IPO Lyft

Первоначально компания Lyft планировала выходить на биржу при оценке более чем $20 млрд и продавать акции по $68 за штуку. Но позже цену было решено поднять, на NASDAQ тикет LYFT вышел с ценником $72 за акцию. Но уже на старте торгов акции компании подскочили почти на 20% – до $87 за акцию. Компании удалось привлечь $2,34 млрд от инвесторов, а оценка Lyft составила $24 млрд в первый день.

Правда, до конца дня стоимость акций опустилась до $78 за штуку, а капитализация компании составила $22,5 млрд. Как пишет TechCrunch, сейчас самая большая опасность для Lyft – повторить судьбу компании Snap: в первые дни акции торговались почти по $30 за штуку, тогда как в худшие периоды для компании цена опускалась ниже $5.

Ожидается, что Uber также выйдет на IPO в 2019 году. Предварительная оценка компании составляет $120 млрд.

Какие опасения у инвесторов

Проблема Lyft в том, что компания генерирует большие убытки. По итогам 2018-го убытки составили $911 млн и это самый крупный показатель в истории по всем компаниям, которые когда либо выходили на биржу. Причем, убытки растут: в 2017-ом этот показатель был на уровне $688 млн, а в 2016-ом – $683 млн. Суммарно это более $2,3 млрд только за последние три года.

Как пишет Quartz, сейчас в Долине «модно быть убыточным»: Twitter, Spotify и много других популярных стартапов все еще убыточны. «В любом случае, компания, которая только теряет деньги – это не лучший бизнес», – говорится в материале Quartz. В декабре 2017-го у компании было $1,1 млрд свободных средств, в конце декабря 2018-го – уже $518 млн. Привлеченные через IPO деньги помогут Lyft существовать, но пока не ясно, как именно и когда компания начнет зарабатывать: информации о масштабирование нет, самые «прибыльные» города остались за Uber, комиссия для водителей с 2016-го и так составляет 25%, ей некуда расти.

В самой Lyft признают проблемы. В начале марта компания опубликовала свои финансовые показатели: $343 млн выручка в 2016-ом, $1,1 млрд в 2017-ом, $2,2 млрд в 2018-ом. Но росли и убытки. При этом представители компании заявили, что в будущем убытки также будут расти: слишком дорого обходится конкуренция с Uber, маркетинг и развитие. Когда компания начнет получать прибыль – неизвестно.

Еще одно опасение – нерегулируемая среда. Сейчас в Штатах деятельность компаний вроде Uber и Lyft слабо регулируется. Если в будущем власти начнут предпринимать меры, это может негативно повлиять на оценку компании.

Но инвесторы делают ставку на рост сервиса. После скандала #deleteuber, когда в США компания прошла кампания против Uber, сервис Lyft показал мощный рост и сейчас на рынке Штатов нет полноценной гегемонии Uber. Растет и число поездок: 29 млн в первом квартале 2016-го – 178 млн поездок в четвертом квартале 2018-го. Делается ставка на то, что в будущем число поездок продолжит расти, а значит и доход Lyft. Также компания развивает свои сервисы аренды велосипедов и скутеров, где нет необходимости делиться прибылью – нет водителей.

Также инвесторы надеются, что в будущем Lyft сможет избавиться от водителей и в автомобилях. Сейчас партнерские соглашения подписаны с американским стартапом Waymo, компанией Ford Motor, а также британской Jaguar Land Rover. Одна из целей компании – уже в следующие 5 лет выпустить на рынок беспилотные авто для организации части поездок. Это позволит избавиться от водителей и забирать себе всю выручку.

Кто заработал на IPO

За последние несколько лет инвестиции в Lyft составили превысили $4 млрд. На данный момент инвесторам все вернулось сполна. После выхода компании на биржу, доли сразу пяти крупнейших инвесторов оценили более чем в $1 млрд (при стоимости акций в $78 за штуку). Свои миллиарды могут получить Rakuten, General Motors, Fidelity, Andreessen Horowitz и Alphabet.

IPO позволило озолотиться и топ-менеджменту компании:

Впрочем, как пишет Quartz, важно не то, во сколько доля оценивается сейчас. Согласно правилам, большей части инвесторов и менеджменту продавать свои акции можно только через 180 дней после регистрации компании на бирже (28 марта). А это значит, что только через полгода можно продать свои акции и вернуть кэш. На примере компании Blue Apron издание показывает, как все может развернуться: акции компании начали торговаться по $10 за штуку, а через 180 дней опустились в цене на 60% и достигли $4.

Краткая история появления Lyft

Компанию Lyft основали два партнера – Джон Циммер и Логан Грин. Все началось с создания сервиса Zimride, основанного в 2007 году. Его первоначальной идеей стало создание сервиса, который позволял владельцу авто набирать попутчиков для поездок. Целевая аудитория – студенты, которые могли найти себе авто или попутчиков для поездки к кампусу или из него. Простая идея нашла отклик: до 2011 года партнеры собрали почти $9 млн инвестиций и грантов на развитие своего проекта.

Официальной датой запуска компании считается 2012 год, но название Zimride на Lyft изменили лишь в мае 2013-го. Это сделали для того, чтобы избавиться от прошлой ассоциации (разовые редкие часто долгие поездки) и представить новое позиционирование (частые короткие переезды в городе). Для развития и популяризации сервиса запустили мобильное приложение (раньше попутчики находили авто через группы в Facebook), оно работает по аналогии с известными в Украине Uber или Uklon.

Теперь этих усов у машин нет.

Примечательный момент – огромные розовые усы на капотах автомобиля. Это часть маркетинговой стратегии, ее придумал внедрить Циммер. Считалось, что такой ход поможет выделиться на фоне Uber и станет отличительной чертой Lyft. Правда, усы вызвали немало критики: кто же захочет приезжать на деловую встречу к дорогому ресторану на автомобиле с усами. Усы продержались до 2016 года.

В отличие от Uber, основная география работы Lyft – США (также действует в Канаде). Компания начала с нескольких городов, в 2014-ом их число выросло до 60, к 2017-у – уже под 200 городов, а сейчас их число достигло 300. Компания Uber работает в 267 городах Америки (общее покрытие достигает 800 городов по всему миру). Также у Lyft есть сервисы аренды велосипедов и скутеров.