям. Мы максимально внедряем все сервисы для харьковчан. Причем, по каждому сервису мы контролируем (уровень) удовлетворения горожан этими услугами. Это все элементы smart city — важно их объединить, чтобы иметь полное видение картины.
Как считаете, какие проблемы украинских городов в первую очередь требуют решений «умного города»?
МВ: Я думаю, прежде всего нужно решать проблемы с качеством воды, инфраструктурой, трафиком (имею в виду транспортную систему в целом, удобство передвижения по городу для граждан (urban mobility), освещением.
Как концепция «умного города» может помочь в решении этих проблем?
МВ: Как я сказал, один из компонентов — это использование технологий. Но это — история не только про технологии, это и про жителей, это должно стать экосистемой. Так город и становится «умным».

Приведу пример. В Голландии обсуждается регуляторная норма (хоть ее пока и не приняли), которая предписывает крупным компаниям платить сотрудникам за километр, если они приезжают на работу на велосипеде вместо машины. Это смарт-решение, оно позитивно влияет на трафик, и для его внедрения не нужны технологии.
Что будет включено в концепт «умного города» для Харькова? Какие проекты?
МВ: Мы начнем с парковки, мониторинга состояния окружающей среды, городской мобильности, освещения.
Насколько харьковчане поддерживают внедрение «умного города»? Проводили ли вы опросы и спрашивали мнение горожан?
АП: То, что сейчас внедрено в Центрах предоставления административных услуг, харьковчане активно поддерживают, потому что услуга выписки и прописки занимает у людей считанные минуты. Пришел, сдал документы, тебя зарегистрировали, получил SMS, пришел, получил новую прописку. Людям это удобно, раньше они не представляли, что такое возможно. Такие же вещи внедряются в медицине — запись на прием к врачу (через интернет). Понятно, что не все получается по мановению волшебной палочки, раз — и заработало. Мы тоже делаем ошибки, исправляем их, получаем обратную связь, корректируем. Это процесс.
Какая приблизительная стоимость таких проектов?
МВ: Это очень сложно оценить. Она зависит от кейса, на который будет ориентироваться город, от желаемого масштаба, от количества необходимого оборудования. Ни один мэр не проснется утром с мыслью: «Окей, я куплю эту сеть и превращу город в "умный"». Это долгое путешествие, на него нельзя наклеить бирку с ценой.

Обычно города начинают с доказательства работоспособности идеи, маленького пилотного проекта, чтобы понять, есть ли преимущества. Инвестиции на этом этапе очень небольшие.

Внедряя только один проект, вы уже видите его показатели, понимаете, как он позволяет экономить и увеличивает продуктивность. Когда эти данные уже на руках, становится ясно, есть ли смысл масштабировать проект. Но конкретной цены для этого назвать нельзя. Для каждого города она будет разной.
Как концепция «умного города» после реализации всех программ может повлиять на Харьков? Что изменится, какие ожидания?
АП: «Умный город» — это комплексное понятие. От сотрудничества с компанией Cisco мы ожидаем получить доступ к проектам, которые они реализовали во всем мире, а также новые знания и подходы. Украина очень динамично развивается и нам важно не отставать в тех преобразованиях, которые происходят в стране. Здесь нам хотелось бы сделать не шаг вперед, а шаг через две ступеньки — получить новые знания и их внедрить.

Понятно, жизнь харьковчан от этого может не улучшиться, многие могут даже не заметить изменений. Но органы управления городом получат больше информации и смогут принимать более взвешенные решения. Соответственно, это сэкономит бюджетные деньги и позволит улучшить качество городских сервисов.
© 1999-2018 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками "Новости компаний" и PR публикуются на правах рекламы.