Turisto: как формируется стоимость авиабилетов

4331
1

Сейчас отдать 100 евро за перелет в Европу считается значительной суммой. В Америку можно найти авиабилеты в две стороны за 300–400 евро, а в тропики на зимовку — за 400–500. Каждый путешественник знает, что ловкость, внимательность и терпеливость — залог покупки самого бюджетного варианта перелета.

Еще 5 лет назад отдать за билет на Гоа более 1 000 евро было обычным делом, а слетать в Прагу за 300 — просто удачей. Цены на авиабилеты напоминают качели. Кажется, числа меняются произвольно каждую неделю, день или час, но за этими изменениями есть вполне конкретная логика. Попробуем разобраться, как и почему меняется стоимость перелета.

Популярность маршрута

Проверим три разных направления на сайте поиска авиабилетов Turisto: Киев — Париж, Киев — Тель-Авив, Киев — Варшава. Посмотрим, как отличается стоимость на прямой перелет из Украины в эти города.

Среднее количество поисковых запросов в месяц по этим направлениям

По двум направлениям сейчас летают только две авиакомпании: из Киева в Париж — МАУ и Air France, а из Киева в Тель-Авив — МАУ и El Al. Цены на прямые перелеты приблизительно одинаковы у всех перевозчиков на конкретном маршруте. Улететь во Францию стоит от 250 евро, а в Израиль — около 100 евро.

По версии Global Destination Index, Париж входит в топ-3 самых посещаемых городов мира. Эйфелеву башню собственными глазами в 2018 году увидели почти 18 млн туристов со всего мира. Для сравнения: в Тель-Авиве в этом году было рекордное количество путешественников за все время — 4 млн человек. Это одна из причин, почему стоимость перелета из Киева в Тель-Авив более чем в два раза дешевле, чем в столицу Франции, хотя расстояние в оба города приблизительно одинаковое — около 2 500 км.

Улететь из Киева в Варшаву прямым рейсом можно не только с МАУ или LOT. Лоукосты предлагают более низкие цены, но это не особо стимулирует крупные авиакомпании снижать тарифы. Поэтому в столицу Польши можно улететь как за 23 евро, так и за 72. Цены в Варшаву намного ниже, поскольку город менее популярен среди туристов. Иностранцев в Варшаве в 2018 году было в два раза меньше, чем в Тель-Авиве — около 2 млн человек.

Заглянем на три месяца вперед: какие тарифы предлагают на рейс Киев — Париж. С мая 2019 года по этому направлению будет летать еще один французский авиаперевозчик — Aigle Azur. Каждая из трех авиакомпаний предлагает авиабилеты по разным тарифам. Самый бюджетный перелет у нового Aigle Azur стоит около 70 евро в одну сторону, у МАУ — 150 евро в одну сторону, а у Air France — 280 евро в одну сторону. 

В трехмесячном интервале тариф в 70 евро появляется каждый раз по средам и пятницам. Скорее всего, это вынужденное занижение, так как Aigle Azur только появился на украинском рынке авиаперевозок. Но это может отразиться на стоимости перелетов у двух других конкурентов. Цена около 100–120 евро будет наиболее конкурентоспособной.

Таким образом, на формирование стоимости авиабилета однозначно влияет популярность и загруженность маршрута, наличие конкурентов и их ценовая политика.

Время пребывания в пункте назначения

Деловые путешественники составляют большую часть пассажиров в течение недели. Командировки не занимают много времени. Чаще всего из бизнес-поездки люди возвращаются через несколько дней, а перелет им оплачивает работодатель. В то же время, самостоятельные путешественники более чувствительны к цене, поскольку платят за себя сами. Именно им авиакомпании стараются предлагать самые низкие цены.

Как авиакомпания отличает частного путешественника от бизнес-туриста? Те, кто ездят в командировки, обычно стараются вернуться домой на выходные. Соответственно, самые дорогие дни для обратного перелета — четверг и пятница.

В тарифах крупных авиакомпаний цена на билет в один конец составляет около 70% от перелета туда-обратно. Лучше сравнить стоимость перелета в обе стороны и отдельно двух one-way билетов. Кстати, такая система не работает с лоукостами. Поэтому можно смело покупать билеты отдельно.

Билет в один конец стоит дороже. Авиаперевозчик понимает, что пассажир будет возвращаться и заинтересован, чтобы обратно он летел этими же авиалиниями. Поэтому стоимость перелета туда-обратно дешевле. Хотя это правило работает не для всех авиакомпаний.

С какой целью человек покупает билет, в какие дни недели собирается лететь и на какой период — все это влияет на стоимость авиабилета. Идея в том, чтобы грамотно распределить цену между разными типами путешественников.

Тарифная сетка

У каждой авиакомпании существует своя тарифная сетка: некоторые предлагают 10 или 15 тарифов, лоукосты меньше — 3–5. Тарифная сетка — это вилка стоимости билетов на один и тот же рейс в конкретный день.

Например, первые 10 авиабилетов на рейс Киев — Варшава 1 июня стоят 20 евро. Когда эти 10 билетов проданы, следующие 10 продаются по более высокой цене. Последние билеты на этот день могут обойтись и в сотню евро. Так авиакомпания регулирует загруженность рейса.

Помимо количества билетов, на рост цены влияет время до даты вылета. Большинство дешевых билетов можно купить только заблаговременно. Также авиакомпании любят повышать тарифы в праздники или если в пункте назначения проходит какое-то крупное мероприятие.

Следующий фактор, который влияет на разницу в стоимости тарифов — сервис на борту, опции возврата/обмена билетов, багаж и ручная кладь, выбор места. Чем больше возможностей предусмотрено в условиях тарифа, тем выше цена билета. Но каждый пассажир во время бронирования выбирает сам — сэкономить на сервисе во время перелета или нет.

Тарифы у WizzAir

Тарифы у Ryanair

В общем, правда в том, что цены отражают готовность людей платить за авиабилеты. Здоровая конкуренция в сфере авиаперевозок, рост количества пассажиров и развитие туристической отрасли в разных странах — все это влияет на стоимость билетов. Сейчас путешествовать на самолете могут себе позволить гораздо больше людей, чем несколько лет назад. Такая тенденция определенно радует.

Узнать больше

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск