Что такое Stadia

Сервис для облачного гейминга. Для игры не понадобится мощное устройство — все вычисления проходят в облаке, пользователю просто стримят видеоряд и забирают информацию о кликах.

Пока что заявлена работа на любом устройстве с поддержкой актуальных версий браузера Chrome: телевизоры с Chromecast, ноутбуки, хромбуки, смартфоны, планшеты. В будущем проект обещают расширить на другие ОС и браузеры. На старте будет доступен стриминг вплоть до 4K-разрешения и фреймрейта в 60 fps, в будущем обещают поддержку 8K и 120 кадров в секунду.

Как это работает

Чтобы игры без проблем исполнялись в облаке, Google вместе с AMD создали серверные модули мощностью в 10,7 терафлопсов каждый. Для сравнения, производительность Xbox One X — 6 терафлопсов, у PS4 Pro — 4,2 терафлопса.

Google описывает Stadia-компьютер так: кастомная SoC от AMD с тактовой частотой 2,7 ГГц, 16 ГБ оперативной памяти, пропускная способность до 484 ГБ/сек. Ключевая особенность, на которую делает ставку Google — разветвленная инфраструктура, которая позволит игрокам со всего мира испытывать наименьшую задержку при соединении. Оборудование для Stadia установят в 7500 серверных ферм компании по всему миру. 

Если игра мультиплеерная, уменьшение задержки для Stadia-игроков якобы обеспечит то, что трафик будут проходить непосредственно между серверами Google. Соответственно, не будет и читеров. При этом, будет поддержка кросс-платформенного мультиплеера. В Google говорят, что возможности Stadia открывают дорогу для «королевских битв» на тысячи человек с современной графикой и полной разрушаемостью. Сейчас баттл-рояль игры обычно поддерживают до 100 игроков на карте.

Еще один плюс: мгновенная установка игр и отсутствие задержек на установку патчей, обновлений. От добавления игры до первого запуска проходит менее 5 секунд.

Что за геймпад

Google не собирается делать под Stadia отдельную консоль — суть в том, чтобы играть можно было на любом сравнительно современном устройстве. Для ввода можно использовать обычные USB-геймпады, но в Google также разработали свой. Он работает по Wi-Fi и подключается напрямую к дата-центру Google, в обход локального компьютера. Это еще одно усилие по уменьшению задержки.

Также на джойстике будут выделенные кнопки для сохранения скриншотов и вызова голосового помощника Google Assistant. Можно спросить «Как пройти игру?» — ассистент подскажет прохождения на YouTube.

Во что можно будет поиграть

На старте заявлены DOOM: Eternal, Assassin’s Creed Odyssey и NBA2K. Какой будет библиотека сервиса на момент запуска пока неизвестно. Качество картинки можно приблизительно оценить по двухминутной записи геймплея DOOM: Eternal в 4K и 60fps.

В Google также запустили собственную студию Stadia Games and Entertainment. Она будет разрабатывать эксклюзивы для платформы. На должность руководителя переманили Джейд Рэймонд из EA Motive (выпустила кампанию Battlefront II). Рэймонд стояла у истоков серии Assassin’s Creed.

Также в Google наладили контакт со сторонними разработчиками — девкиты Stadia получили более 100 студий, заявлена поддержка создателей ключевых движков (Havok, CryEngine, Unreal ENGINE и Unity).

Что с социальными функциями

Заводить отдельный аккаунт не потребуется, можно использовать стандартный. Google сделала большую ставку на интеграцию Stadia и YouTube. Можно будет записывать и транслировать игровой процесс прямо на YouTube в максимальном качестве без дополнительных усилий или потери производительности. 

Если автор разрешит присоединиться к его игре, можно будет перейти к геймплею просто по нажатию одной кнопки на YouTube.

Делиться игровыми моментами можно будет в виде короткой ссылки — после перехода по ней, другой пользователь окажется в том же месте, с теми же характеристиками персонажа и лутом.

Какие вопросы к сервису

Google не уточнила ряд ключевых моментов о Stadia. Например, неизвестна точная дата релиза — запустить Stadia обещают в течение 2019 года. Зато известна география проекта. В числе стран первой волны: США, Канада, центральноевропейские государства и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Украины в списке нет. 

Также неизвестна стоимость и принцип работы Stadia. За что будут платить пользователи: за время игры, за ежемесячную подписку? В Google также не уточнили, придется ли покупать цифровые копии игр.

Наконец, неясен и список игр, которые будут доступны на платформе. Google явно не будет ограничивать проект тремя релизами, но пока не готова назвать других партнеров.

Главное, непонятны сетевые требования. Какая скорость соединения и пинг будут оптимальны? Какую задержку в стандартных условиях обеспечивает сервис?

Поскольку Google не дала официальной информации, единственным источником стали ранние тесты Digital Foundry. Они играли в Assassin’s Creed Odyssey в разрешении 1080p и при 30 кадрах в секунду. Игра показала сравнительную с PC-версией графику, но изображение грешило артефактами при быстрых перемещениях. Управление в целом было отзывчивым — задержка составляла 166 мс, что сравнимо с результатом на Xbox One X, но больше показателей на PC. Если использовать фирменный контроллер, инпут-лаг будет меньше, уверены в Google. 

Почему Stadia не будет «очередным сервисом Google»

В интервью изданию Kotaku глава Google Stadia Филл Харрисон рассказал, как в компании относятся к проекту. У журналистов возникли обоснованные сомнения — не станет ли игровая платформа таким же амбициозным проектом, которые закроют через несколько лет, как Google Plus? Харрисон уверяет, что такой перспективы нет:

Я понимаю беспокойство. Но я думаю, что всем нужно посмотреть на уровень инвестиций в которые мы сделали и продолжаем делать в Stadia. Это во всех смыслах не рядовой проект. Это очень важная затея, в которую вовлечены несколько компаний. В деле не только моя команда, но и команда YouTube, команда технической и сетевой инфраструктуры. Над этим бизнесом работают тысячи людей.

Напомним, ранее AIN.UA сообщал, что Google выпустила приложение для незрячих.